Папки-передвижки

Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине «Спасаем мяч» (30 фото)

Татьяна Варанкина
Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине «Спасаем мяч»
▼ Скачать + Заказать документы

Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине '' Спасаем мяч''

Используемая литература:

Т. А. Сидорчук, С. В. Лелюх '' Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине ".(Технология ТРИЗ)

Цель: усвоение ребёнком обобщённых способов умственной деятельности

при создании собственного речевого продукта

Публикация «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине „Спасаем мяч“» размещена в разделах

Картина находится в группе на уровне глаз детей в специально отведённом месте. Работа проводится по этапам и выглядит как система игровых тренингов в течение двух недель. По окончании каждого этапа рядом с картиной вывешивается эмблема совершённого мыслительного действия.

Этап 1

Определение объектов на картине

Цели:

- учить детей определять объекты, изображенные на картине, и схематизировать их;

- учить детей запоминать эмблему этапа и озвучивать правило : «Смотрю на картину и называю объекты»;

- активизировать словарь дошкольников в соответствии с сюжетом картины (названия объектов и их частей).

Ход занятия:

Педагог: К нам пришла в гости картина. Посмотрите на неё. Давайте возьмём подзорную трубу (имитация руками) и перечислим, что мы на ней видим. Посмотрим, кто самый внимательный, кто больше всех увидит и назовёт разных предметов. (по мере называния объектов обозначаем их схемами).

Дети: Девочка, ещё девочка…

П: Давайте их назовём.

Д: Девочка Света, которая держит куклу, и девочка Таня, которая плачет. Мальчика зовут Серёжа.

П: Кто ещё что видит?

Д: Лужу, прутик, мяч, куклу, ёлочку, ещё ёлочку.

П: Хорошо. Много ё лочек: одна в левой, другая в правой части картины.

Д: Цветы, много разных цветов, больше всего ромашек. Небо, земля, трава, кофта, юбка…

П: Что мы сейчас делали?

Д: Играли в игру «Кто больше назовёт предметов».

П: Вот эмблема этой игры и её правила: «Смотрю на картину и называю предметы, изображённые на ней».

Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине «Спасаем мяч»
Фото «Спасаем мяч»
Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине - фото

Схема первого этапа

Этап 2

Установление взаимосвязей между объектами на картине

Цели:

- учить детей находить взаимосвязи объектов, изображённых на картине;

- учить объяснять связи между объектами и обозначать их стрелками;

- учить запоминать эмблему этапа и озвучивать правила: «Один объект связан с другим»;

- активизировать словарь дошкольников в соответствии с сюжетом картины (название действий и взаимодействий объектов).

Ход занятия

П: Давайте поиграем в сыщиков и раскроем тайну картины : все изображённые предметы между собой связаны. Найдём эти связи.

Д: Мячик и вода в луже связаны между собой: мяч попал в лужу, лежит в ней, стал мокрым. (ребёнок на листе бумаги с выделенными объектами рисует фломастером стрелку от мяча к воде).

- Мячик и прутик связаны, потому что прутик касается мяча и подталкивает его к краю лужи. (проводится стрелка от прутика к мячу).

- Прутик и мальчик связаны между собой. Во-первых, мальчик держит прутик в руке; во – вторых, прутик нужен, чтобы достать мяч. Поэтому я провожу стрелку от мальчика к прутику.

- Девочка Таня и девочка Света связаны между собой, так как они подружки, вместе играли. Света жалеет Таню. (проводится стрелка от Светы к Тане).

П: Что мы сейчас делали?

Д: Играли в игру «Сыщики». Искали, как предметы на картине, связанные между собой.

П: Вот эмблема игры и её правила: «Один предмет связан с другим, потому что…»

Фото №1 Составление рассказов обучение рассказыванию Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине Спасаем мяч Используемая литература Т Фото №2 Лелюх Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине Фото №3 Работа проводится по этапам и выглядит как система игровых тренингов в течение двух недель

Эмблема второго этапа

Этап 3

Составление сравнений и загадок по картине

Цели:

- учить детей составлять сравнения и загадки по моделям;

- учить узнавать эмблему этапа и озвучивать правила: «Я смотрю на предмет, изображённый на картине, и могу сравнить его признаки с признаками других предметов»;

- активизация словаря детей по сюжету картины (проговаривание прилагательных).

