Вальтер Екатерина
Конспект занятия «Насекомые» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по теме : «Насекомые» (подготовительная группа)
Цель:
Расширить и закрепить знания детей о насекомых.
Публикация «Конспект занятия „Насекомые“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2022
Оборудование: предметные картинки насекомых. Бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза. Дидактическая игра «Четвертый лишний», (сюжетные картинки на которых показано превращение гусеницы в бабочку).
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в гости к маленьким жителям лесной полянки – насекомым
Их разновидностей не счесть,
Размеры малые, но есть,
Три пары ног, глаза и крылья,
Вредят порой непоправимо.
Животным могут досаждать,
Растительность всю истреблять,
Ну, вижу, дети их узнали,
Стихами насекомых описали!
Автор:Леонов
Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, находят картинку
То – самолёт, то – вертолёт.
Так красив её полёт,
Что завораживает взор!
Её крыло – сплошной узор,
Большие, в сеточку глаза.
Красотка в небе (Стрекоза)
Воспитатель:
- Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?
Стрекозы - самые быстролетающие насекомые. Они иногда только садятся куда-либо и делают это очень редко. Большую часть жизни они летают, не чувствуя усталости. Питаются стрекозы насекомыми, в больших количествах поедая мух, комаров и мошек. Поэтому стрекозы относятся к хищникам.
Я пахну летом и пыльцой.
Лечу к цветочкам пулей.
Но я бываю очень злой.
К тому, кто лезет в улей… (Пчела)
Воспитатель:
- Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?
Пчёлы большие труженики, они целыми днями собирают нектар.
Пчела способна распознать запах цветка с нектаром на расстоянии более километра. Она может поднять вес, превышающий её собственный в тридцать-сорок раз. На зиму пчёлы впадают в спячку. Пчёлы большинства видов, в отличие от ос, умирают сразу после того, как выпустят жало
Живёт в лесу малыш изящный,
Пусть ростом мал, да работящий.
Весь день без устали снуёт –
То прут, то брёвнышко несёт… (Муравей)
Воспитатель:
- Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?
Муравьи – удивительные существа, они очень сильные и способны поднимать вес, превышающий их собственный в десятки раз. Муравьи не имеют ушей, как люди. Они «слышат» путем измерения вибраций. Муравьи помогают окружающей среде. Они распространяют семена, опыляют растения, уничтожают вредителей и улучшают качество грунта. Будучи искусными строителями, муравьи строят муравейники из стеблей травы, щепочек, хвои, песка, являясь тем самым чистильщиками леса.
Я похожа на цветок
И на бантик тоже.
Очень я люблю лужок
В летний день погожий.
Я порхаю по цветам,
Пью нектар их сладкий.
Кто я, догадайся сам,
Отгадай загадку. (Бабочка)
Воспитатель:
- Какие слова вам подсказали, что это бабочка?
Бабочки – наверное самые красивые. Они являются символом любви, красоты, чистоты и радости. Невозможно представить, как из невзрачных гусениц появляются эти прекрасные создания. Большинство бабочек живут очень недолго – всего лишь 15 – 29 дней.
Эта крошечка-красотка
Крылья расправляет ловко.
Платье красное в горошек,
Несколько красивых ножек.
Симпатичная головка,
Это. (божья коровка)
Воспитатель:
- А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?
Божьи коровки — это жуки, которые обитают на нашей планете практически повсеместно. Сверху божьи коровки усыпаны черными крапинками, и чем меньше на их тельце этих черных точек, тем божья коровка старше. Черные точки на спинке не только украшают ее, но и служат для отпугивания хищников. Птицы не едят божьих коровок. Если божьей коровке угрожает опасность, то она может испугать своего обидчика резко пахнущей жидкостью, которую выпрыскивает из коленных суставов ножек. Лягушки и птицы опасаются этой ядовитой жидкости и не охотятся на этих насекомых.
- Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках? (Насекомые)
- Какой основной признак всех насекомых? (У всех насекомых по 6 лапок.)
- А паук – это насекомое? (Нет, т. к. у них 8 лапок)
- А вы знаете какие насекомые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка)
Кто пойдёт и выбирит всех насекомых хищников.
- Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми.)
