Болонова Юлия Вячеславовна
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе ДОУ «Чтение сказки «Царевна-лягушка» в обработке М. Булатова
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Рассказывание русской народной сказки «Царевна – лягушка» в обработке М. Булатова»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка»
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе ДОУ „Чтение сказки „Царевна-лягушка“ в обработке М, Булатова» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- «Царевна-лягушка», сказка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2023
Цель: знакомство с русской народной сказкой.
Подготовила: Болонова Ю. В., воспитатель МАДОУ «Детский сад №58» г. Нижнего Новгорода.
Задачи:
продолжать расширять, актуализировать и систематизировать знания детей о русской народной сказке как жанре художественной литературы, ее особенностях и разновидностях;
способствовать формированию умения понимать характер героев сказки, давать оценку их поступков, усваивать последовательность развития сюжета;
формировать выразительность речи, умение воспроизводить и осознавать образные выражения;
развивать коммуникативные навыки: умение отвечать полным предложением, вступать в диалог, говорить по очереди, выслушивать мнение других, не перебивая;
воспитывать интерес к русским народным сказкам.
Предварительная работа:
Чтение бытовых сказок, о животных, волшебных, рассматривание иллю-страций к сказкам, беседа по сказкам, работа с пословицами, поговорками.
Материал: книги для выставки, иллюстрации к сказке «Царевна – ля-гушка».
Ход НОД.
I. Вводная часть.
Настрой на работу.
Все на стульчиках сидят,
Дружно на меня глядят.
Руки вверх, руки вниз
И друг другу улыбнись.
Воспитатель: - Дети, любите ли вы сказки? (Ответы детей)
Воспитатель: - В этом сундучке у меня для вас новая книга
Но чтоб открыть сундучок, нам нужно произнести волшебные слова:
Пальчиковая гимнастика:
Тук - тук, чок -чок
Открывайся сундучок,
Будем книгу доставать,
Чтоб скорее просчитать
(Открываю сундук, выясняется, что книги нет)
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, куда исчезла книга? (Дети рассуж-дают, высказывают свои предположения).
Воспитатель: - Смотрите, вместо книги — письмо. От кого оно может быть?
Давайте, прочтем. «Здравствуйте, детишки! Не можете найти книгу?
Это я, Баба Яга, спрятала Вашу книгу в Стране сказок! Ищите, может, найдете! Но помощи от меня не ждите!».
Воспитатель: - Не может Баба Яга прожить, чтобы никому не навредить.
У нас с вами сложное задание: нам необходимо найти книгу, чтобы мы могли ее прочитать. Где находится эта Страна Сказок – мы не знаем. А как туда попасть? Кто нам укажет путь? (высказывания детей)
Воспитатель: - Во многих русских народных сказках есть один волшеб-ный предмет, который указывает путь героям. Вспомните, что это за предмет?
Это – волшебный клубок. У меня есть такой клубок, мне его подарила одна знакомая волшебница. Хранится он в этом чудесном мешочке. (Воспитатель открывает мешочек, находит там размотанный клубок).
Воспитатель: - Ой, ребята, Баба Яга и здесь успела навредить нам, размотала весь клубок.
Что же делать, как вернуть волшебную силу клубка? Я знаю один способ –
заново намотать клубок, при этом называя русские народные сказки.
Чем больше назовем, тем больше волшебных сил будет у клубочка.
Игра «Назови сказки»
Дети называют сказки, воспитатель наматывает нить на клубок.
Воспитатель: - Посмотрите, какой получился клубок! А почему он такой большой? (ответы детей)
Воспитатель: - Верно, потому, что вы знаете много сказок!
Этот клубок укажет нам путь в страну сказок.
Произносим волшебные слова:
«Нам клубочек, помоги, в Страну сказок приведи!»
Звучит музыка «В гостях у сказки»
Воспитатель: - Вот мы и попали в Страну сказок.
А как называется, сказка, о которой мы сегодня будем говорить, вы скажите сами, но сначала надо отгадать загадки.
