Ольга Мамонова
Конспект познавательно-игрового занятия для подготовительной группы «Эти удивительные насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, изобразительная.
Цель: обобщить знания детей о насекомых, создать условия для закрепления знаний в творческой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
-уточнить и расширить знания детей о насекомых;
-активизировать словарь по теме «Насекомые»;
-учить детей украшать силуэты бабочек аппликативными и декоративными средствами.
Воспитательные:
-воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия;
Публикация «Конспект познавательно-игрового занятия для подготовительной группы „Эти удивительные насекомые“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
-воспитывать умение работать в коллективе, слушать и слышать товарищей и воспитателя.
Развивающие:
-развивать познавательный интерес;
-развивать связную речь;
-развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
-развивать чувство формы и цвета, композиционные умения.
Возможные достижения ребенка: умеет поддерживать беседу о насекомых, высказывать свою точку зрения; интересуется изобразительной детской деятельностью (аппликация на тему «Бабочки летают»).
Материалы и оборудование: картинки с изображением бабочки, пчелы, майского жука, паука, муравья, кузнечика; цветная бумага, готовые бумажные формы силуэты бабочек, аппликативные элементы; ножницы, простые карандаши, салфетки бумажные и тканевые, клей, клеевые кисточки, розетки для клея, клеенки, фломастеры; незавершенная композиция «Бабочки-красавицы».
Предварительная работа: повторное рассматривание иллюстраций, репродукций, фотографий, изображающих весенний и летний луг; рассматривание изображений насекомых и других обитателей луга, беседа о животных, обитающих на лугу; рисование жуков и бабочек сухими материалами с передачей характерных признаков; беседа на природоохранную тему (почему нельзя рвать цветы, уничтожать насекомых); дидактические игры с художественным содержанием на развитие восприятия цвета, формы и композиции (например, «Что бывает такого цвета?», «Одинаковые – разные», «Радуга»).
Содержание организованной деятельности детей
1. Введение игрового момента.
-Здравствуйте, ребята!
-Сейчас я загадаю вам загадку, а вы будете выполнять соответствующие тексту движения.
Спал цветок и вдруг проснулся (Руки сначала подняты к лицу, и сложены вместе под щекой, затем опущены. )
Больше спать не захотел. (Дети мотают головой.)
Шевельнулся, встрепенулся, (Дети машут «крыльями».)
Взвился вверх и улетел. (Дети подпрыгивают.)
-Что же это за необычный цветок, который умеет летать, ребята? (Бабочка.)
-К какой группе относится бабочка? (К насекомым.)
-Сегодня мы будем закреплять знания о насекомых. Насекомые – самая многочисленная группа живых существ. Зоологам известно более 1 млн видов насекомых, и каждый год открываются тысячи новых.
2. Ознакомление с различными насекомыми.
-Сядьте удобнее, и давайте с вами начнем наше путешествие. Представьте, что мы оказались на зеленой полянке луга. Кого же мы встретили первым?
Домовитая хозяйка
Пролетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком.
-Что это за насекомое? (Пчела.)
-Посмотрите на пчелу на рисунке. Есть ли крылышки у пчелы? (Да.) Какие? (Прозрачные.) Сколько у неё ножек? Посчитайте. (Шесть.)
-Отгадав следующую загадку, вы узнаете, кто прилетел к пчеле в гости.
Тёплым днем, весною, в мае
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук.
Я жужжу! Я майский. (жук.)
-Посмотрите на жука на рисунке. Сколько ножек у жука? (Шесть.)
-А есть ли крылышки у жука? (Да.)
-Наше путешествие продолжается, с цветочной поляны мы перешли на просторную травянистую лужайку. Мы встречаем новое насекомое. Кто изображен на картинке? (Паук.)
-Этот паучок гуляет по траве, а где еще можно встретить паучков и больших пауков? А где они живут, какой у них домик? (Пауки строят домик из паутины.)
-А пауки летают? Почему нет? (Это насекомое ползающее. У него нет крыльев.)
-Отгадайте загадку:
Тащит он соломинку
К маленькому домику.
Всех букашек он сильней
Наш трудяга… (муравей).
-Посмотрите на муравьев на картинке, почему они быстро бегают, что у них есть? (Есть много ножек.) А крылышки у них есть? Могут ли муравьи летать? (Нет.)
-Гуляя на зеленой лужайке, к нам кто-то неожиданно подскочил:
А в траве зеленой тихо
Скачет по травинкам лихо
Весь в зеленом человечек
Шустрый маленький … (кузнечик.)
-Рассмотрите кузнечика на рисунке. Сколько ножек у кузнечика? (Шесть.) Какие они? (Длинные.)
-Как прыгают кузнечики? (Высоко отталкиваясь длинными задними ногами.)
-Ребята, бабочки, пчелы, жуки, муравьи, пауки, кузнечики – это все насекомые.
-Как передвигаются пчелы, бабочки, жуки? (Они летают.)
-Как передвигаются муравьи, пауки? (Они ползают.)
-Как передвигаются кузнечики? (Они прыгают.)
3. Подвижная игра «Пчела».
-Давайте поприветствуем насекомых, вставайте в кружок.
Воспитатель читает стихотворение Н. Нищевой, а дети выполняют движения, соответствующие тексту.
Прилетела к нам вчера
(Дети бегают по кругу на носочках и машут «крыльями».)
Полосатая пчела,
(Загибают по одному пальчику на название каждого насекомого.)
А за нею шмель-шмелек,
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза
Как фонарика-глаза
(Показываем пальцами два круга у глаз.)
Пожужжали, полетали
(Бегают по кругу на носочках и машут «крыльями».)
От усталости упали.
(Приседают на ковер.)
-А нам пора домой, давайте встанем в круг. И скажем: «Раз, два, три, покружись, снова в группе окажись».
Дети возвращаются на свои места.
4. Аппликация силуэтная симметричная с элементами рисования «Бабочки летают».
Воспитатель показывает изображения красивых бабочек, предлагая полюбоваться, читает стихотворение А. Фета «Бабочка» и предлагает создать красивую композицию «Бабочки-красавицы».
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем –
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот – дышу.
Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.
Воспитатель показывает детям изображения нескольких бабочек, вырезанных из однотонной бумаги, чтобы был виден силуэт. Спрашивает в чем сходство и отличие этих бабочек между собой. По ходу занятия воспитатель показывает детям, как можно украсить бабочек - дорисовать узор фломастерами, красками или приклеить аппликативные элементы.
Силуэты бабочек дети переносят на незавершённую композицию, рассматривают, любуются красивыми цветосочетаниями и формами. Воспитатель предлагает разместить и наклеить силуэты так, чтобы было красиво. Воспитатель советует детям приклеивать только туловища бабочек, чтобы крылышки свободно поднимались над поверхностью.
5. Рефлексия.
-Куда мы сегодня совершили путешествие? (На лесную полянку и травяную лужайку.)
-О каких насекомых мы сегодня говорили? (О бабочке, кузнечике, жуке и др.)
-Посмотрите на композицию и скажите, что умеют делать ваши бабочки? (Порхать с цветка на цветок, собирать пыльцу, летать и т. д.)
Список использованной литературы
1. Колдина Д. Н. Аппликация с детьми 4-5 лет. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. - С. 44-45.
2. Колдина Д. Н. Рисование с детьми 4-5 лет. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. - С. 42-43.
3. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Старшая группа (от 5 до 6 лет) / авт. -сост. Н. В. Лободина. - Волгоград: Учитель, 2016. - С. 303-305.
4. Развивающие занятия с детьми 5-6 лет. Под ред. Парамоновой Л. А. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2013. - С. 730-732.