Ялина Наталия Ивановна
Конспект занятия по речевому развитию Составление сказки динамического типа (по технологии ТРИЗ) старшая группа
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условия для усвоения модели сказок динамического типа.
Задачи:
- Развивать умения связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты;
- Закреплять умения выражать мысль распространённым предложением;
- Воспитывать самостоятельность, любовь к литературным произведениям.
Оборудование: мольберт (доска, листы бумаги, карандаши, игрушка – совенок с домиком.
Ход занятия.
Организационный этап.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами послушаем новую сказку, которую нам принес Совенок: Давайте спросим у него, о чем она.
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию Составление сказки динамического типа (по технологии ТРИЗ) старшая группа» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
Воспитатель достает с книжной полки домик с Совенком и просит Совенка рассказать детям новую сказку.
Совенок: (говорит воспитатель) : Ребята, я очень рад видеть вас снова. Я приготовил вам новую увлекательную историю, а вот о чем она, вы узнаете, отгадав загадку. Загадка непростая, чтобы её отгадать посмотрите, что находится в моем волшебном сундучке.
Совенок: открывает сундучок и вынимает из него поочередно камушек, водоросли, пайетку.
Дети предлагают свои варианты.
Совенок: молодцы, ребята, отгадали мою загадку, моя сказка об обитателях водоемов.
Совенок: открывает книгу, в которой страницы чистые.
Совенок: Кто-то над нами подшутил. Это наверно вода-озорница, сказка-то об обитателях водоемов, книга была в воде, страницы намокли, и текст и картинки смыло водой. Что же делать?
Ответы детей. Дети предлагают разные варианты, в том числе и сочинение сказки.
Совенок: Ребята, помогите, восстановить книгу сказок не забудьте, она должна быть об обитателях водоемов.
Основной этап.
Совенок: Давайте вспомним, из каких частей состоит сказка?
Дети: Зачин, середина, концовка.
Воспитатель: Какими словами, она может начинаться.
Дети: Жили – били, в некотором царстве, в некотором государстве, за тридевять земель, в тридевятом царстве, давным - давно.
Воспитатель: Какими словами сказка заканчивается?
Дети: Вот и сказки конец, а кто слушал молодец,
Воспитатель: Ребята, давайте, вместе вспомним, по какой модели мы будим сочинять сказку.
Дети вместе с воспитателем схематично зарисовывают модель сказки динамического типа на доске.
Алгоритм составления сказки динамического типа.
1. Выбирается главный герой
2. Определяется его характер, мотивы и цели поступков.
3. Герой совершает действия для достижения цели и встречается при этом с другими объектами
4. Последовательно по каждому взаимодействию фиксируется изменения главного героя, идет описание реакции других объектов при взаимодействии с героем.
5. Итог – изменение героя (героев) и вывод жизненного правила.
6. Придумывается название получившейся сказки.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас немного отдохнем:
Физкультминутка
Речка
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись. Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно. Делать так руками нужно:
Вместе — раз, это — брасс.
Одной, другой — это кроль. Все, как один, плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой,
И отправились домой. (Выполняем движения по тексту)
Воспитатель: А теперь мы с вами поможем Совенку восстановить книгу сказок, для этого мы разделимся на пары, в парах сочиним и зарисуем каждый свою сказку. Странички со сказками вклеим Совенку в книгу. Давайте сочинять свои сказки.
Дети сочиняют сказку и зарисовывают ее схематично на своих листочках. Дети рассказывают друг другу составленные сказки, а Совенок ходит и слушает полученные сказки.
Заключительный этап:
Дети отдают листочки совенку, а воспитатель помогает совенку вклеивать их в книгу.
Совенок: Спасибо, вам, друзья за вашу помощь. Ну, мне пора домой. До свидания!
Совенок уходит в свой домик на книжной полке.
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята у вас такие интересные сказки получились, а что же нам их помогло ее сочинить? Давайте, вспомним этапы создания сказки.
Дети проговаривают порядок создания сказки