Марина Рей
Конспект занятия по развитию речи «Лиса» подготовительная группа
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Формировать у детей элементарные представления из области живой природы, естествознания: закреплять представления детей о диких животных, уточнить представления детей о лисе, ее жилище и детенышах.
Упражнять умения детей образовывать уменьшительно-ласкательные формы слов, подбирать слова, обозначающие качество предметов (прилагательные, формировать предпосылки грамотности и способствовать формированию предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников. Учить использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Лиса“ подготовительная группа» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
Знакомить детей с произведениями детской литературы. Продолжать учить детей внимательно слушать текст и анализировать его по содержанию.
2. Развивать фонематический слух; зрительную, слуховую память, внимание, воображение и мышление. Формировать интегративные качества дошкольников – любознательный, активный, эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способный планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, способный решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту, имеющий первичные представления о себе, овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности (умениями работать по правилу и образцу, слушать инструкции и выполнять их).
3. Воспитывать экологическое отношение к природе и уважительное отношение друг к другу в процессе НОД.
ФГОС ДО
2. Развивать зрительную, слуховую память, внимание, воображение, мышление и любознательность. Способствовать формированию предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников: формировать умение использовать основные культурные способы деятельности, умение подчиняться разным правилам и социальным нормам, способствовать проявлению инициативы и самостоятельности в деятельности. Формировать способность к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
3. Развивать способность адекватно проявлять свои чувства. Формировать установку положительного отношения к миру, другим людям, к самому себе.
Ход НОД
Рефлексия. Дети и воспитатель находятся на ковре.
- Ребята, послушайте загадку и подумайте, про кого можно так сказать?
Посмотри, какая –
Вся горит, как золотая!
Ходит в шубе дорогой,
Хвост пушистый и большой!
- Как вы догадались, что это лиса?
- Что значит “горит, как золотая”
- Сегодня мы вместе с вами будем много играть, беседовать, отвечать на вопросы. Нужно будет много говорить. Давайте потренируем ваши язычки, сделаем для них зарядку. В её тексте мы тоже встретимся с обладательницей пушистого рыжего хвоста.
Артикуляционная гимнастика:
Са-са-са – вот идёт Лиса.
Су-су-су – видим мы Лису.
Сы-сы-сы – хвост пушистый у Лисы.
Са-са-са – Лисонька-краса.
За-за-за – закрывай глаза.
Ся-ся-ся – вот и сказка вся.
- Кто-нибудь из вас видел живую лису?
- Лиса очень осторожна, и даже если попасть в лес, встретиться с ней не так-то просто. Вам бы хотелось посмотреть на неё?
- Сейчас у вас будет такая возможность. Проходите и садитесь на свои места. Показ движущейся лисы на экране.
Понравилась вам Лисица? Кто может сказать, какая она в природе
- А как называют детёнышей лисы?
- Какие лисята по характеру, по повадкам?
- У лисят глаза - какие?
- Уши, какие?
- Лапы, какие?
- Хвостик, какой?
- Как зовут маму лисёнка? Папу?
- Как называется домик лисы?
- Чья нора?
- Молодцы! Может быть нам поиграть пора?
Вы – хотите играть в мяч?
Проходят на ковер, встают в круг, воспитатель в кругу, в руках у него мяч.
- Сейчас мы поиграем. Я буду задавать вопросы, кидая кому-то из вас мяч. Отвечая на мой вопрос, вы будете бросать мяч мне обратно. Ещё у меня есть вот такой колокольчик. Как только я в него позвоню, вы быстро поменяетесь местами, и мы будем продолжать. Договорились?
- Давайте вспомним лесных соседей лисы. Кто они?
Игра с мячом.
1) Косолапый, толстый, неуклюжий.
2) Маленький, белый, трусливый.
3) Хитрая, рыжая, красивая.
4) Ловкая, шустрая, проворная.
5) Хищный, серый, опасный.
6) Сильный, высокий, выносливый.
- Ребята, что общего у всех этих животных, как их можно всех назвать?
- Давайте поговорим о диких животных. Какие они?
Звонит в колокольчик, дети меняются местами.
Образование слов-названий детенышей диких животных.
У волка-….
У зайца-….
У лисы-….
У медведя-….
У ежа-…
У лося-….
Звонит в колокольчик, дети меняются местами.
Игра “Чей хвост, чьи уши?”
У волка хвост (чей)-….
