Ямбушева Валентина Евгеньевна
Конспект занятия по речевому развитию «Составление текста — поздравления» для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Составление текста-поздравления»
Вид занятия – приобретение новых знаний.
Возраст детей: 6-7 лет
Продолжительность занятия : 30 минут.
Цель занятия : познакомить учащихся с поздравлением как с одним из видов этикетных текстов, учить составлять текст поздравления.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить умение составлять рассказ на предложенную тему.
- Учить поддерживать непринудительную беседу.
- Учить составлять текст-поздравление.
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „Составление текста — поздравления“ для подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Продолжать совершенствовать грамматический строй речи, строить правильно предложение.
- Учить образовывать по аналогии названия предметов посуды (конфетница, сахарница, салфетница, чайник, кофейник, молочник).
- Закрепить правильное произношение звуков (с) и (ш).
- Научить дифференцировать эти звуки на слух и в произношении и т. д.
Развивающие :
- Продолжать развивать внимание, мышление через дидактические игры и загадки.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Развивать умение четко проговаривать слова и звуки русского языка через артикуляционную гимнастику (звуки «с» и «ш»).
- Совершенствовать монологическую и диалогическую речь.
- Продолжать развивать умение употреблять в речи предлоги.
Воспитательные:
- Воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать.
- Воспитывать интерес и уважение к культуре других народов.
- Воспитывать внимание к речи воспитателя и своих друзей.
Образовательная область: «Речевое развитие».
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Виды детской деятельности: коммуникативная, продуктивная.
Методы: игровые, слуховые, словесные, поисково-исследовательские, сюрпризный момент.
Приемы: погружение в игровую ситуацию, групповая, индивидуальная и коллективная работа, беседа, голосовая и эмоциональная модуляция, вопросы, указания, дополнения, напоминания, художественное слово, поощряющая оценка.
Оборудование: ИКТ – презентация «Праздники разных народов», мультимедийный проектор.
Здоровьесберегающие технологии: артикуляционная гимнастика «Чашечка», пальчиковая игра «Дружат все на белом свете».
Предварительная работа: ОО «Речевое развитие» : чтение сказок разных народов, рассказов, отгадывание загадок, заучивание пословиц, поговорок, чистоговорок, разучивание стихов, знакомство с народными праздниками.
ОО «Социально-коммуникативное развитие» : развлечение «Национальные блюда народов России», сюжетно-ролевая игра «День рождения», дидактическая игра «Какой это праздник?»
ОО «Познавательное развитие» : Личное участие, рассказ участников события.
ОО «Художественно-эстетическое развитие» : рассматривание репродукций в книгах, иллюстраций о праздниках, рисование национальных костюмов, аппликация элементов узора на костюмах….
ОО «Физическое развитие» : проведение физкультурных минуток, подвижных игр, пальчиковой гимнастики и дыхательной гимнастики.
Наглядность: Разновидности посуды.
Ход занятия.
Психологический настрой, вводный организационный момент
- Доброе утро, ребята! Как ваше настроение? (Ответы детей). Давайте мы с вами поиграем в игру «Дружат все на белом свете». Дети встают в круг.
Дружат все на белом свете. (Стоят, взявшись за руки. Покачиваясь)
Дружат взрослые и дети.
Дружат птицы меж собой. (Руки вверху, слегка покачиваясь)
Дружат змейки под горой. (Две руки вместе, имитация змеи)
Дружат зайцы на лужайке. (Ушки на макушке)
Мишки, волки дружат в стайке. (Имитируют движения медведя)
Дружат рыбки под водой. (Ладошки вместе)
Ты со мной, а я с тобой! (Обнимают рядом стоящего)
Садимся на стульчики.
Воспитатель: Аиша и Тэо не были вчера в детском саду. Где вы были? Как провели вчерашний день?
Дети: Мы были на празднике Курбан-Байрам. (Картинка на экране)
Воспитатель: Как интересно! Ребята, а как он проходит?
Дети: Накануне покупают или выращивают сами барашка. И приносят его в жертву Богу. Часть мяса оставляют себе, а остальное разносят родным и бедным людям. В праздник все мужчины идут в мечеть. Начинается великий праздник с утренней молитвы.
Воспитатель: Тео, ты тоже ходил в мечеть.
Тео: Ну, да. Я же тоже мужчина.
Воспитатель: Ребята, а зачем в этот день идут в мечеть?
Дети: Идут в мечеть, чтобы молиться за умерших. Еще в этот день все навещают своих близких и раздают милостыню.
Воспитатель: Чем занимаются женщины в этот день?
Дети: Они готовят национальные блюда: беляши, блины с простоквашей, бешбармак и др. и ждут своих мужчин и гостей к столу.
Воспитатель: Аиша, как приветствуют люди друг друга в этот день?
Дети: Исянмесес. Аит белян булы. Мы хотим вас угостить сегодня беляшами. Наш праздник длится три дня.
Воспитатель: Ребята, давайте поздравим Аишу и Тео с праздником.
Дети: Поздравляем вас с праздником Курбан-Байрам.
Воспитатель: Ну, что же, давайте помогать накрывать на стол. Стол должен быть праздничным, расстилаем красивую скатерть. Расставляем чашки.
Артикуляционная гимнастика: «Чашечка»
Улыбаюсь, рот открыт:
Там уже язык стоит.
