Татьяна Божко
Конспект занятия по развитию речи «Составление творческих рассказов по картине А. А. Пластова «Первый снег»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Формировать умение детей составлять связный рассказ по картине.
Развивать художественное восприятие пейзажных картин, видение содержания и средств выразительности живописи; Цветосочетание зимнего состояния природы, вызывающие соответствующее им настроение: рисунок передающий характер образов, композиционные настроения картин.
Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на художественный образ пейзажа.
Темочки:
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Лепка, пластилин
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Снежинки, снег. Конспекты занятий по развитию речи
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Словарная работа: обогащать словарь детей эмоционально - оценочной лексикой, эстетическими и искусствоведческими терминами, подбирать синонимы "снегом понесло", подбор названий оттенков цвета, настроения (восторг, восхищение, удивление).
Предшествующая работа: наблюдение за явлениями в природе, рассматривание репродукций картин, разучивание стихов, прослушивание музыкальных произведений на тему зимы, знакомство с жизнью и творчеством А. А. Пластова, чтение текста К. Г. Паустовского о первом снеге.
Материал: репродукция картины А. А. Пластова "Первый снег".
Музыкальный ряд: В. Я. Шаинский "Снежинки".
Ход занятия.
Воспитатель: "Ребята, какое явление в природе мы свами наблюдали в конце месяца?
Дети: Первый снег.
Воспитатель: "Какие чувства, воспоминания или события связаны у вас с этими словами". (первый мороз, первый лёд, первый шаг, первый цветок, я иду в первый класс, первый снег).
Каким вы представляете первый снег? Каким вы его видели?
Дети: мягкий, белый, пушистый, падает с неба крупными хлопьями, из него можно слепить снеговика.
Воспитатель: Какие чувства он у вас вызывает?
Дети: радость, удивление, восхищение, любим смотреть как он летит, кружится.
Воспитатель: Какие стихи вы знаете о зиме, снеге.
Дети читают стихи.
Воспитатель: Послушайте И. А. Бунина "Первый снег". Как говорит поэт о первом снеге?
Дети: снегом понесло.
Воспитатель: как вы понимаете это выражение? Подберите похожие слова к слову "понесло".
Дети: закружило, завьюжило, снег летал, порхал, падал.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на картину А. А. Пластова "Первый снег".
Какое время года изобразил художник? Какой период зимы?
Дети: Зиму, начало зимы.
Воспитатель: Какое время суток изображено?
Дети: Утро.
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: Утром проснулись дети и увидели в окно снег, они выбежали на крыльцо. Ещё никто не выходил из дома, на снегу не видно следов.
Воспитатель: Кого изобразил художник на переднем плане?
Дети: Девочку и мальчика на крыльце.
Воспитатель: Опишите их внешний вид, во что они одеты?
Дети: Мальчик в коричневом пальто и шапке, на ногах сапоги, девочка без верхней одежды, в розовом платье, а на голове жёлтый платок, на ногах валенки.
Воспитатель: Какое настроение у детей?
Дети: Настроение радостное, весёлое, они восхищаются первым снегом.
Воспитатель: Что ещё показывает А. А. Пластов на переднем плане?
Дети: Дом, возле него большая берёза, рядом стоит ворона. Она то же радуется первому снегу.
Воспитатель: Обратите внимание на фон картины, какой он тёмный или светлый?
Дети: В картине преобладает светлый фон.
Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас закружиться в весёлом, радостном вальсе снежинок.
Дети исполняют этюд "Танец снежинок".
Воспитатель: Ребята, посмотрите на картину и попробуйте составить рассказ, расскажите о первом дне зимы, радости детей, о цвете и настроении картины, о вашем отношении к картине.
Рассказы детей.
Воспитатель: Спасибо ребята за интересный рассказ, сегодня мы смогли ещё раз пережить чувства радости, при виде первого снега и благодарны за это художнику.