Воспитатель читает загадки, дети отгадывают.
Загадки:
1. К лесу передом стоит
И кривой трубой дымит
Там Яга - лесная бабка -
На печи зевает сладко.
(Избушка на курьих ножках).
2. Я — богатый, всемогущий,
Очень стройный, страшно злющий,
Смерти вовсе не боюсь.
Угадайте, как зовусь?
(Кощей Бессмертный)
3. В ступе летаю,
Следы заметаю.
Без чудес старушке
Скучно жить в избушке.
(Баба Яга.)
4. Я в семействе не один,
Третий, неудачный сын,
Каждый, кто со мной знаком,
Называет дураком.
Не согласен я никак -
Не дурак я, а добряк.
(Иван - царевич)
5. Работать умела красиво и ловко,
В деле любом проявляя сноровку.
Хлеб пекла и скатерть ткала,
Шила рубашку, узор вышивала,
Лебедью белой в танце плыла.
Кто мастерица эта была?
(Василиса Премудрая.)
6. Средь болот жила царевна,
но зелёною была.
Вы же знаете наверно –
- рукодельницей слыла.
Я скажу тебе на ушко,
что царевна та
(Лягушка).
И сегодня мы продолжим чтение сказки «Царевна лягушка».
Эту сказку придумал ни
Писатель, ни поэт, а русский народ много-много лет назад. И рассказы-вали ее такими словами, какие живут только в русских народных сказках.
Садитесь поудобней, слушайте внимательно.
Давайте мы с вами вспомним начало сказки, а потом я расскажу вам, чем она закончилась. С чего все началось?
Было у царя три сына и надумал царь их женить. Велел им стрелять из лука
и куда стрела прилетит там и будет невеста. Старшие братья попали к купцу и боярину, а младший попал в болото и стала его невестой лягушка, да не простая. Решил царь испытать своих невесток.
-Какие задания давал царь своим невесткам? (сшить рубашку, испечь хлеб, прийти на пир)
-Кто лучше всех справлялся с этими заданиями? (Царевна-лягушка)
Чтение отрывка из сказки «Царевна-лягушка».
Физкультминутка
Вы, наверное устали? Ну, тогда, все быстро встали
мальчики потопали, девочки похлопали.
Вместе дружно повертелись, и на стульчики уселись.
Глазки крепко закрываем, дружно до 5-ти считаем.
Открываем, поморгаем, и работать продолжаем.
Воспитатель: Ребята, а вы всю сказку поняли, вам все слова и выражения были понятны?
В сказке есть много особенных, волшебных слов и выражений.
- Есть такие слова: Закручинился, голову повесил. Что это означает? (гру-стить, загрустил);
- А что значит «смекнула» Василиса? (догадалась).
- А что значит гости «диву дались»? (удивились).
Царь сказал : «Хочу узнать, кто из ваших жен лучше стряпает». Что такое стряпать? (Готовить).
Не тужи. Как сказать иначе? (не грусти).
- Помните, лягушка говорила Ивану Царевичу : «Не тужи, ложись спать, утро вечера мудренее».
Что означают эти слова? Как вы их понимаете? Почему так говорят, поду-майте. (К вечеру человек устает и ему бывает трудно принять какое - то ре-шение, а за ночь отдохнет и утром на свежую голову сразу что-то придумает).
- «Пошел Иван Царевич куда глаза глядят». Что это значит? Как вы понимаете это выражение? (Идет сам не знает куда, куда ноги ведут).
- Вспомните слова из сказки : «Из сундука выскочил заяц и наутек, во всю прыть». Что означает это выражение? «Пустился наутек», как сказать по -другому? (побежал бегом, быстро).
- «Баба Яга спросила у Ивана Царевича : «Дело пытаешь или от дела лета-ешь?» Что это значит? (По делу пришел или от дела бежишь; уклоняешься от работы, бездельничаешь).
Предлагаю вам сыграть в игру «Вспомни и произнеси»
Попробуйте произнести таким голосом и тоном, каким вы думаете, го-ворили персонажи этой сказки.