К зубкам подняты края –
Вот и «чашечка» моя.
Воспитатель: Нужно заварить чай. В чем его заваривают?
(Ответы детей)
Воспитатель: Лера насыпает заварку в чайник, а Саша осторожно заливает кипятком. Куда нужно положить сахар?
(Ответы детей)
Воспитатель: Куда нужно положить конфеты?
(Ответы детей)
Воспитатель: Салфетки?
(Ответы детей)
Воспитатель: Для того чтобы заварить чай нам нужен чайник. А для кофе?
(Ответы детей)
Воспитатель: Некоторые люди любят кофе с молоком. В чем ставят на стол молоко?
(Ответы детей)
Воспитатель: Андрюша, а как проходят праздники у евреев? (Картинка на экране)
Андрей: У нас каждая суббота считается праздником. Скоро у нас будет большой праздник - Песах, его отмечают в память о выходе евреев из египетского рабства. В этот день запрещается употреблять квасное. И обязательно готовят мацу и марор.
Воспитатель: Ну да, я знаю, что маца это пресный хлеб. Даже есть легенда, что евреи, когда бежали от фараона, взяли с собой не добродившее тесто. А когда испекли из него хлеб, то он оказался сухим и плоским, как печенье. А что такое марор, я не знаю, дети тем более. Расскажешь нам?
Андрей: Марор — это овощ или зелень, который вначале кажется сладким, а потом начинает горчить. Так же жизнь евреев в Египте была сначала легкой, а потом горькой, когда евреи начали смешиваться с местным населением и служить его идолам.
Воспитатель: Вы, наверное, встретитесь в этот день с родственниками, будете отмечать этот праздник вместе?
Андрей: К сожалению, наши родственники живут далеко.
Воспитатель: Тогда можно поздравить их по телефону или открыткой. Давайте ребята научимся составлять поздравление. Здесь существует свой порядок:
1. Выделить кого ты поздравляешь : мама, бабушка, сестра…
2. С чем ты поздравляешь : с праздником, с днем рождения.
3. Как: от всего сердца, искренне…
Начало в поздравлении должно быть ласковым, приветливым, задушевным.
– Послушайте, какие обращения использовали в прошлом веке: Милостивая государыня, добрый друг мой, голубчик мой, душенька моя, дорогой мой, любезный друг. В этих словах выражено чувство любви, признательности.
– А какие слова употребляют сейчас? (Дорогой, уважаемый, любимый и т. д.)
В середине – это само поздравление. Поздравляя, можно похвалить адресата, выразить чувство радости от возможности проявить к нему внимание. Поздравляя кого-либо, мы тем самым как бы передаё м следующую информацию:
– Я о вас помню, считаю близким (родным) человеком: настоящим другом; беспокоюсь о вашем здоровье; ценю вашу доброту, талант; помню о ваших добрых делах; искренне желаю вам счастья. Кроме того, напоминаю о себе, о том, что я жив и здоров, мысленно встречаю с вами праздник.
Важной частью поздравления является пожелание. Оно, как правило, образуется со словом «желать», но можно использовать и другие выражения:
– Пусть всё у тебя (у вас) будет хорошо!
Андрей: Я так и сделаю. Я позвоню и скажу:
Шалом дорогая бабулечка!
От всей души поздравляю тебя с праздником, Песах!
Пусть в этот день тебе будет тепло и радостно.
Я желаю тебе, конечно, крепкого здоровья, желаю оставаться всегда такой же молодой и красивой.
Никогда не болеть и не грустить. Пусть у тебя будет всё хорошо!
Воспитатель: Кто еще составил свое поздравление?
(Ответы детей)
Воспитатель: Ребята с какими двумя праздниками мы познакомились сегодня?
(Ответы детей)
Воспитатель: В названии, какого праздника есть звук (с?
(Ответы детей)
Воспитатель: На столе стоит посуда. В предметах, какой посуды вы слышите звук (с?
(Ответы детей. Ребенок должен выделить из слов этот звук и произнести его протяжно)
Воспитатель: Ребята послушайте, как звучит «здравствуйте» на татарском – исянмесес, а на еврейском – шалом. В каком слове вы слышите звук (с, а в каком звук (ш?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Придумайте слова со звуком (ш).
(Ответы детей)
Воспитатель: Вспомните чистоговорку на звук (с) :
Са-са-са – На столе оса.
Сы-сы-сы – Жало у осы.
Су-су-су – Не боимся мы осу.
Се-се-се – Кисель дадим осе.
Выучим чистоговорку на звук (ш).
Шу-шу-шу, шу-шу-шу - Я письмо тебе пишу.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша - И пишу я не спеша.
Шо-шо-шо, шо-шо-шо - У меня все хорошо.
(Некоторые дети повторяют)
Воспитатель: Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие?
(Ответы детей)
Воспитатель: Что запомнилось больше всего?
(Ответы детей)
Воспитатель: Кому вы все это расскажете?
(Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы ребята. Спасибо всем за интересное занятие. Чай уже заварился, проходите за столы.
Дети пробуют угощения. Звучит песня В. Феттахова «Тулган як».
Литература:
1. Развитие речи детей 5-7 лет. – 3-е издание., допол. / Под ред. О. С. Ушаковой. – М. : ТЦ Сфера, 2017. – 272 с.
2. https://www.maximonline.ru › get-smart › _article › moises-and-jews