Оксана Саксонова
Конспект занятия «Русская изба» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1. Познакомить детей с интерьером русской избы, предметами русского быта малой Родины.
2. Приобщить детей к устному народному творчеству, народным играм.
3. Вызвать интерес к русским традициям; к предметам прошлого.
4. Научить детей делать народную куклу-оберег «день-ночь».
Оборудование: материал двух цветов для изготовления куклы; ленты для игры; схема русской избы; карточки с изображением предметов русской старины; презентация «Русская изба», интерактивная доска.
Ход занятия
- Давным-давно, в далекие времена жили-были добрые молодцы – могучие богатыри русские и девицы-красавицы. А у них добрые матушки и мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома рубить, умели холсты ткать, узорами их вышивать, а также Родину защищать от нашествий вражеских. В ту пору государство наше называлось Киевская Русь, так как столица была в Киеве, а не в Москве как сейчас. И город наш Смоленск стоял на берегу Днепра, только был он не такой большой, как сейчас, а умещался весь внутри нашей крепостной стены.
- Ребята, скажите, а что такое «старина»? (Ответы детей) Это то, что было до нас, в далекие времена.
Умный, сильный наш народ
Свою землю бережет.
А преданья старины
Забывать мы не должны!
- И в старину, и в наше время у каждого человека должен быть дом. Для чего человеку дом? (Ответы детей)
- Почему говорят «В гостях хорошо, а дома лучше»? (Ответы детей)
- Трудно преуменьшить значение дома для человека. Все мы приходим в свой дом, чтобы отдохнуть, набраться сил. Дом связан с семьей. Уже в глубокой древности человек стремится построить для себя жилище, в котором можно укрыться от непогоды, согреться у домашнего очага. Русская народная пословица гласит «Не дом хозяина красит, а хозяин дом». Что это значит? (Ответы детей)
- Ребята, сейчас мы с вами посмотрим, как выглядела русская крестьянская изба, какие предметы быта в ней были и для чего они служили. (Просмотр презентации «Русская изба»)
Физкультминутка:
За дровами мы идем
И пилу с собой несем,
Вместе пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Чтобы печку растопить,
Много надо напилить!
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощечки.
- Ребята, а теперь посмотрите, какие у меня есть карточки. На них изображены те предметы быта, которые мы видели в русской избе. Сейчас вы будете находить карточку с тем предметом, о котором я вам расскажу и располагать ее на схеме избы. Сначала я попрошу вас найти «красный угол».
(Дети находят карточку и располагают ее на схеме.)
- Красный угол от слова «красивый» располагался в переднем углу дома. Что мы увидели в красном углу? (Ответы детей)
- Летом спит
Зимой горит,
Рот открывает,
Что дают - глотает. (Печь)
Дети находят карточку и располагают ее на схеме.
- Печь была центром избы. В одной избе она белая, в другой - расписная. Ее украшали особенно тщательно. Печь кормила семью, согревала дом, на ней спали детки, старики и даже мылись. Печь находилась напротив «красного угла».
- Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит - отдает.
А сам в угол идет. (Ухват)
Дети находят карточку и располагают ее на схеме.
- Выпускает жаркий пар
Древний чайник (Самовар).
Дети находят карточку и располагают ее на схеме.
- Пространство у печи- женская половина, «бабий кут». Здесь все, чем заведовала женщина, хозяйка дома.
- Мы уже поставили сюда ухват, самовар. Чего не хватает? (Кувшины, утюг, коромысло) Дети находят карточку и располагают ее на схеме.
- Ножек четыре,
Шляпок одна,
Нужен, коль станет
Обедать семья. (Стол)
Дети находят карточку и располагают ее на схеме.
- Стол - одна из основных частей избы. Его называли «белая ладонь», по нему нельзя было лазить, садиться на него. Это место семейной трапезы.
- От двери до боковой стены располагалась лавка. (Дети находят карточку и располагают ее на схеме.)
- Рядом с лавками стояли сундуки. (Дети находят карточку и располагают ее на схеме.)
- Лавки и сундуки были спальными местами. Какая карточка осталась? Что это? Это светец - в него вставляли деревянную палочку, которую поджигали - лучину для освещения комнаты.
- Вот такая изба у нас получилась. А еще люди в старину любили играть в игры.
Хороводная игра «Вышел Ваня погулять».
(Ваня идет внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют.)
Стал подружку выбирать.
Стал подружку выбирать,
Кому ленточку отдать.
(Дети останавливаются).
Поклонись, поклонись. (Ваня кланяется выбранной девочке. Девочка отвечает).
Да за ленточку держись.
- Ребята, есть очень много настоящих старинных вещей которые вы можете увидеть в музеях нашего города.
Это и самовары и ножи, и прялки и ухваты и даже скелет мамонта. Вы можете сами попробовать сделать из глины кувшины и кружки. Если вы с родителями в выходной пойдете в такой музей, обязательно расскажите нам, что вы там увидели.
Продолжение занятия во второй половине дня.
- А сейчас представим, что мы находимся в настоящей мастерской, где делали первых кукол. Сегодня я хочу научить вас делать куклу-оберег, которая называется «день-ночь». Эта кукла символизировала сутки. Эта кукла оберег жилища. Она жила в доме, и хозяин, и хозяйка разговаривали с куклой. Ежедневно утром ее поворачивали к себе светлой стороной, а вечером – темной. Утром обращались к светлой стороне с пожеланиями, просьбами, чтобы день был удачный в делах, благополучным. Вечером перед сном, чтобы ночь прошла спокойно, чтобы все проснулись живыми, здоровыми и отдохнувшими.
- Перед вами лежит ткань разного цвета, как вы думаете, какая ткань подойдет для девочки-ночи? (Ответы детей).
Дети по образцу делают первую куклу День. Когда кукла готова, воспитатель предлагает детям вспомнить последовательность работы первой куклы, назвать с чего начинали работу, что делали потом. Дети делают вторую куклу сами. Во время работы играет народная музыка.