Девочкам.
• Что сказала лягушка, когда Иван-Царевич попросил её отдать ей стрелу.
(«Возьми меня замуж Иван-царевич, жалеть не будешь!»)
• Что сказала Василиса Премудрая Ивану царевичу, когда увидела, что он сжёг лягушечью кожу. («Ах, Иван-Царевич, что же ты наделал! Если бы ты еще только три дня подождал, я бы вечно твоей была. А теперь прощай. Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, у Кощея Бессмертного»).
• Что говорила лягушка, когда Иван-царевич грустный приходил от царя,
который давал задание для невесток? («Не тужи, Иван-Царевич, ложись лучше спать, утро вечера мудренее»).
• Как Баба Яга рассказала Ивану-царевичу о смерти Кощея Бессмертного.
(«Его смерть на конце иглы, та игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, тот заяц сидит в каменном сундуке, а сундук весит на высоком дубу, и тот дуб Кощей Бессмертный как свой глаз бережет»).
Мальчикам.
• Что сказал царь сыновьям, когда они спросили «За кого же нам, ба-тюшка,
посвататься?» («А вы возьмите по стреле, натяните свои тугие луки и пу-стите стрелы в разные стороны. Где стрела упадет — там и сватайтесь»).
• Что сказал Иван-царевич гостям, на пиру, когда они услышали стук да гром? («Не пугайтесь, это моя лягушонка в коробчонке едет»).
• Что сказал Иван-царевич избушке на курьих ножках, когда её увидел?
(«Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а ко мне передом!»).
• Что сказал медведь Ивану-царевичу, когда тот хотел выстрелить в него?
(Не убивай меня, Иван-царевич! Когда-нибудь я тебе пригожусь»).
Вопросы детям:
1. Сколько сыновей было у царя? (три).
2. Как звали младшего сына? (Иван-царевич).
3. Куда же упала стрела Ивана-царевича? (в болото).
4. Что сделал Иван-царевич, когда прибежал домой с пира? (сжег лягу-шачью кожу).
5. Кого из зверей повстречал Иван-царевич в лесу? (медведя, селезня, щуку).
6. А как вы думаете, почему Иван царевич отпустил зверей? (Пожалел).
7. Значит какой характер у Ивана царевича? (Добрый, жалостливый).
8. А как звери его просили о пощаде? (Не бей меня, Иван царевич, когда-нибудь тебе пригожусь).
9. А как звери ему отплатили за добро? (помогли получить Кощееву смерть).
Заключение
Главная мысль сказки в том, что не стоит судить человека по его внеш-ности, а смотреть на его поступки. Сказка учит ценить своих близких, и быть готовым на все ради них, учит не бояться трудностей, быть смелым, отважным, добрым, учить отвечать за свои поступки и думать, перед тем, как что то делать. Если совершил ошибку, то ее нужно исправить.
У меня есть пословица, как вы думаете, подходят ли они к этой сказке.
"По одёжке встречают, по уму провожают" (это относится к царевне лягушке) - о человеке судят вначале по внешнему виду, а затем по его способностям. При встрече с незнакомым человеком, прежде всего, броса-ется в глаза его внешний вид, одежда, а после знакомства с ним отдают должное его уму, знаниям. И даже если человек как то плохо выглядит, это не означает что это плохой человек, может быть в душе он красивый и добрый, а может быть и наоборот.
Рефлексия:
Воспитатель: Дети, вы молодцы – сегодня вы опять были очень старательны и трудолюбивы.
- Где вы сегодня побывали?
- С какой сказкой вы сегодня познакомились?
- Какая это сказка? Чему она учит?
- Что вам понравилось больше всего сегодня?
- Вечером вы можете нарисовать картинки к этой сказке.
Ну а теперь нам пора возвращаться в группу. Берем волшебный клубочек, произносим волшебные слова:
«Нам клубочек, помоги, назад в группу приведи!»
(звучит музыка)
Воспитатель: - Спасибо всем!