Татьяна Варанкина
Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине «Спасаем мяч»
▼ Скачать + Заказать документы
Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине '' Спасаем мяч''
Используемая литература:
Т. А. Сидорчук, С. В. Лелюх '' Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине ".(Технология ТРИЗ)
Цель: усвоение ребёнком обобщённых способов умственной деятельности
при создании собственного речевого продукта
Публикация «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине „Спасаем мяч“» размещена в разделах
Картина находится в группе на уровне глаз детей в специально отведённом месте. Работа проводится по этапам и выглядит как система игровых тренингов в течение двух недель. По окончании каждого этапа рядом с картиной вывешивается эмблема совершённого мыслительного действия.
Этап 1
Определение объектов на картине
Цели:
- учить детей определять объекты, изображенные на картине, и схематизировать их;
- учить детей запоминать эмблему этапа и озвучивать правило : «Смотрю на картину и называю объекты»;
- активизировать словарь дошкольников в соответствии с сюжетом картины (названия объектов и их частей).
Ход занятия:
Педагог: К нам пришла в гости картина. Посмотрите на неё. Давайте возьмём подзорную трубу (имитация руками) и перечислим, что мы на ней видим. Посмотрим, кто самый внимательный, кто больше всех увидит и назовёт разных предметов. (по мере называния объектов обозначаем их схемами).
Дети: Девочка, ещё девочка…
П: Давайте их назовём.
Д: Девочка Света, которая держит куклу, и девочка Таня, которая плачет. Мальчика зовут Серёжа.
П: Кто ещё что видит?
Д: Лужу, прутик, мяч, куклу, ёлочку, ещё ёлочку.
П: Хорошо. Много ё лочек: одна в левой, другая в правой части картины.
Д: Цветы, много разных цветов, больше всего ромашек. Небо, земля, трава, кофта, юбка…
П: Что мы сейчас делали?
Д: Играли в игру «Кто больше назовёт предметов».
П: Вот эмблема этой игры и её правила: «Смотрю на картину и называю предметы, изображённые на ней».
Схема первого этапа
Этап 2
Установление взаимосвязей между объектами на картине
Цели:
- учить детей находить взаимосвязи объектов, изображённых на картине;
- учить объяснять связи между объектами и обозначать их стрелками;
- учить запоминать эмблему этапа и озвучивать правила: «Один объект связан с другим»;
- активизировать словарь дошкольников в соответствии с сюжетом картины (название действий и взаимодействий объектов).
Ход занятия
П: Давайте поиграем в сыщиков и раскроем тайну картины : все изображённые предметы между собой связаны. Найдём эти связи.
Д: Мячик и вода в луже связаны между собой: мяч попал в лужу, лежит в ней, стал мокрым. (ребёнок на листе бумаги с выделенными объектами рисует фломастером стрелку от мяча к воде).
- Мячик и прутик связаны, потому что прутик касается мяча и подталкивает его к краю лужи. (проводится стрелка от прутика к мячу).
- Прутик и мальчик связаны между собой. Во-первых, мальчик держит прутик в руке; во – вторых, прутик нужен, чтобы достать мяч. Поэтому я провожу стрелку от мальчика к прутику.
- Девочка Таня и девочка Света связаны между собой, так как они подружки, вместе играли. Света жалеет Таню. (проводится стрелка от Светы к Тане).
П: Что мы сейчас делали?
Д: Играли в игру «Сыщики». Искали, как предметы на картине, связанные между собой.
П: Вот эмблема игры и её правила: «Один предмет связан с другим, потому что…»
Эмблема второго этапа
Этап 3
Составление сравнений и загадок по картине
Цели:
- учить детей составлять сравнения и загадки по моделям;
- учить узнавать эмблему этапа и озвучивать правила: «Я смотрю на предмет, изображённый на картине, и могу сравнить его признаки с признаками других предметов»;
- активизация словаря детей по сюжету картины (проговаривание прилагательных).
Ход занятия
П: Ребята, сегодня мы с вами будем учиться составлять сравнения и загадки по картине. Выберите любой предмет, изображённый на картине.
Д: Мяч.
П: Что вы можете сказать о его форме?
Д: По форме мяч круглый.
П: Какие предметы, круглые по форме, вы знаете?
Д: Колесо, солнце, колобок и т. д.
П: Составьте словосочетание : «Мяч по форме похож на…».
Д: Мяч по форме похож на колобок.
П: А вы любите отгадывать загадки? Мы сегодня с вами поучимся их составлять. Выберите предмет по картине и перечисли его особенности – признаки.
Д: Прутик.
П: Он какой?
Д: Длинный, тонкий, упругий.
П: Прутик на что похож?
Д: Указку, провод, смычок.
П: Попробуйте составить текст загадки с помощью слов: «Как», «Но не».
Д: Длинный, но не указка.
Тонкий, но не провод.
Упругий, как смычок. (прутик).
П: Что на занятии было нового?
Д: Научились составлять сравнения, составлять самостоятельно текст загадки.
П: Вот эмблема этого этапа и её правило: «Я смотрю на предмет, изображённый на картине и могу сравнить его признаки с признаками других предметов».
Эмблема третьего этапа
Этап 4
Представление возможных ощущений
с помощью разных органов чувств.
Цели:
- учить детей на основе восприятия объекта представлять возможные ощущения через разные органы чувств (слух, обоняние, осязание);
- учить детей находить эмблемы этапа и озвучивать правило: «Я смотрю на предмет и представляю, чем он может пахнуть, какие издаёт звуки и какой он на ощупь.»;
- активизировать в речи слова, характеризующие звуки, запахи и тактильные ощущения.
Ход занятия
П: Сегодня к нам в гости пришли волшебники: «Я вижу», «Я слышу», «Я чувствую запах». Давайте мы с вами посмотрим на картину, превратимся в волшебников и войдём в неё, отправимся в путешествие по картине. Но для этого вы должны выбрать волшебника, который вам поможет путешествовать.
Д: Алё ша : «Я буду волшебником, который «Я слышу»».
«Я слышу, как мяч шлё пнулся в лужу: плюх!»
«Я слышу, как прутик постукивает о мячик».
«Я слышу, как шумит ветерок и щебечут птички».
«Я слышу, как мама зовёт Таню домой».
Д: Маша: «Я буду волшебником, который «Я чувствую»».
«Я чувствую на ощупь, какой мячик тёплый и скользкий».
«Я чувствую на ощупь, что прутик твёрдый, немного шершавый и упругий».
«Я чувствую, какая травка мягкая, шелковистая, немного сырая, особенно около лужи».
Д: Ваня: «Я буду волшебником, который «Я нюхаю»».
«Пахнет свежестью и травой, потому что прошёл дождик».
«Ёлочка пахнет очень приятно».
«Я чувствую, как мяч пахнет резной. Его ведь недавно купили в магазине».
П: Чем мы сейчас с вами занимались?
Д: Мы играли в игру, которая называется игру «Сыщики». П: Вот эмблема этого этапа и её правило: «Я смотрю на предмет и представляю, чем он может пахнуть, какие издаёт звуки, какой он на ощупь».
Эмблемы 4 этапа
5 Этап
Составление рифмованных текстов
по мотивам содержания картины
Цели:
- учить детей подбирать рифмы к названиям объектов на картине и составлять с ними рифмованные тексты;
- активизировать речь детей с помощью рифмующихся слов;
- учить находить эмблему этапа и озвучивать правило «Я называю предмет и составляю с его названием рифмовку».
Ход занятия
П: Ребята, давайте поиграем с вами в игру «Складушки – Ладушки». Я говорю вам слово, а вы подбираете рифмующие слова к предметам на картине.
П: Мячик
Д: Зайчик
П: Бантик
Д: Фантик
П: Девочка
Д: Припевочка
П: Палочка
Д: Помогалочка
П: Вот что у нас получилось:
мячик – зайчик,
бантик – фантик,
девочка – припевочка,
палочка – помогалочка.
А теперь попробуйте из пары слов сложить две строчки, чтобы каждая строчка заканчивалась рифмующим словом, используя слова: «Жил –был кто – то…».
Д: «Жила – была девочка.
И была она припевочка;
На голове у неё бантик –
Он похож на фантик».
П: Ребята, чем мы сейчас с вами занимались?
Д: Играли в игру «Складушки – Ладушки», составляли рифмованные тексты.
П: Вот эмблема этого этапа и её правило: «Я называю предмет и составляю с его названием рифмовку».
Эмблема 5 этапа
6 этап
Определение местонахождения объектов на картине
Цели:
- учить детей пространственной ориентировке на картине;
- активизировать в речи слова, обозначающие пространственные понятия;
- учить находить эмблему этапа и озвучивать правило: «У каждого объекта есть своё место на картине».
Ход занятия
П: Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру: «Да - нет – ка». Я загадаю объект, а вы должны его отгадать. ( Загадываю слово: кукла).
Д: Этот объект находится в левой части картины?
П: Да.
Д: Этот объект находится в левой нижней части картины?
П: Да.
Д: Он в руках у девочки?
П: Да.
Д: Это Светина кукла?
П: Да. Вы правильно отгадали слово.
А сейчас мы поиграем ещё в одну игру: «Ожившая картина». Ребята, кто из вас желает превратиться в объект, который находится на картине и оживить его?
Д: Маша: «Я хочу превратиться в лужу».
М: «На картине лужа. Она изображена чуть ниже центральной части, ближе к правой её стороне. Я – лужа на опушке леса. Вокруг меня трава. Рядом стоит мальчик, чуть подальше девочки Тани. Ёлочки от меня стоят так далеко, что я их почти не вижу».
П: Ребята, чем мы сегодня с вами занимались?
Д: Играли в игру: «Да – нет – ка», «Ожившие картинки».
П: Молодцы, правильно. Вот эмблема этого этапа и её правило: «У каждого объекта есть своё место на картине».
Игра : «Да – нет – ка».
Игра: «Ожившие картинки».
Эмблема 6 этапа.
7 этап
Составление речевых зарисовок с использованием
разных точек зрения
Цели:
- упражнять детей в умении перевоплощаться в объект на картине, изменять своё настроение во времени;
- учить составлять речевую зарисовку от имени какого – либо объекта на картине;
- учить узнавать эмблемы этапа и озвучивать правило: «Я превращаюсь в объект на картине».
Ход занятия
П: Ребята, сегодня я предлагаю вашему вниманию новую игру: «Антонимы» (т. е. слова противоположные по значению).
П: Грустный
Д: Весёлый
П: Спокойный
Д: Возбуждённый
П: Сытый
Д: Голодный
П: Здоровый
Д: Больной.
П: Ребята, а сейчас другая игра: «Что делает?»
Весёлый
Д: Улыбается, всё его радует, вызывает смех.
П: Грустный.
Д: Вздыхает, всё его огорчает, много жалуется, плачет.
П: Больной.
Д: Раздражается, ворчит, жалуется.
П: Добрый.
Д: Всех любит, заботится, всем помогает, хлопочет.
П: Ребята, я вам предлагаю новую игру: «Превратись в кого – нибудь, или во что – нибудь».
Д: Андрей: «Я хочу превратиться в мяч».
А: «Я грустный мяч, у меня всегда плохое настроение. Солнце светит или идёт дождь, лежу я в сторонке или играю с детьми – всё это нерадостно. Я только вздыхаю и думаю: «Ух, какие дети все шумные! Почему они всё время бегают? Ох, Ох, Ох!» Вот опять они меня взяли. Сейчас будут бросать, обязательно не удержат в руках и я упаду в лужу. Так и есть! Толь бы не заплакать!»