- Назовите полезных насекомых. (бабочка, пчела, муравей.)
- Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? (Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.)
- Назовите вредных насекомых. (Муха – разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар т. к. он является переносчиком болезней)
Пальчиковая гимнастика «Божья коровка»
Если я найду жука- (Протянули ручки вперед)
-подержу его в руках, (сжали кулачки)
Посажу его в ладошку, (раскрыли ладошки)
Пощекочет он немножко, (пальчиками пощекотали ладошки)
Пальчиком потрогаю (указательным пальчиком поводили по ладони)
Коровушку безрогую.
Дай, коровка, молока, (сжали и разжали кулачки)
Брызни желтеньким слегка. (встряхнули пальчиками)
А коровка убегает, (двумя пальчиками «бегаем» по ладошке)
С пальчиков переползает. (обводим каждый пальчик)
Ты, коровка божья, (сложили ладони вместе)
На пуговку похожая, (соединили большие и указательные пальчики в кольцо)
С черненькими точками. (ставим пальчиками точки на ладошках)
Дружишь ты с цветочками, (сложили ладони вместе)
По небу летаешь, (помахали ручками)
Деток созываешь. (зовем ладошками к себе)
Надо мне тебя поймать, (сжали кулачки)
Точки посчитать опять. (считаем, загибая пальчики)
Есть ли у коровки
Платьишки – обновки?
Посчитаю – отпущу, (разжимаем ладошки)
Посажу на ветку.
Ты, лети, коровка, дальше (дуем на ладошки)
К своим малым деткам.
(Э. Рябова)
Игра «4 лишний». Составление предложений с союзом «потому что».
Дети садятся возле фланалеграфа. На фланелеграфе расположены картинки.
Воспитатель:
- Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?
Выкладываю картинки: кузнечика, пчелы, муравья, паука.
Лишний паук, потому что он не относится к насекомым.
Выкладываю картинки: лягушки, пчелы, комара, кузнечика.
Лишняя лягушка, потому что она не насекомое, а земноводная.
Выкладываю картинки: бабочки, стрекозы, пчелы, муравья.
Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают.
Выкладываю картинки: бабочки, пчелы, муравья, мухи.
Муха лишняя, потому что она. вредное насекомое, а остальные полезны
Воспитатель:
Давайте рассмотрим на картинке этапы появления бабочки?
Жизнь бабочки начинается в маленьком круглом или овальном яйце. Бабочка откладывает яйца на листья, к которым прикрепляются с помощью клейкой жидкости. Из яиц появляются гусеницы. Сразу после появления гусеница начинает усиленно питаться. За три недели гусеница может прибавить в весе в несколько тысяч раз. После гусеница превращается в куколку.
Как это происходит? Гусеница выделяет шелковую нить, прикрепляет ее к какому-либо растению или листу, а потом повисает на ней в воздухе. После этого гусеница начинает окукливаться.
И, наконец, последняя стадия - самая волшебная – появление бабочки. Приходит день, когда кокон-оболочка куколки лопается, появляется трещина и из нее появляется прекрасная бабочка!
Дидактическая игра “Кто как передвигается?”
Воспитатель: Каждое насекомое по-своему передвигается, а сйчас давайте с вами вспомним, как же передвигаются насекомые.
Муравей ползает, а бабочка (порхает).
Гусеница ползает, а кузнечик (прыгает).
Оса летает, а червяк (ползает).
Кузнечик прыгает, а комар (летает).
Таракан ползает, а стрекоза (летает).
Бабочка порхает, а пчела (летает).
Божья коровка летает, а жук (ползает).
Ребята, что интересного вы сегодня узнали на занятии?
Релаксация. «Порхание бабочки»
- Ребята, мы сегодня с вами многое узнали, устали. Давайте отдохнем.
Присядьте на коврик, закройте глаза и представьте себя насекомыми.
Представьте себе прекрасный весенний день. Вы сидите на зеленом лугу. Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и спокойно. Вообразите себе, что вы — легкие бабочки с большими и красивыми крыльями. Ваши ручки легкие-легкие — это крылья бабочки. И тело ваше стало тоже легкое-легкое, взмахнули крылышками и полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Вам хорошо и приятно. Но вот пришло время возвращаться домой. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь друг другу.