Марина Леонтьевна Чеботарёва
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Составление рассказа по картинке «Лошадь с жеребенком»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе на 20.02.2019
Тема: «Составление рассказа по картинке «Лошадь с жеребенком»
Подготовила: воспитатель Овчаренко Марина Леонтьевна
Цель: продолжить формирование навыков построения связных монологических высказываний.
Задачи:
• Образовательные:
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе „Составление рассказа по картинке „Лошадь с жеребенком“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лошади, лошадки. Конспекты занятий
- Лошадь, жеребенок, конь
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
Звуковая культура речи: отрабатывать интонационную выразительность речи.
Лексико-грамматический срой речи: активизировать и расширять словарь по теме, учить строить связные высказывания с опорой на наглядность, продолжать знакомить с понятием «предложение».
Связная речь: отрабатывать навыки последовательного рассказывания с опорой на наглядность и опыт.
• Развивающая : развивать монологическую и диалогическую речь, воссоздающее воображение, произвольное внимание, мышление.
• Воспитательная: воспитывать чувство взаимоуважения, умение слушать, любовь к домашним животным.
Средства обучения: Демонстрационные – картина «Лошадь с жеребенком
Ход занятия:
1. Введение в игровую ситуацию
Воспитатель:- Ребята, сегодня я приготовила для вас кое-что интересное, а что это, вы сейчас сами и отгадаете:
У меня большая грива,
Ушки и копытца.
Прокачу того игриво,
Кто не побоится.
Моя шёрстка гладка, Кто же я?.
Дети: лошадка
Воспитатель:- Правильно, ребята, посмотрите на экран, это картина, по которой мы составим интересные рассказы. Так же сегодня на занятии мы будем учиться отвечать полными и правильными предложениями, выслушивать и помогать друг другу при ответе, постараемся быть внимательными и послушными.
Воспитатель: Давайте с Вами рассмотрим картину.
2. Затруднение в игровой ситуации
Воспитатель: Как можно назвать картину?.
Дети: Лошадь с жеребенком
Рассмотрим лошадь на картине, какая она?
Дети: большая, коричневая, красивая
Какая у лошади шерсть?
Дети: красивая, коричневая
Воспитатель: У лошади красивая большая голова, стоячие уши, между ушами челка, выразительные карие глаза, мощное тело, длинные ноги, длинная шея, на шее грива.
3.
Воспитатель:-Сравните лошадь с жеребенком.
Чем они отличаются?
Лошадь большая и сильная, а жеребенок?
У лошади длинный хвост, а у жеребенка?
Что у них общего?
Какую пользу приносит лошадь людям?
4. Физкультурная минутка «Конь»
Конь меня в дорогу ждет,
(руки за спиной сцеплены в замок)
Бьет копытом у ворот,
(ритмичные поочередные поднимания согнутых в коленях ног)
На ветру играет гривой
Пышной, сказочно красивой.
(покачивания головой, затем наклоны в стороны)
Быстро я в седло вскочу,
Не поеду – полечу!
(подскоки на месте)
Цок-цок-цок,
Цок-цок-цок,
(руки полусогнуты в локтях перед собой)
Там, за дальнею рекой,
Помашу тебе рукой.
(подскоки на месте)
5. Мотивационная игра
Перед тем, как составить рассказ по картине, давайте ещё расскажем нашей лошадке, о том, какая она. (Игра с мячом)
1. У лошадки длинные ноги, значит она (длинноногая)
2. У лошадки большие глаза, значит она (большеглазая)
3. Лошадка питается травой и овсом, значит она (травоядная)
4. Лошадка живёт рядом с домом человека, значит она животное (домашнее)
5. У лошадки грива блестит, значит она (блестящая)
6. Собака лает, кошка мяукает, а лошадка (ржёт)
7. У коровы- телёнок, у лошади- жеребёнок.
8. Корова живёт в коровнике, куры- в курятнике, а лошадь (конюшне)
6. Артикуляционная гимнастика
Прочитаем с вами скороговорку «От топота копыт пыль по полю летит»(проговорить несколько раз, при этом четко артикулируя и ускоряясь в темпе).
О ком эта скороговорка?
Ответы детей.
Дети проговаривают скороговорку сначала медленно, потом быстрее.
7. Составление рассказа по картине. Примерный рассказ.
На картине «Лошадь и жеребёнок» изображена лошадь Забава. У нее есть маленький рыжий жеребенок. Забава — большая, коричневая и красивая. А жеребенок еще маленький. У лошади красивая длинная голова, стоячие уши, между ушами чёлка, большие карие глаза, длинная шея, на шее грива, хвост длинный. А у жеребенка хвост короткий. Ноги у лошади прямые, сильные, с крепкими копытами. У жеребенка ноги тоненькие, резвые, с белыми пятнышками возле самых копыт. Шерсть у жеребёнка и у лошади гладкая, блестящая, короткая.
Живет Забава вместе с жеребенком в конюшне. Конюх возит на лошади дрова и воду, и жеребенок бежит рядом.
Выслушиваются несколько рассказов детей. Оценивая ответы, нужно выделить те, в которых дети дали интересные описания и сравнения, использовали определения, подобранные ими в процессе беседы по картине.
Составление рассказов 2 ребенка составляют описательный рассказ, воспитатель помогает наводящими вопросами, затем еще 2 ребенка составляют рассказ.
8. Игра “Наоборот”.
Скажу я слово “высоко”, вы говорите “низко”
Скажу я слово “далеко”, вы говорите “близко”.
Слова первой команде: белый – черный, быстро – медленно, мягкий – жесткий, тяжело – легко, плачет – смеется, высоко – низко, весело – грустно, бежит – идет.
Слова второй команде: далеко – близко, высокий – низкий, веселый – грустный, сладкий – кислый, широкий – узкий, большой – маленький, радость – горе, гладкий – шероховатый
Воспитатель говорит: «Вперёд». Ребенок отвечает «Назад», (направо - налево, вверх-вниз, под - над, далеко - близко, высоко - низко, внутри - снаружи, дальше - ближе). Можно произносить не только наречия, но и прилагательные, глаголы: далекий - близкий, верхний - нижний, правый - левый, завязать - развязать, намочить - высушить и др. Если тот, кому бросили мяч, затрудняется ответить, дети по предложению воспитателя хором произносят нужное слово.
9. Дид игра «Живые слова» -А сейчас, ребята, мы с вами поиграем в игру «Живые слова».
Вызываются 5 детей – слова (Очень, лошади, есть, овес, любят, остальные – составляют предложение : Лошади очень любят есть овес. Очень любят лошади есть овес. Овес очень любят есть лошади.
10. Подведение итогов
Педагог отмечает активность детей на занятии. Дети высказываются о занятии (что больше понравилось) .