Ольга Белова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности с детьми ОНР с использованием синквейна
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие связной речи детей посредством составления синквейна при помощи алгоритма- схемы.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
• учить детей составлять синквейн, опираясь на заданную схему;
• активизировать словарь по лексической теме «Мой родной край»;
• упражнять в подборе слов-признаков, слов-действий;
• формировать умение строить предложения.
Развивающие задачи :
• развивать связную речь, память, воображение, логическое мышление;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности с детьми ОНР с использованием синквейна» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Старшая группа
- Темочки
• развивать интерес к технологии Синквейн.
Воспитательные задачи:
• воспитывать интерес к творческой и речевой деятельности;
• воспитывать навыки самостоятельности, активности, сотрудничества;
• воспитывать умение слушать сверстников, дополнять ответ;
• воспитывать любовь к родному городу.
Предшествующая работа:
Рассматривание иллюстраций, фотографий родного города Балахны, Нижегородской области, Нижнего Новгорода.
Чтение художественной литературы о родном крае.
Экскурсия в библиотеку по теме «Исторические и культурные достопримечательности города Балахны».
Коллективная аппликация «Мой родной город».
Составление рассказа «Я живу в городе Балахна».
Оборудование: алгоритм-модель, фотографии города Балахны, Нижнего Новгорода, фишки.
Словарная работа: синквейн
Ход занятия:
Организационный момент:
(Дети встают в круг).
Собрались мы с вами вместе
Чтобы было интереснее,
Много нового узнаем,
Что ж, ребята, начинаем!
Предлагаю вам, ребятки,
Отгадать загадки!
-(Воспитатель читает загадки, дети находят фотографии, высталяют на мольберт).
Вот огромный шумный мир,
В нём четыреста квартир,
Пять подъездов, домофоны,
Остеклённые балконы. (Дом)
Это крупный магазин,
У него не счесть витрин.
Всё найдётся на прилавке -
От одежды до булавки. (Универмаг, супермаркет)
Тут на каждом этаже
Побывали мы уже.
Вот внизу - регистратура,
А повыше - логопед.
Врач лечебной физкультуры
И массажный кабинет.
А пройдёте коридор -
Там табличка «Доктор ЛОР». (Поликлиника)
Угадай, куда ведут
Малышей с утра.
Тут и завтрак, и уют,
Няня, медсестра. (Детский сад)
Ты иди сюда скорей,
Посмотри-ка на зверей,
На заморских, очень редких,
Что живут в просторных клетках. (Зоопарк)
Друг за другом, строго в ряд
С двух сторон дома стоят. (Улица)
Здесь можно опустить конверт,
Отправить телергамму.
В командировку позвонить
По телефону маме.
Ты можешь здесь послать конверт,
Послать посылку срочно,
Всем передать большой привет
Ведь это зданье… (Почты).
Каменные джунгли, и земля в асфальте,
Люди, словно муравьи, на проезжей части! (Город)
-Кто догадался о чём мы сегодня поговорим? (о городе).
-Молодцы! Какие ёще объекты могут быть в городе? (Библиотека, школа, Дом культуры, набережная, парк).
-Кто живёт в городе? (жители, люди, население).
Игра «В городе много.» (улиц, домов, машин.)
- А как называется наш город, в котором мы живём? (Балахна).
-А мы с вами? (балахнинцы). Молодцы.
Городок без пристани,
Старые дома,
Мимо Волга быстрая —
Здравствуй, Балахна!
Фабрика бумажная.
Вьются кружева.
Вся в заботах, важная
Наша Балахна!
Среди гулких улочек
Дремлет старина.
В рукотворных юбочках
Кружит Балахна!
Звоны колокольные,
В солнце купола.
Место намолённое —
Это Балахна!
Даже если некогда,
Бросьте все дела,
Вас ведь ждёт приветливый
Город Балахна!
-Ребята, кто хочет рассказать о нашем городе? (выслушиваются 2-3 рассказа).
-Молодцы! Да, наш город старинный, ему исполнилось 550 лет.
-Мы живёт недалеко от главного города Нижегородской области, это? (Нижний Новгород).
-Давайте прогуляемся по городу (дети проходят по группе, называют узнаваемые места Нижнего Новгорода, встают на физ. минутку).
Физкультминутка:
В нашем городе здания высокие (руки вверх)
Аллеи широкие (руки в стороны)
Есть мосты над реками радугой (круговые движения правой и левой рукой)
И фонтаны бьют в небо радостно (руки вправо и влево)
В нашем городе реки глубокие (наклоны вперед)
Фонари красотою строгие (руки в замок, поднять вверх, потянуться)
В парках, скверах деревья зелёные (руки вверх, наклоны в стороны)
В Нижний мы с детства влюблённые.
Составление синквейна
(Дети садятся на свои места)
-Я предлагаю вам, ребята, придумать синквейн. Как вы думаете про что? (город). Да, на доске расположен алгоритм-схема, составления синквейна.
-Давайте вспомним, что такое синквейн? Ответы детей. (Синквей-нерифмованное стихотворение, которое состоит из 5 строк.)
-Сколько слов должно быть в 1строке? Ответы детей. (Одно. Слово-предмет, отвечающий на вопрос кто? или что). Дети говорят название города, ребёнок выходит к доске и выкладывает фишку на первую строку.
-Сколько слов во второй строке? Ответы детей. (Два. Слова-признаки, отвечают на вопрос-какой). Дети называют прилагательные (красивый, родной, любимый, старый, современный, чистый, зелёный, новый, солнечный). Затем выбирают понравившиеся два слова, выходит ребёнок и выкладывает фишки на вторую строчку.
-Скольско слов надо придумать для третей строки? Ответы детей. (Три. Слова-действия)
-Правильно, что можно делать в городе? Ответы детей. (Жить, строить, гулять, кататься, развлекаться, любоваться, проезжать, работать). Ребёнок выкладывает фишки, называя три выбранных слова.
-На четвёртой строке нам нужно придумать предложение, из скольки слов оно должно состоять? Ответы детей (Из четырёх слов). Дети придумывают разные предложения, затем самостоятельно выбирают интересное. Ребёнок выходит и выкладывает фишки на четвёртую строку.
-И пятая строка- это слово-ассоциация или обобщающее понятие. Ответы детей.
-Теперь давайте вместе проговорим наше стихотворение. (Воспитатель совместно с детьми проговаривает, получившийся синквейн).
1. Балахна
2. Родной, любимый
3. Гулять, работать, любоваться
4. Мы ходим в детский сад.
5. Город.
Заключительная часть.
- Молодцы ребята! Вам понравилось придумывать синквейн? Ответы детей.
-За активность, сообразительность и старание вам маленький сюрприз-магнитики о нашем городе.