У зайца уши (чьи)-….
У лисы хвост (чей)-….
У медведя хвост (чей)-….
У лося рога (чьи)-….
У белки хвост (чей)-….
Упражнение в употреблении существительных в творительном падеже ед. числе.
Звонит в колокольчик, дети меняются местами.
Игра “Кто с кем живет”.
- У каждого животного есть семья. Сейчас мы узнаем, с кем живут животные и чья это семья. С кем живет медведь?
- С кем живет еж?
- С кем живет заяц?
- С кем живет лось?
- С кем живет волк?
Простясь до завтра с детским садом,
Шагает дочка с мамой рядом,
Но вот захныкала в пути –
- Устала я шагать – идти!
- Зачем шагать? – сказала мать. –
Попробуй зайцем поскакать.
Теперь попробуй покажи-ка
Как семенит к норе ежиха.
Как за птенцом крадется кошка?
Неслышно, вкрадчиво и осторожно.
А как ступает слон большой?
Трясутся стены дома,
А как бельчонок?
Но постой!
Вот мы уже и дома.
- Ребята, названия каких животных вы услышали в этом стихотворении?
- Какие животные лишние в этом ряду?
- Почему?
- Ребята, очень много написано сказок, рассказов, стихов, загадок о диких животных. С некоторыми из них вы уже встречались. Сегодня мы познакомимся с рассказом Николая Сладкова “Отчего у лисы длинный хвост?”
Раскрывает книгу и показывает детям иллюстрацию к рассказу.
- Как вы думаете, кто здесь главные герои?
- Послушайте, я вам прочту отрывок из этого рассказа.
Читает рассказ.
- Вам понравился рассказ?
- Отчего же становится длинным лисий хвост?
- В какую пору лисята становятся любопытными?
- А что им интересно увидеть?
- Лисята всего боятся, им страшно, они ещё маленькие. Поэтому лисята высовываются из норы только на длину своего хвостика. А кто им поможет преодолеть этот страх?
- Ребята, а теперь давайте обратим внимание на слова, которые вам могут быть не совсем понятны.
НЕВИДАННОЕ, НЕСЛЫХАННОЕ, “НЕЧУЯННОЕ”, ЛЮБОПЫТСТВО, ПРОРЕЗАЛИСЬ, ВЫТЯГИВАТЬСЯ.
Давайте произнесем медленно слово НЕВИДАННОЕ. Как вы думаете, что оно означает?
- Как это можно показать?
- Невиданное – означает никогда не видели.
- Что означает неслыханное? Покажите.
- Неслыханное – означает никогда не слышали.
- А сейчас закройте глаза и по запаху догадайтесь, что у меня на блюдце?
- Правильно, этот запах вам знаком, а если бы вы никогда не пробовали чеснок, то не поняли бы, что это.
- Что означает “нечуянное”?
- В нашем рассказе лисята любопытные. Что означает любопытство?
- Что значит слово прорезались?
- Правильно, появились. Что может прорезаться?
- А теперь встаньте на носочки, руки поднимите вверх и потянитесь. Мы с вами сразу стали выше, то есть вытянулись в длину.
- Что это значит - вытягиваться?
- Правильно, расти в длину.
- Давайте вместе со мной повторим новые для вас слова: невиданное, неслыханное, “нечуянное”, любопытство, прорезались, вытягиваться.
- Мне бы хотелось узнать, что вам сегодня больше всего понравилось, что запомнилось, что показалось для вас интересным. Давайте сейчас вы разделитесь на группы по четыре человека и вместе решите. Например, Настя, Ксюша, Егор и Саша ответят мне, что для них сегодня было самым интересным и т. д.
Помогает разделиться детям на группы, дает задание.
- Дети, посмотрите, у нас возле ковра нарисованы скотчем цветные дорожки. Вам такое задание: мы пойдем играть на ковер, но те, кто сегодня считает, что заниматься было легко и интересно – проходит по зеленой дорожке, кто имел затруднения, но справлялся – по синей, а те, кому было трудно в чем-то, проходят по оранжевой дорожке. Воспитатель спрашивает некоторых детей, почему они выбрали именно этот цвет дорожки, способствуя развитию рефлексивных действий.
- Молодцы, мне понравилось с вами беседовать, вы были внимательными, отвечали на вопросы. В следующий раз попробуете сами рассказать о жизни маленьких лисят.
Дети повторяют слова вместе с воспитателем.