Лучший педагог года Итоги 2024

Конспект занятия «Русская изба» в старшей группе

Оксана Саксонова
Конспект занятия «Русская изба» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Цели:

1. Познакомить детей с интерьером русской избы, предметами русского быта малой Родины.

2. Приобщить детей к устному народному творчеству, народным играм.

3. Вызвать интерес к русским традициям; к предметам прошлого.

4. Научить детей делать народную куклу-оберег «день-ночь».

Оборудование: материал двух цветов для изготовления куклы; ленты для игры; схема русской избы; карточки с изображением предметов русской старины; презентация «Русская изба», интерактивная доска.

Ход занятия

- Давным-давно, в далекие времена жили-были добрые молодцы – могучие богатыри русские и девицы-красавицы. А у них добрые матушки и мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома рубить, умели холсты ткать, узорами их вышивать, а также Родину защищать от нашествий вражеских. В ту пору государство наше называлось Киевская Русь, так как столица была в Киеве, а не в Москве как сейчас. И город наш Смоленск стоял на берегу Днепра, только был он не такой большой, как сейчас, а умещался весь внутри нашей крепостной стены.

- Ребята, скажите, а что такое «старина»? (Ответы детей) Это то, что было до нас, в далекие времена.

Умный, сильный наш народ

Свою землю бережет.

А преданья старины

Забывать мы не должны!

- И в старину, и в наше время у каждого человека должен быть дом. Для чего человеку дом? (Ответы детей)

- Почему говорят «В гостях хорошо, а дома лучше»? (Ответы детей)

- Трудно преуменьшить значение дома для человека. Все мы приходим в свой дом, чтобы отдохнуть, набраться сил. Дом связан с семьей. Уже в глубокой древности человек стремится построить для себя жилище, в котором можно укрыться от непогоды, согреться у домашнего очага. Русская народная пословица гласит «Не дом хозяина красит, а хозяин дом». Что это значит? (Ответы детей)

- Ребята, сейчас мы с вами посмотрим, как выглядела русская крестьянская изба, какие предметы быта в ней были и для чего они служили. (Просмотр презентации «Русская изба»)

Физкультминутка:

За дровами мы идем

И пилу с собой несем,

Вместе пилим мы бревно,

Очень толстое оно.

Чтобы печку растопить,

Много надо напилить!

Чтоб дрова полезли в печку,

Их разрубим на дощечки.

- Ребята, а теперь посмотрите, какие у меня есть карточки. На них изображены те предметы быта, которые мы видели в русской избе. Сейчас вы будете находить карточку с тем предметом, о котором я вам расскажу и располагать ее на схеме избы. Сначала я попрошу вас найти «красный угол».

(Дети находят карточку и располагают ее на схеме.)

- Красный угол от слова «красивый» располагался в переднем углу дома. Что мы увидели в красном углу? (Ответы детей)

- Летом спит

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают - глотает. (Печь)

Дети находят карточку и располагают ее на схеме.

- Печь была центром избы. В одной избе она белая, в другой - расписная. Ее украшали особенно тщательно. Печь кормила семью, согревала дом, на ней спали детки, старики и даже мылись. Печь находилась напротив «красного угла».

- Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит - отдает.

А сам в угол идет. (Ухват)

Дети находят карточку и располагают ее на схеме.

- Выпускает жаркий пар

Древний чайник (Самовар).

Дети находят карточку и располагают ее на схеме.

- Пространство у печи- женская половина, «бабий кут». Здесь все, чем заведовала женщина, хозяйка дома.

- Мы уже поставили сюда ухват, самовар. Чего не хватает? (Кувшины, утюг, коромысло) Дети находят карточку и располагают ее на схеме.

- Ножек четыре,

Шляпок одна,

Нужен, коль станет

Обедать семья. (Стол)

Дети находят карточку и располагают ее на схеме.

- Стол - одна из основных частей избы. Его называли «белая ладонь», по нему нельзя было лазить, садиться на него. Это место семейной трапезы.

- От двери до боковой стены располагалась лавка. (Дети находят карточку и располагают ее на схеме.)

- Рядом с лавками стояли сундуки. (Дети находят карточку и располагают ее на схеме.)

- Лавки и сундуки были спальными местами. Какая карточка осталась? Что это? Это светец - в него вставляли деревянную палочку, которую поджигали - лучину для освещения комнаты.

- Вот такая изба у нас получилась. А еще люди в старину любили играть в игры.

Хороводная игра «Вышел Ваня погулять».

(Ваня идет внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют.)

Стал подружку выбирать.

Стал подружку выбирать,

Кому ленточку отдать.

(Дети останавливаются).

Поклонись, поклонись. (Ваня кланяется выбранной девочке. Девочка отвечает).

Да за ленточку держись.

- Ребята, есть очень много настоящих старинных вещей которые вы можете увидеть в музеях нашего города.

Это и самовары и ножи, и прялки и ухваты и даже скелет мамонта. Вы можете сами попробовать сделать из глины кувшины и кружки. Если вы с родителями в выходной пойдете в такой музей, обязательно расскажите нам, что вы там увидели.

Продолжение занятия во второй половине дня.

- А сейчас представим, что мы находимся в настоящей мастерской, где делали первых кукол. Сегодня я хочу научить вас делать куклу-оберег, которая называется «день-ночь». Эта кукла символизировала сутки. Эта кукла оберег жилища. Она жила в доме, и хозяин, и хозяйка разговаривали с куклой. Ежедневно утром ее поворачивали к себе светлой стороной, а вечером – темной. Утром обращались к светлой стороне с пожеланиями, просьбами, чтобы день был удачный в делах, благополучным. Вечером перед сном, чтобы ночь прошла спокойно, чтобы все проснулись живыми, здоровыми и отдохнувшими.

- Перед вами лежит ткань разного цвета, как вы думаете, какая ткань подойдет для девочки-ночи? (Ответы детей).

Дети по образцу делают первую куклу День. Когда кукла готова, воспитатель предлагает детям вспомнить последовательность работы первой куклы, назвать с чего начинали работу, что делали потом. Дети делают вторую куклу сами. Во время работы играет народная музыка.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о тематическом дне «Русская изба» в разновозрастной группеФотоотчёт о тематическом дне «Русская изба» в разновозрастной группе Цель:формировать представление об облике русской деревни. Задачи: закрепить знания о том, что изба - часть русской национальной культуры;.

Конспект занятия «Хлеб в обрядах и традициях русского народа» в мини-музее «Русская изба» Конспект занятия в мини–музее «Русская изба» «Хлеб в обрядах и традициях русского народа». Цель: Ознакомление детей с обрядами и традициями,.

Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Русская изба. Ставни»Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Русская изба. Ставни» Цель: Формирование представлений о русской избе. Задачи: -Продолжать знакомить детей с русской деревней, устройством крестьянского дома.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект занятия «Русская изба» в старшей группе
Опубликовано: 30 января 2025 в 21:54
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Русская изба» в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Саксонова (УИ 416622) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
01 февраля 2025 суббота
Последний месяц зимушки — февраль.
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
*



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД