Папки-передвижки

Конспект занятия «Смоленская крепостная стена» в старшей группе

Оксана Саксонова
Конспект занятия «Смоленская крепостная стена» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Цели:

закрепить знания об истории Смоленска, строительстве крепостной стены;

– дать знания о плане крепости, названиях её башен, их назначении;

– воспитывать в детях любовь к родному городу.

Ход занятия

– Ребята, вы узнали это место в Смоленске (вид на крепостную стену? Что это? (Смоленская крепость).

Темочки:

Я вам уже рассказывала о том, как возник наш город. Теперь вы расскажите мне всё, что помните. (Если дети затрудняются, воспитатель задаё т им наводящие вопросы:

– где возник Смоленск – там, где была река, богатая рыбой, леса, богатые дичью и плодородная земля;

– зачем люди огораживали свои поселения – для защиты от врагов;

– из чего строили первые городские укрепления – из дерева).

– Сегодня мы подробно рассмотрим, что же представляет собой Смоленская крепостная стена. Мы вспомнили, что крепость строили для защиты от врагов. Внимательно посмотрите на картинки и скажите, по каким признакам видно, что наша крепость хорошо защищала город от врагов. (Высокие стены, бойницы).

– Да, стены нашей крепости, действительно очень высокие – с трёхэтажный дом, а в некоторых местах с шестиэтажный. Конечно, перебраться через такие стены и сейчас очень сложно, а в давние времена было ещё труднее.

– Вы обратили внимание на узкие бойницы в стенах. Через них защитники крепости стреляли в нападавших врагов. С внутренней стороны проходит боевая площадка, чтобы люди могли не только стоять на одном месте, но и передвигаться от одной бойницы к другой. Говорят, что ширина стены такова, что по ней можно было свободно проехать на тройке.

Крепостная стена имела трехъярусную систему боя. Подошвенный бой – был оборудован в прямоугольных печурах (камерах, которых устанавливались пушки и пищали). Средний бой – размещался в траншеевидных сводчатых камерах в центре стены, в которых стояли пушки. Стрелки поднимались к ним по приставленным деревянным лестницам. Верхний бой – располагался на верхней боевой площадке, ограждённой зубцами. Боевые и глухие зубцы чередовались. Между зубцами возвышались невысокие кирпичные перекрытия, из-за которых воины стреляли с колена. Площадку накрывала двухскатная тёсовая крыша, предохранявшая от осадков стоявшие под ней орудия.

– Посмотрите на эту схему. Здесь отмечены все башни, как сохранившиеся до наших дней, так и те, что были разрушены и до сих пор не восстановлены. Попробуйте их посчитать. Мы с вами насчитали 38 башен, сегодня сохранилось 18 из них.

– А как вы думаете, для чего нужны башни?

– Башни занимают особое место в крепости – наблюдение, продольный обстрел стен, подступов к ним, защита ворот, укрытие войск, опорные пункты обороны.

– Посмотрите на макет Смоленской крепости внимательно и скажите, все башни одинаковые? Какие вы видите башни? (Большие и маленькие, круглые, квадратные, прямоугольные).

– Форма и высота башен определялась рельефом. За оврагами и рвами, башни ниже, на ровной местности – выше. В Смоленской крепостной стене не было ни одной одинаковой башни. Тринадцать глухих башен имели прямоугольную форму. С ними чередовались шестнадцатигранные (семь башен) и круглые (девять).

– Круглые и шестнадцатигранные башни были наиболее прочными, и из них можно было вести обстрел вкруговую, потому что враг был виден не только впереди, но и вдоль всех стен. (Воспитатель предлагает кому-нибудь из детей выйти и провести указкой вдоль стены от одной круглой башни до дугой, и дети убеждаются, что действительно с круглых башен более полный обзор.)

– Давайте рассмотрим внимательно макет и схему крепости и попробуем догадаться, где были ворота.

– В девяти башнях имелись проезжие ворота. Главная проезжая башня – Фроловская (Днепровская, через которую проходил выезд к столице Российского государства. Второй по значению была Молоховская башня, открывавшая дорогу на Киев, Красный, Рославль. Семь дополнительных воротных башен (Лазаревская, Крылошевская, Авраамиевская, Никольская, Копытенская, Пятницкая и Воскресенская, были сделаны попроще, и не имели того значения, как первые две.