Ход занятия

П: Ребята, сегодня мы с вами будем учиться составлять сравнения и загадки по картине. Выберите любой предмет, изображённый на картине.

Д: Мяч.

П: Что вы можете сказать о его форме?

Д: По форме мяч круглый.

П: Какие предметы, круглые по форме, вы знаете?

Д: Колесо, солнце, колобок и т. д.

П: Составьте словосочетание : «Мяч по форме похож на…».

Д: Мяч по форме похож на колобок.

П: А вы любите отгадывать загадки? Мы сегодня с вами поучимся их составлять. Выберите предмет по картине и перечисли его особенности – признаки.

Д: Прутик.

П: Он какой?

Д: Длинный, тонкий, упругий.

П: Прутик на что похож?

Д: Указку, провод, смычок.

П: Попробуйте составить текст загадки с помощью слов: «Как», «Но не».

Д: Длинный, но не указка.

Тонкий, но не провод.

Упругий, как смычок. (прутик).

П: Что на занятии было нового?

Д: Научились составлять сравнения, составлять самостоятельно текст загадки.

П: Вот эмблема этого этапа и её правило: «Я смотрю на предмет, изображённый на картине и могу сравнить его признаки с признаками других предметов».

Фото №4 По окончании каждого этапа рядом с картиной вывешивается эмблема совершённого мыслительного действия Фото №5 Ход занятия Педагог К нам пришла в гости картина Фото №6 Посмотрите на неё

Эмблема третьего этапа

Этап 4

Представление возможных ощущений

с помощью разных органов чувств.

Цели:

- учить детей на основе восприятия объекта представлять возможные ощущения через разные органы чувств (слух, обоняние, осязание);

- учить детей находить эмблемы этапа и озвучивать правило: «Я смотрю на предмет и представляю, чем он может пахнуть, какие издаёт звуки и какой он на ощупь.»;

- активизировать в речи слова, характеризующие звуки, запахи и тактильные ощущения.

Ход занятия

П: Сегодня к нам в гости пришли волшебники: «Я вижу», «Я слышу», «Я чувствую запах». Давайте мы с вами посмотрим на картину, превратимся в волшебников и войдём в неё, отправимся в путешествие по картине. Но для этого вы должны выбрать волшебника, который вам поможет путешествовать.

Д: Алё ша : «Я буду волшебником, который «Я слышу»».

«Я слышу, как мяч шлё пнулся в лужу: плюх!»

«Я слышу, как прутик постукивает о мячик».

«Я слышу, как шумит ветерок и щебечут птички».

«Я слышу, как мама зовёт Таню домой».

Д: Маша: «Я буду волшебником, который «Я чувствую»».

«Я чувствую на ощупь, какой мячик тёплый и скользкий».

«Я чувствую на ощупь, что прутик твёрдый, немного шершавый и упругий».

«Я чувствую, какая травка мягкая, шелковистая, немного сырая, особенно около лужи».

Д: Ваня: «Я буду волшебником, который «Я нюхаю»».

«Пахнет свежестью и травой, потому что прошёл дождик».

«Ёлочка пахнет очень приятно».

«Я чувствую, как мяч пахнет резной. Его ведь недавно купили в магазине».

П: Чем мы сейчас с вами занимались?

Д: Мы играли в игру, которая называется игру «Сыщики». П: Вот эмблема этого этапа и её правило: «Я смотрю на предмет и представляю, чем он может пахнуть, какие издаёт звуки, какой он на ощупь».