П: Ребята, чем мы сегодня занимались?
Д: Мы играли в игры: «Что делает?», «Превратись в кого – нибудь, или во что – нибудь», «Антонимы».
П: Вот эмблема этого этапа и её правило: «Я превращаюсь в объект на картине».
Игра: «Грустный мяч».
Эмблема 7 этапа.
Этап 8
Понятие о смысловых характеристиках картины
Цели:
- учить детей находить и объяснять смысловое содержание картины;
- учить детей составлять речевые зарисовки по типу рассуждений;
- учить детей узнавать эмблему этапа и озвучивать правило: «У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл».
Ход занятия
П: Ребята, сегодня к нам в гости пришла «Ромашка Мудрости». Давайте поиграем с этой ромашкой. Правило: «На каждом лепестке ромашки написаны пословицы и поговорки о добре. Нужно оторвать один лепесток, прочитаем пословицу и объясним её смысл».
Д: Даша: «Мир не без добрых людей».
Даша: «Пословица подходит к картине, потому что Таня сама не достала бы мяч. Она заплакала, а Серёжа ей стал помогать. Он хороший, отзывчивый мальчик, а если бы не было Серёжи, то могли бы помочь другие дети или взрослые, у кого доброе сердце. Поэтому и говорят, что «Мир не без добрых людей».
П: Ребята, чем мы сегодня с вами занимались?
Д: Мы играли в игру: «Ромашка Мудрости».
П: Вот эмблема этого этапа и её правило: «У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл».
Эмблема 8 этапа
Итоговое занятие
Составление детьми творческих рассказов по картине
Цели:
- закрепить знания, полученные в ходе этапов составления рассказа по картине;
- мотивировать детей на составление собственного творческого рассказа по картине;
Оборудование: сюжетная картина спасаем мяч, эмблемы этапов.
Ход занятия
П: Ребята, сегодня мы будем прощаться с картиной, которая «гостила» у нас в группе. К нам пришли гости. Я предлагаю вам рассказать гостям, в какие игры с картиной мы играли, и объяснить «секреты» эмблем.
Д: Играли: в игры:
«Кто больше назовёт предметов».
«Сыщики».
«Волшебники».
«Складушки – Ладушки».
«Да – нет – ка».
«Ожившие картинки».
«Что делает».
«Превратись в кого –нибудь или во что – нибудь».
«Ромашка Мудрости».
Дети объяснили «секреты» эмблем.
П: Ребята, а сейчас я вам предлагаю сделать для картины подарки – это составление вами рассказов о картине. (работа идё т в паре: взрослый – ребёнок, ребёнок создаёт индивидуально свой собственный рассказ и рассказывает взрослому, который записывает текст на бумаге).
Д: Женя: «Жила – была девочка Таня. Однажды ей на день рождения подарили мяч. Таня вышла на прогулку после дождя и стала играть одна в мяч. Но вдруг мяч полетел в лужу. Девочка заплакала: она испугалась, что мячик утонет. Дети прибежали на помощь. «Тише, Таня, не плачь. Не утонет в луже мяч! – сказал ей Серёжа, - я помогу тебе». Он взял веточку, достал мяч».
Д: Даша: «Стоял тёплый летний день. Света, Таня и Серёжа взяли мяч и пошли играть на лужайку. Они вышли на прогулку после дождя. Трава на лужайке была мокрой. Посреди лужайки была лужа. Дети веселились и играли в мяч возле лужи. Мяч неожиданно отскочил и попал прямо в лужу. Таня заплакала. Ей стало жалко свой мяч. Но Серёжа быстро взял прутик и достал мяч».
Вывод: Используя данную методику (игры с сюжетной картиной, я пришла к выводу, что дети учатся мыслить, видеть связи между объектами, представлять возможные ощущения, делать сравнения, осознавать житейскую мудрость. У детей формируется устойчивый интерес к созданию собственного речевого продукта.