– А почему именно в этих местах были сделаны ворота? Сделали бы вдоль одной стены. Подумайте. (Ворота расположены так, чтобы в город можно было войти со всех сторон, чтобы жители могли быстро укрыться за стенами крепости, когда к их домам подступал враг).

– Посмотрите на современные фотографии нашей крепости. В некоторых башнях проездные ворота были не насквозь. Выезд из города был сбоку. Как вы думаете, для чего это было так устроено? (Такие ворота очень трудно пробить тараном).

– Помните, как звали архитектора, придумавшего и построившего такую необычную и большую крепостную стену? (Фёдор Конь).

– Зодчий Федор Конь творил не только по законам целесообразности (т. е. необходимости, практичности, но и по законам высокого искусства, поэтому бойницы были украшены наличниками, какими украшали на Руси окна мирных домов. Но камень был «столь тверд, что подобной доброты при многих опытах сделать было невозможно». Молва гласит, что русский царь Борис Годунов назвал смоленские стены «красотой неизглаголенной, подобно которой нет во всей поднебесной, ибо как на важной боярине красовито лежит многоценное ожерелье, прибавляя ей красоты и горделивости, так Смоленская стена станет теперь ожерельем всея Руси Православной на зависть врагам и на гордость Московского государства».

– Давайте сейчас полюбуемся видами нашей крепостной стены, которые неизменно восхищают и поражают всех гостей нашего города. Четыре века Смоленская крепостная стена служила щитом на западной стороне Руси. Русские государи всегда заботились об укреплении Смоленска, так как наш город имел важное стратегическое значение в связи с оборонительными позициями. Сейчас Смоленская крепость представлена сохранившимися фрагментами стен и несколькими башнями. Они окружают старый Смоленск и по холмам спускаются к Днепру. Большинство башен были разрушены во время войн и сражений. Северо-восточный участок стены вдоль Днепра разобрали еще в XIX веке, западный — в 30-е годы прошлого века. Смоленская крепость не только замечательный памятник русского военно-инженерного искусства. Это и великолепный памятник зодчества. Талант «городового мастера» Федора Коня сказался в том, что, возводя со-оружение, имевшее прежде всего прикладное, оборонительное назначение, он создавал и прекрасный архитектурный ансамбль. Пропорции башен, их силуэты выдают руку крупного мастера, не только военного инженера, но и художника. С тонким мастерством прорисованы все архитектурные детали. Правда, их очень немного: боевая крепость должна была выглядеть суровой, а излишние декоративные элементы могли придать ей нарядный и тем самым менее неприступный вид. Крепостная стена не нарушила планировку города. Она, как дивное ожерелье, вписалась в местный пейзаж, и по сей день радуя нас своей строгой и величественной красотой.

Публикации по теме:

«Говорящая стена» в младшей группе «Край родной — Приморье»«Говорящая стена» в младшей группе «Край родной — Приморье» «Говорящая стена» – инструмент, который позволяет необычным образом изменить развивающую предметно-пространственную среду ДОУ, в своеобразный.

Говорящая стена «Весна»Говорящая стена «Весна» В каждом детском саду перед воспитателями и сотрудниками, стоит задача - как оформить все помещения здания, чтобы в нем было не только уютно,.

Развивающая стена в группеРазвивающая стена в группе (Из опыта работы.) Развивающая стена. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации с 1 января 2014 года введен в действие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Смоленская крепостная стена» в старшей группе
Опубликовано: 30 января 2025 в 22:12
+51Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Смоленская крепостная стена» в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Саксонова (УИ 416622) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев
Календарь
08 февраля 2025 суббота
Отмечаем день науки с будущими учеными!
"Лыжня России-2025!" В этом году гонка посвящена 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
Пионеры-герои Великой Отечественной войны
Знакомимся с профессией химик!
09 февраля 2025 воскресенье
Самолёт построим сами!
Бережем зубки с детства!
Играем в волейбол!
Готовим, играем и учимся с пиццей!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД