Наталья Куприхина
Конспект занятия по развитию речи для старшего возраста «Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: Непосредственно образовательная деятельность на тему чтение русской народной сказки «Хаврошечка» предназначена для детей старшего возраста. На ней дети знакомятся со сказкой. Узнают новые слова, характерные тому времени. Рассматривают иллюстрации к сказке. Играют в игры. В действиях и поступках сказочных героев дети противопоставляют трудолюбие – ленивости, добро – злу, храбрость – трусости. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи для старшего возраста „Чтение русской народной сказки „Хаврошечка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Старшая группа
- «Хаврошечка»
- Темочки
Программное содержание:
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству;
Закреплять знания о разнообразии русских народных сказок.
Образовательная область «Социализация»
Закреплять умение подчиняться правилам в групповых играх;
Вызвать эмоциональный положительный отклик на игровые действия;
Воспитывать культуру честного соперничества в играх – соревнованиях (дружеские взаимоотношения).
Образовательная область «Познание»
Расширять кругозор детей;
Развивать умение воспроизводить по памяти ранее полученную информацию;
Закреплять представления детей о мире предметов.
Образовательная область «Коммуникация»
Способствовать свободному общению детей со взрослым;
Продолжать развивать речь как средство общения;
Побуждать детей давать быстрые, четкие и правильные ответы.
Цель: формировать умение у детей определять жанр произведения, чувствовать и понимать целесообразность использования в произведении выразительно-изобразительных средств, понимать характеры и поступки героев, правильно осознавать их мотивы, замечать переживания, чувства.
Задачи:
Образовательные задачи:
• расширять знания детей о русских народных сказках;
• закреплять умение отличать сказку от других литературных произведений;
• учить детей анализировать сказку;
• учить понимать эмоционально-образное содержание произведения
Воспитательные задачи:
• воспитывать любовь к русскому народному творчеству;
• воспитывать проявление добрых чувств по отношению друг к другу;
• формировать художественный вкус;
• воспитывать уважение к книге.
• развивать интерес к русским народным сказкам;
• приобщать детей к истокам русской культуры;
• развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность;
• развивать познавательную и речевую активность детей, расширять словарный запас;
• обогащать эмоции детей.
Методы и приемы:
Наглядный (показ, демонстрация);
Словесный: чтение, обсуждение произведений художественной литературы, иллюстрированных энциклопедий, инсценировка и драматизация сказок, игра-викторина);
Игровой: организационный момент; физкультминутка, заключительная часть.
Организационные формы работы с детьми: групповая, индивидуальная
Виды детской деятельности: коммуникативная, продуктивная, музыкально - художественная, двигательная, чтение, игровая.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций к сказкам, игрушек, чтение русских народных сказок. Составление рассказов описательного характера по предметным картинкам. Экскурсия в библиотеку, работа с родителями.
Здоровьесберегающиетехнологи: Дыхательная гимнастика и физминутка способствуют снятию физического и умственного напряжения при помощи динамической паузы и смены деятельности.
Оформление: Выставка книг с русскими народными сказками, выставка дидактических игр, народные костюмы, тематические игрушки, макет дерева яблоня, волшебный клубочек, книга со сказкой «Хаврошечка», иллюстрации к сказке, платочек, магнитофон.
Реализация Федеральных государственных требований: интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Музыка», «Художественное творчество», «Физическая культура».
Тема: Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»
Словарная работа: холсты, сборник, наливные.
Ход образовательной деятельности.
Организационный момент:
Звучит сказочная музыка в группе.
Воспитатель: Давайте встанем в круг. Посмотрите, что это?
Дети: Клубочек.
Воспитатель: Как вы думаете, какой он?
Дети: Волшебный.
Воспитатель: Да, ребята, это волшебный клубочек, сила которого увеличивается от добрых и ласковых слов. Сначала я намотаю нитку на клубочек и скажу ласковое слово. А теперь, я передаю клубочек Лере и так по очереди всем детям. Можно сказать, доброе пожелание, комплимент, ласковое слово.
Дети перечисляют ласковые слова.
Основная часть:
Воспитатель: Вот и опять клубочек дошёл до меня. Каким он стал большим от добрых слов! Ему, как и мне приятно отправляться в путешествие с такими хорошими делами. А отправляемся мы с вами в сказку. Как вы думаете, ребята, что мы должны сделать, чтобы попасть в сказку?
(Дети перечисляют).
Воспитатель: А ещё как можно?
Дети: Надеть волшебные башмачки.
Воспитатель: Ребята, давайте наденем башмачки. (Дети имитируют надевание башмачков).
Воспитатель: Ребята, постучите каблучками и скажите дружно: «В сказку всем попасть нам нужно!».
Дети стучат каблучками и говорят под музыку: «В сказку попасть нам нужно».
Воспитатель: Руки расставьте в стороны как птицы. Летим, тёплый ветер нас обдувает, смотрим на землю с высоты (руки над глазами). Залетаем на облака, они мягкие, пушистые, прохладные. Давайте на них немного покачаемся (пружинка). Облака как ватные, нам приятно легко (перемещение по группе). Приземляемся, снимите башмачки, а то они нас унесут далеко от сказки.
Дети «снимают башмачки».
Воспитатель: И вот мы в гостях у сказки. Как обычно начинается сказка? С каких слов?
Дети: Жили-были, это случилось давно, однажды в лесу, в некотором царстве и т. д.
Воспитатель: Ребята. А о чём обычно рассказывается в сказках?
Дети: О приключениях людей и животных, о загадочных и волшебных событиях.
Воспитатель:В сказках мы с вами встречаем не только людей, но и животных.
К нам сегодня в гости пришло животное из сказки, чтобы узнать, кто это нужно отгадать загадку.
Отгадайте загадку:
Гуляет летом по полям
И молоко дает всем вам,
Громко «му» кричит хозяйке
Сена мне побольше дайте. (коровушка)
Поздоровайтесь с ней. А коровушка, она какая? (добрая, большая, домашняя, пёстрая). А ещё можно сказать, что она пёстрая или рябая, т. е. её шерсть двух цветов. Н-р чёрного и белого, как у нашей коровушки.
Коровушка принесла с собой книгу. Это русская народная сказка «Хаврошечка». Эту сказку сочинил русский народ давным давно. А услышал ее от народа (людей) великий русский писатель Алексей Николаевич Толстой и записал ее.
Ребята, в этой сказке вам встретятся незнакомые слова. Некоторые из них мы уже употребляем в своей речи.
Хаврошечка - старинное женское имя Хавронья.
пуд - старинная русская мера веса. Пуд –это как гиря примерно 16, 00 кг. Это очень тяжёлый вес.
прясть - Посмотрите на картинку. На ней изображена женщина, которая прядёт. Её называют пряхой. Пряха прядёт, скручивая шерсть, и получает нить. Из которой можно связать потом носки, свитера и другую одежду.
Холст – это ткань, которую изготовляли в старину из льна на специальных ткатских станках.
Ткать – работать на ткатском станке, делать ткань, посмотрите на картинку. Это очень кропотливая работа.
А в тексте ещё встретится слово лихо или зло, что-то злое, не хорошее.
А ещё встретятся такие слова наливное (яблоко). Может кто-то из вас знает, что это значит? (сочное, созревшее).
Дыхательное упражнение
А сейчас давайте с вами подготовимся к слушанию сказки.
Встаньте на ножки, глубоко вдохните носиком и выдохните ротиком. Показ воспитателя, затем вместе с детьми два раза.
Молодцы! Готовы слушать сказку «Хаврошечка»? Слушайте внимательно. Посмотрите на экран. Своё чтение я буду сопровождать иллюстрациями.
А после прочтения я у вас спрошу, кто является главными героями сказки?
Воспитатель читает сказку.
Воспитатель: Действительно ли вы услышали сказку? Как догадались? Какие сказочные слова вы заметили?
Игра-викторина (за каждый правильный ответ ребенок получает одно яблочко)
Дети: Влезет Хаврошечка в одно ушко, вылезет из другого – всё готово, Яблоки наливные, веточки серебряные. Листья золотые.
Воспитатель: как вы думаете, почему сказка начинается словами : «Есть
на свете люди хорошие, есть похуже, а есть и такие, которые своего брата не стыдятся»?
Дети: Потому что Крошечку – Хаврошечку взяли эти люди и работой заморили: она и ткёт и прядёт, она и прибирает, она и за всё отвечает. А хозяйские дети только и знали, что у ворот сидеть на улицу глядеть.
Воспитатель: Какими были мачеха и её дочери?
Дети: Злыми, завистливыми, хитрыми.
Воспитатель: Какой вы представляете себе Хаврошечку?
Дети: Доброй, умной, работящей.
Воспитатель: Как помогала Хаврошечке коровушка?
Дети: Помогала выполнять ей тяжё лую работу: Хаврошечка в одно ухо влезет, в другое вылезет, готовые холсты подберёт.
Воспитатель: Как узнала мачеха об этом?
Дети: Она послала своих дочерей проследить за Хаврошечкой и Триглазка всё увидела, как Хаврошечка в одно ухо влезла, а из другого вылезла, и вся работа была сделана, потому что у неё два глазка заснули, а третий смотрел и всё видел.
Воспитатель: Понравилась вам сказка?
Дети: Да!
Воспитатель: (физкультминутка).
Коровушка предлагает нам отдохнуть
Коров пастух привёл на луг (шагаем на месте)
Стадо мычит, спасибо говорит (голову тянем и говорим протяжное му,
Вытянули губки трубочкой)
Очень вкусная трава (давайте покажем, как жуё т коровушка: посмотрите на меня)
Идёт кругом голова. (вращение головой в одну и другую сторону)
Бегают коровки по лужочку ловко (бег на месте) .
Воспитатель: А теперь тихонечко садитесь. Вы, наверное, захотели рассказать сказку дома своим родным. Давайте попробуем рассказать её вот так, я начну, а вы закончите.
Воспитатель показывает иллюстрации к сказке и говорит :
- Жила у злых людей девочка Хаврошечка…
- А злые сёстры…
- Целыми днями трудилась Хаврошечка…
- Велела мачеха коровушку…
- Выросла яблонька, появились на ней…
- Женился на Хаврошечке сильный человек…
Воспитатель начинает, а дети по очереди продолжают сказку.
Воспитатель: Вот теперь смело вы можете рассказать её родителям. Чему нас учит сказка?
Дети: Сказка учит быть добрыми, приходить на помощь другим людям.
Воспитатель: Кто знает пословицы о доброте, дружбе, вежливости?
Дети:
- Вежливости открываются все двери.
- От доброго не бегай, а плохого не делай.
- За добрые дела всегда ждёт похвала.
Заключительная часть:
Воспитатель: Молодцы, ребята! Я тоже хочу, чтобы вы выросли добрыми, умными, воспитанными ребятами, чтобы вас все любили и уважали. А теперь подойдите ко мне. Нам пора возвращаться в детский сад. Надевайте свои башмачки. Потопайте каблучками, закройте глазки, вдохните воздух носиком и выдохните. А теперь мы скажем дружно: «В детский сад попасть нам нужно». Ребята, а где мы с вами побывали?
Дети:В сказке.
Воспитатель: Чем занимались?
Дети: Слушали сказку «Хаврошечка». Пересказывали её.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, я принесла вам веточку яблоньки. Веточками яблоня качает и игру нам предлагает «Яблонька наклонись».Вы, ребята, в круг вставайте. Перед вами лежат перевёрнутые иллюстрации. Я буду яблонька, буду ходить за кругом, а вы будете говорить слова и выполнять движения:
Яблонька, яблонька наклонись, наклонись (два наклона вперёд)
К доброму, к хорошему потянись, потянись (потянуться вверх)
От злого и плохого отвернись, отвернись (опустить руки вниз и отвернуть голову в сторону)
Кого яблонька заденет, тот берёт иллюстрацию, называет героя и рассказывает, за что этот персонаж нравится или не нравится и почему?
Воспитатель: Кто это? Какой он?
Дети: Емеля – ленивый.
Воспитатель: Что он любил делать?
Дети: Лежать на печи.
Воспитатель: Кто это? Как он хвастал?
Дети: Это заяц – хвастун. Он хвастал – у меня не усы, а усищи…
Воспитатель:А кто это? Какие добрые дела она делала?
Дети: Это – Хаврошечка. Она добрая, трудолюбивая. Ткала холсты, кормила коровушку, всю работу по дому выполняла…
Воспитатель:А кто это? Какая она?
Дети: Это лисичка. Она хитрая.
Воспитатель:Скем из этих героев вы бы стали дружить?
Дети: С Хаврошечкой.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что она добрая, трудолюбивая.
Воспитатель: Вот какие мы с вами молодцы! Погладьте себя по голове, по груди, покажите, как вы справились с заданием.
Дети: (Показывают большой палец).
Воспитатель: Поблагодарите друг друга, пожмите руки и скажите «Спасибо» за взаимодействие.