Давайте возьмём подзорную трубу имитация руками и перечислим что мы на ней видим Посмотрим кто самый внимательный кто больше всех увидит и назовёт разных предметов по мере называния объектов обозначаем их схемами Дети Девочка ещё девочка П Давайте их назовём Д Девочка Света которая держит куклу и девочка Таня которая плачет Мальчика зовут Серёжа П Кто ещё что видит Д Лужу прутик мяч куклу ёлочку ещё ёлочку Много ё лочек одна в левой другая в правой части картины

Эмблемы 4 этапа

5 Этап

Составление рифмованных текстов

по мотивам содержания картины

Цели:

- учить детей подбирать рифмы к названиям объектов на картине и составлять с ними рифмованные тексты;

- активизировать речь детей с помощью рифмующихся слов;

- учить находить эмблему этапа и озвучивать правило «Я называю предмет и составляю с его названием рифмовку».

Ход занятия

П: Ребята, давайте поиграем с вами в игру «Складушки – Ладушки». Я говорю вам слово, а вы подбираете рифмующие слова к предметам на картине.

П: Мячик

Д: Зайчик

П: Бантик

Д: Фантик

П: Девочка

Д: Припевочка

П: Палочка

Д: Помогалочка

П: Вот что у нас получилось:

мячик – зайчик,

бантик – фантик,

девочка – припевочка,

палочка – помогалочка.

А теперь попробуйте из пары слов сложить две строчки, чтобы каждая строчка заканчивалась рифмующим словом, используя слова: «Жил –был кто – то…».

Д: «Жила – была девочка.

И была она припевочка;

На голове у неё бантик –

Он похож на фантик».

П: Ребята, чем мы сейчас с вами занимались?

Д: Играли в игру «Складушки – Ладушки», составляли рифмованные тексты.

П: Вот эмблема этого этапа и её правило: «Я называю предмет и составляю с его названием рифмовку».

Фото №7 Д Цветы много разных цветов больше всего ромашек

Эмблема 5 этапа

6 этап

Определение местонахождения объектов на картине

Цели:

- учить детей пространственной ориентировке на картине;

- активизировать в речи слова, обозначающие пространственные понятия;

- учить находить эмблему этапа и озвучивать правило: «У каждого объекта есть своё место на картине».

Ход занятия

П: Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру: «Да - нет – ка». Я загадаю объект, а вы должны его отгадать. ( Загадываю слово: кукла).

Д: Этот объект находится в левой части картины?

П: Да.

Д: Этот объект находится в левой нижней части картины?

П: Да.

Д: Он в руках у девочки?

П: Да.

Д: Это Светина кукла?

П: Да. Вы правильно отгадали слово.

А сейчас мы поиграем ещё в одну игру: «Ожившая картина». Ребята, кто из вас желает превратиться в объект, который находится на картине и оживить его?

Д: Маша: «Я хочу превратиться в лужу».

М: «На картине лужа. Она изображена чуть ниже центральной части, ближе к правой её стороне. Я – лужа на опушке леса. Вокруг меня трава. Рядом стоит мальчик, чуть подальше девочки Тани. Ёлочки от меня стоят так далеко, что я их почти не вижу».

П: Ребята, чем мы сегодня с вами занимались?

Д: Играли в игру: «Да – нет – ка», «Ожившие картинки».

П: Молодцы, правильно. Вот эмблема этого этапа и её правило: «У каждого объекта есть своё место на картине».

Фото №8 Небо земля трава кофта юбка П Что мы сейчас делали Д Играли в игру Кто больше назовёт предметов

Игра : «Да – нет – ка».

Фото №9 П Вот эмблема этой игры и её правила Смотрю на картину и называю предметы изображённые на ней

Игра: «Ожившие картинки».

Фото №10 Ход занятия П Давайте поиграем в сыщиков и раскроем тайну картины все изображённые предметы между собой связаны

Эмблема 6 этапа.

7 этап

Составление речевых зарисовок с использованием

разных точек зрения

Цели:

- упражнять детей в умении перевоплощаться в объект на картине, изменять своё настроение во времени;

- учить составлять речевую зарисовку от имени какого – либо объекта на картине;

- учить узнавать эмблемы этапа и озвучивать правило: «Я превращаюсь в объект на картине».

Ход занятия

П: Ребята, сегодня я предлагаю вашему вниманию новую игру: «Антонимы» (т. е. слова противоположные по значению).

П: Грустный

Д: Весёлый

П: Спокойный

Д: Возбуждённый

П: Сытый

Д: Голодный

П: Здоровый

Д: Больной.

П: Ребята, а сейчас другая игра: «Что делает?»

Весёлый

Д: Улыбается, всё его радует, вызывает смех.

П: Грустный.

Д: Вздыхает, всё его огорчает, много жалуется, плачет.

П: Больной.

Д: Раздражается, ворчит, жалуется.

П: Добрый.

Д: Всех любит, заботится, всем помогает, хлопочет.

П: Ребята, я вам предлагаю новую игру: «Превратись в кого – нибудь, или во что – нибудь».

Д: Андрей: «Я хочу превратиться в мяч».

А: «Я грустный мяч, у меня всегда плохое настроение. Солнце светит или идёт дождь, лежу я в сторонке или играю с детьми – всё это нерадостно. Я только вздыхаю и думаю: «Ух, какие дети все шумные! Почему они всё время бегают? Ох, Ох, Ох!» Вот опять они меня взяли. Сейчас будут бросать, обязательно не удержат в руках и я упаду в лужу. Так и есть! Толь бы не заплакать!»

П: Ребята, чем мы сегодня занимались?

Д: Мы играли в игры: «Что делает?», «Превратись в кого – нибудь, или во что – нибудь», «Антонимы».

П: Вот эмблема этого этапа и её правило: «Я превращаюсь в объект на картине».

Фото №11 Найдём эти связи

Игра: «Грустный мяч».

Фото №12 Мяч мячик Мячик и вода в луже связаны между собой мяч попал в лужу лежит в ней стал мокрым

Эмблема 7 этапа.

Этап 8

Понятие о смысловых характеристиках картины

Цели:

- учить детей находить и объяснять смысловое содержание картины;

- учить детей составлять речевые зарисовки по типу рассуждений;

- учить детей узнавать эмблему этапа и озвучивать правило: «У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл».

Ход занятия

П: Ребята, сегодня к нам в гости пришла «Ромашка Мудрости». Давайте поиграем с этой ромашкой. Правило: «На каждом лепестке ромашки написаны пословицы и поговорки о добре. Нужно оторвать один лепесток, прочитаем пословицу и объясним её смысл».

Д: Даша: «Мир не без добрых людей».

Даша: «Пословица подходит к картине, потому что Таня сама не достала бы мяч. Она заплакала, а Серёжа ей стал помогать. Он хороший, отзывчивый мальчик, а если бы не было Серёжи, то могли бы помочь другие дети или взрослые, у кого доброе сердце. Поэтому и говорят, что «Мир не без добрых людей».

П: Ребята, чем мы сегодня с вами занимались?

Д: Мы играли в игру: «Ромашка Мудрости».

П: Вот эмблема этого этапа и её правило: «У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл».

ребёнок на листе бумаги с выделенными объектами рисует фломастером стрелку от мяча к воде Мячик и прутик связаны потому что прутик касается мяча и подталкивает его к краю лужи проводится стрелка от прутика к мячу Прутик и мальчик связаны между собой

Эмблема 8 этапа

Итоговое занятие

Составление детьми творческих рассказов по картине

Цели:

- закрепить знания, полученные в ходе этапов составления рассказа по картине;

- мотивировать детей на составление собственного творческого рассказа по картине;

Оборудование: сюжетная картина спасаем мяч, эмблемы этапов.

Ход занятия

П: Ребята, сегодня мы будем прощаться с картиной, которая «гостила» у нас в группе. К нам пришли гости. Я предлагаю вам рассказать гостям, в какие игры с картиной мы играли, и объяснить «секреты» эмблем.

Д: Играли: в игры:

«Кто больше назовёт предметов».

«Сыщики».

«Волшебники».

«Складушки – Ладушки».

«Да – нет – ка».

«Ожившие картинки».

«Что делает».

«Превратись в кого –нибудь или во что – нибудь».

«Ромашка Мудрости».

Фото №13 Во первых мальчик держит прутик в руке во вторых прутик нужен чтобы достать мяч

Дети объяснили «секреты» эмблем.

П: Ребята, а сейчас я вам предлагаю сделать для картины подарки – это составление вами рассказов о картине. (работа идё т в паре: взрослый – ребёнок, ребёнок создаёт индивидуально свой собственный рассказ и рассказывает взрослому, который записывает текст на бумаге).

Д: Женя: «Жила – была девочка Таня. Однажды ей на день рождения подарили мяч. Таня вышла на прогулку после дождя и стала играть одна в мяч. Но вдруг мяч полетел в лужу. Девочка заплакала: она испугалась, что мячик утонет. Дети прибежали на помощь. «Тише, Таня, не плачь. Не утонет в луже мяч! – сказал ей Серёжа, - я помогу тебе». Он взял веточку, достал мяч».

Фото №14 Поэтому я провожу стрелку от мальчика к прутику

Д: Даша: «Стоял тёплый летний день. Света, Таня и Серёжа взяли мяч и пошли играть на лужайку. Они вышли на прогулку после дождя. Трава на лужайке была мокрой. Посреди лужайки была лужа. Дети веселились и играли в мяч возле лужи. Мяч неожиданно отскочил и попал прямо в лужу. Таня заплакала. Ей стало жалко свой мяч. Но Серёжа быстро взял прутик и достал мяч».

Фото №15 Девочка Таня и девочка Света связаны между собой так как они подружки вместе играли

Вывод: Используя данную методику (игры с сюжетной картиной, я пришла к выводу, что дети учатся мыслить, видеть связи между объектами, представлять возможные ощущения, делать сравнения, осознавать житейскую мудрость. У детей формируется устойчивый интерес к созданию собственного речевого продукта.

Публикации по теме:

Конспект НОД по составлению рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы» Программные задачи: 1. Продолжать формировать умение составлять описательный рассказ по сюжетной картине. 2. Закреплять навыки, подробно.

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Составление описательных рассказов по картине. Знакомство с антонимами» Конспект открытого занятия в средней группе «Малинка» по речевому развитию Воспитатель Савчук И. В. Тема: 1ч. Составление описательных рассказов.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление творческих рассказов об игрушке» Волкова Ирина Васильевна Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Составление творческих рассказов об игрушке».

Конспект занятия по составлению рассказа по сюжетной картине «Кошка с котятами» с детьми среднего дошкольного возраста Задачи: 1. Учить детей выделять конкретные объекты на картине и обозначать их словом. Учить понимать схематическое понимание объектов, выявленных.

Составление рассказов по сюжетной картине «Ранняя весна» в старшей группе Составление рассказов по сюжетной картине "Ранняя весна"Цель:Продолжать учить детей самостоятельно составлять рассказ по сюжетной картине.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе. Составление рассказа по сюжетной картине «Мы играем в кубики» Тема: "Составление рассказа по сюжетной картине: «Мы играем в кубики" Задачи: - Связная речь: учить детей рассматривать картину; формировать.

Мастер-класс для педагогов «Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине» Цель: Повышение компетентности педагогов в обучении детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине, развитие.

Проект по речевому развитию «Составление связных рассказов детьми с помощью мнемотаблиц» ПРАКТИКО – ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ПРОЕКТ по речевому развитию «Составление связных рассказов детьми с помощью мнемотаблиц». ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА.

Составление творческих рассказов по сюжетной картине Сначала я предлагаю рассмотреть традиционную методику составления рассказов по картине: 1. Картина предъявляется детям в начале занятия,.

Конспект по составлению рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы» Конспект организационно образовательной деятельности по теме: «Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы» (с использованием.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине «Спасаем мяч»
Опубликовано: 2 апреля 2018 в 15:18
+674Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине «Спасаем мяч»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Варанкина (УИ 1444454) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 246.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД