мария вострякова
Конспект занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ в старшей группе «Сказочное путешествие»
▼ Скачать
Цель: Обучать творческому рассказыванию.
Задачи:
Формировать умения составлять творческие рассказы.
Воспитывать любовь к русским народным сказкам.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ в старшей группе „Сказочное путешествие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Материал:Аудио запись сказочная музыка; презентация к сказкам «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят, «Репка»,«Маша и медведь»; карточки – репка, солнышко, дождик, тучка, осенние листья, осенние деревья» колобок добрый и злой; магнитная доска; картинки – деревья. Физминутка «Музыкальная игра».
Словарная работа: работать над словами «золотое яичко, простое яичко», «первый»
Индивидуальная работа: работа над выразительностью речи.
Ход НОД
Воспитатель. Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся и улыбнёмся им.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель. А сейчас я приглашаю Вас, отправиться в увлекательное путешествие, в страну сказок. Как вы думаете, что такое сказка?
Дети: Сказка- это волшебный мир.
Воспитатель: Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения. Недоступное, становится доступным, не реальное реальным. Именно поэтому сказки любят и дети, и взрослые. У каждого народа есть свои сказки, с их особенностями, национальными героями, бытом. А вы любите сказки?
Дети: Да.
А как можно сказать о сказке, какая она? Если в сказке
есть чудо, то она… (чудесная);
- есть волшебство, то… (волшебная);
- есть добро, то… (добрая);
- есть радость, то… (радостная);
- есть веселье, то (весёлая);
- есть грусть, то (грустная);
- есть загадки, то… (загадочная);
- есть мудрость, то… (мудрая) и т. д.
(Волшебная сказочная музыка. Фон)
Воспитатель:
В мире много сказок
Грустных и смешных
И прожить на свете
Нам нельзя без них
В сказке может всё случиться
Наша сказка впереди
Сказке в дверь мы постучимся
Сказка в гости ты нас жди.
Воспитатель. И так, совершим «Путешествие по сказкам».
В нем вас ждут разные сказки. А вот какая первая, я не знаю. У меня есть подсказка, но она такая маленькая, что мне трудно ее разглядеть.
Может быть вы мне, ребята, поможете.
Я вам буду задавать вопросы, а вы мне отвечать.
Но ребята, можно говорить только «да» и «нет», а я постараюсь отгадать, что же нарисовано на карточке.
Воспитатель показывает карточку. На ней нарисована репка.
Вопросы к детям:
1. Это цветок? (Нет)
2. Это животное? (Нет)
3. Это растение? (Нет)
4. Это фрукт? (Нет)
5. Это квадратное? (Нет)
6. Это круглое? (Да)
7. Это красное? (Нет)
8. Это зеленое? (Нет)
9. Это желтое? (Да)
10. Это без хвостика? (Нет)
11. Это с хвостиком? (Да)
12. Это растет в земле? (Да)
13. Это репка? (Да)
Воспитатель. Итак, круглый овощ желтого цвета, с хвостиком, растет в земле – это репка. Как называется сказка, которая нас ждет?
Дети. Это «Репка».
Воспитатель. А на что похожа репка?
(Ответы детей).
Воспитатель. Репка дарит нам в подарок солнышко. Но что – то наше солнышко невеселое.
Воспитатель. Давайте посмотрим, какая сказка живет в другом домике.
Дети. В этом домике живет сказка «Колобок».
(Рассматриваем портрет Колобка).
Воспитатель. Давайте закроем глаза и представим, как Колобок катится по дорожке (в это время педагог меняет веселого колобка на злого). Давайте посмотрим, что стало с нашим Колобком? (Ответы детей).
Воспитатель. Что же будет, когда он встретится с волком, зайцем, медведем?
(Ответы детей).
Воспитатель. Что будет, если колобок навсегда останется таким?
(Ответы детей).
Воспитатель. Что надо сделать, чтобы Колобок снова стал веселым и добрым? (Ответы детей).
Воспитатель. Хорошо давайте скажем волшебные слова и превратим колобка в веселого и доброго.
Колобок, Колобок
У него румяный бок.
Будешь добрым навсегда.
Раз, два. Раз, два.
Воспитатель меняет злого колобка на доброго.
Колобок дарит детям тучку.
А теперь ребята, отдохнем. Нам с вами нужно дружно выполнить с героями упражнения, о которых они нам расскажут в песне.
Физминутка. Музыкальная игра. Обеспечить кратковременный отдых детей и способствовать переключению внимания с одного вида деятельности на другой. Ребята выполняют комплекс упражнений, направленный на снятие мышечной усталости и эмоционального напряжения. Увлекательная музыкальная физминутка поднимет настроение и с лёгкостью заставит детей выполнять упражнения, повторяя движения героев данной физминутки.
Воспитатель. А эту сказку вы узнали?
Дети. Это сказка «Курочка Ряба»
Воспитатель. Какое яичко снесла курочка? (Золотое).
Хорошо или плохо, что яичко золотое? (Ответы детей).
А какое яичко лучше – золотое или простое? (Ответы детей).
Дети получают за правильные ответы карточку. На которой нарисован дождь.
Воспитатель. Какие - то странные подарки дарят нам сказки. А вот эту сказку вы тоже узнали?
Дети. Это сказка «Волк и семеро козлят»
Воспитатель. Вы говорите, что козлят семеро, а тут всего лишь один козленок. Где же другие козлята? Почему остался один козленок?
(Ответы детей)
Воспитатель. Как надо вести себя, когда вам грозит опасность?
Дети. Надо звать на помощь.
Воспитатель. Видимо, козлята не знали этого золотого правила и попали в беду. А чем закончилась сказка? (Ответы детей).
Дети получают осенний лист в подарок от этой сказки.
Воспитатель. Давайте посмотрим, что же тут за сказка.
Дети. Это сказка «Маша и медведь».
Воспитатель. Почему здесь медведь синий, а Маша желтая?
Дети. Медведь злой, а Маша добрая.
Воспитатель. Вот оно что! А хорошо ли поступила Маша, что ушла от подружек? А может быть она тоже плохая?
Дети. Она хорошая, добрая, она дедушку и бабушку любит. Медведю она помогала.
Воспитатель. Получайте подарок от Машеньки. Это дерево, но на нем нет листьев.
А теперь давайте мы с вами придумаем свою сказку.
Нам нужно сочинить сказку. Давайте вспомним, из каких частей состоит сказка.
( Ответы детей: «Начало, средина, конец»)
С каких слов начинается сказка?
( Ответы детей: «Со слов «Жили-были», «В некотором царстве-государстве»)
О чём рассказывается в средней части сказки?
( Ответы детей: «О приключениях героев»)
Какие слова обычно говорят в конце сказки?
( Ответы детей: «Стали они жить – поживать и добра наживать. Вот и сказке коней. А кто слушал – молодец», «Я там был мед, пиво пил»)
Давайте сочиним сказку по картинке. Скажите, кто на ней изображён.
(Ответы детей)
Давайте придумаем имя для девочки.
(Предложения детей и воспитателя)
Посмотрите на девочку и скажите, какая она.
(Ответы детей)
Что умеет делать девочка?
(Ответы детей)
Будем сочинять сказку. Давайте подумаем, как мы назовём сказку.
(Ответы детей)
Как мы начнём сказку?
(Ответы детей)
( При необходимости задаю дополнительные вопросы: «Какая девочка?» «Где она живет?»)
Однажды…Что случиться?
(Ответы детей)
Чем закончится сказка?
(Ответы детей)
Мы вместе сочинили сказку.
Кто хочет рассказать свою сказку?
(Вызываю 2-3 детей)
Молодцы ребята, какие у нас свами сказки красивые получились.
Вот и побывали мы в гостях у сказок. Все подарки получили.
«Репка» солнышко дала.
«Колобок» тучку подарил.
«Курочка Ряба» дождик дала.
«Семеро козлят» подарили листья желтые.
«Маша и медведь» подарили деревья.
(Выстраиваем все картинки в один ряд).
Воспитатель. Что же подарили нам сказки? Как сказать одним словом?