Светлана Агафонова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Лиса и кувшин»
▼ Скачать + Заказать документы
Пересказ сказки «Лиса и кувшин»
Цели: рассказывать сказку «Лиса и кувшин» без помощи вопросов воспитателя, выразительно передавать разговор лисы с кувшином; объяснить значение слова «жать»; подбирать синонимы к глаголам; учить составлять предложения, правильно сочетая слова по смыслу, упражнять в «чтении» предложения после перестановки слов; побуждать использовать в речи разные интонации.
Наглядный материал. Сказка «Лиса и кувшин».
Ход занятия
1. Организационный момент
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Лиса и кувшин“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
Ребята, я предлагаю вам отправиться в далекое прошлое наших дедушек и бабушек, когда урожай хлеба на полях убирали не комбайнами, а вручную с помощью серпа (показать картинку серпа).
Работа была очень трудная. Приходилось вставать до рассвета и отправляться в поле. «Некогда лежать, когда пора жать.»-говорили люди. Скошенные растения увязывали в снопы. Это пора называлась «жатва».
(Картинка с жатвой убирается)
2. Основная часть
И вот что однажды случилось на жатве…
А)Чтение сказки «Лиса и кувшин»
Вышла баба на поле жать и спрятала за кусты кувшин с молоком. Подобралась к кувшину лиса, всунула в него голову, молоко вылакала; пора бы и домой, да вот беда - головы из кувшина вытащить не может.
Ходит лиса, головой мотает и говорит:
- Ну, кувшин, пошутил, да и будет, - отпусти же меня, кувшинушко! Полно тебе, голубчик, баловать, - поиграл, да и полно!
Не отстает кувшин, хоть ты что хочешь.
Рассердилась лиса :
- Погоди же ты, проклятый, не отстаешь честью, так я тебя утоплю.
Побежала лиса к реке и давай кувшин топить. Кувшин-то утонуть утонул, да и лису за собой потянул.
Б) Словарная работа
Воспитатель объясняет детям значение слова «жать-убирать хлеб».
Кувшин – это сосуд с узким горлышком.
Серп. ручное орудие, служащее при уборке хлебов — для их срезания (жатвенный нож).
В)Беседа по сказке «Лиса и кувшин»
В:-О чем рассказывается в этой сказке?
Д:-О том, как лиса попала в кувшин.
В:-Как она попала в кувшин?
Д:- Она подобралась к кувшину, сунула в него голову.
В:-Как она сначала разговаривала с кувшином?
Д:-Ласково…она его просила.
В:-Какие слова она говорила?
Д:- кувшинушко, голубчик!
В:-А как лиса стала потом говорить?
Д:-Сердито, она угрожала кувшину
В:-Какие слова она говорила?
Д:- «Погоди же ты, проклятый, не отстаешь честью, так я тебя утоплю»
В:-Чем заканчивается сказка?
Д:-Лиса хотела утопить кувшин,но утонула сама.
Б)Физминутка
А сейчас лисичка предлагает вам, ребята, немножко отдохнуть и выполнить её любимое упражнение «Лиса».
Утром лисонька проснулась,
Лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась
В кулачок все пальцы сжала,
Растирать себе лапки стала –
Ручки, ножки и бока.
Вот какая красота!
А потом ладошкой
Пошлёпала немножко.
Ну, красавица – Лиса!
До чего же хороша!
В) Повторное чтение сказки (читаю и одновременно выставляю картинки)
Внимательно послушайте сказку снова. Вы будете ее рассказывать. Запомните, как разговаривала лиса с кувшином в начале и как после.
(выставляется 1 картинка)
Вышла баба на поле жать и спрятала за кусты кувшин с молоком.
Подобралась к кувшину лиса, всунула в него голову, молоко вылакала; пора бы и домой, да вот беда - головы из кувшина вытащить не может.
(выставляется 2 картинка)
Ходит лиса, головой мотает и говорит:
- Ну, кувшин, пошутил, да и будет, - отпусти же меня, кувшинушко! Полно тебе, голубчик, баловать, - поиграл, да и полно!
Не отстает кувшин, хоть ты что хочешь. Рассердилась лиса :
- Погоди же ты, проклятый, не отстаешь честью, так я тебя утоплю.
(выставить 3 картинку)
Побежала лиса к реке и давай кувшин топить. Кувшин-то утонуть утонул, да и лису за собой потянул.
Д) Пересказ (с помощью картинок подсказок)
(вызываются двое детей для пересказа. Один из них должен рассказывать сказку, другой –говорить за лису.)
(Выставляется 1 картинка)
Автор: -Вышла баба на поле жать и спрятала за кусты кувшин с молоком. Подобралась к кувшину лиса, всунула в него голову, молоко вылакала; пора бы и домой, да вот беда - головы из кувшина вытащить не может. Ходит лиса, головой мотает и говорит:
(выставляется 2 картинка)
Лиса :- Ну, кувшин, пошутил, да и будет, - отпусти же меня, кувшинушко! Полно тебе, голубчик, баловать, - поиграл, да и полно!
Автор. : -Не отстает кувшин, хоть ты что хочешь. Рассердилась лиса :
Лиса :- Погоди же ты, проклятый, не отстаешь честью, так я тебя утоплю.
(выставляется 3 картинка)
Автор: -Побежала лиса к реке и давай кувшин топить. Кувшин-то утонуть утонул, да и лису за собой потянул.
3. Заключительная часть
В: - В:- Обычно лиса хитрая и умная в других сказках, всех обманывает. А в этой сказке она какой показана?
Д:-Хитрой и глупой.
В:-Почему?
Д:-Она не понимала, что утопив кувшин утонет и сама.
В: -Можно ли сделать такой вывод из этой сказки : «За вину умный винит себя, а глупый – другого».
Д:-Да
В:- В чем была виновата лиса?
Д:-В том, что она взяла чужое без спроса.
В:-И что тогда кувшин сделал?
Д:-Наказал ее за это.
В:-Как?
Д:-Не выпускала ее голову из кувшина.
В:-А лиса поняла, что она виновата?
Д:-Нет,она не понимала свою вину, а обвиняла кувшин. Хотела проучить кувшин, а проучила себя.
В: -Подходит ли к этой сказке пословица: «Не рой яму другому сам в неё попадёшь?»
А какие вы знаете пословицы и поговорки про добро и зло?
• Путем зла не доходят до добра;
• Худо тому, кто добра не делает никому.
Список использованной литературы
1. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспекты. книга для воспитателей детского сада\О. С. Ушакова,А. Г. Арушанова,А. И. Максаков,Е. М. Струнина,Т. М. Юртайкина. Под ред. О. С. Ушаковой. -М. : Изд-во «Совершенство»,1999.-384с.
2. https://mypresentation.ru/presentation/lisa_i_kuvshin_russkaya_narodnaya_skazka