Инесса Фёдорова
Конспект занятия по речевому развитию «Сказочное путешествие в городок маленьких слов» для детей старшей группы с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Сказочное путешествие в городок маленьких слов»
Программное содержание:
Образовательные задачи:
Уточнить понимание детьми предлогов: «На», «Под», «В», «За», «Перед» и схем их обозначающих. Показать детям значение предлогов (маленьких слов) в нашей речи.
Закреплять у детей умение составлять предложения с предлогами по картинкам, умение слышать предлоги в речи, правильно употреблять предлоги с существительными в разных падежах.
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „Сказочное путешествие в городок маленьких слов“ для детей старшей группы с ОНР» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
Совершенствовать умение подбирать признаки к явлению природы (зима – холодная, снежная, белая, согласовывать существительное с прилагательными. Отрабатывать падежные окончания имени существительного.
Упражнять в образовании существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
Коррекционно - развивающие задачи :
Активизировать речевую деятельность детей. Коррекция речевого дыхания. Коррекция общей и тонкой моторики. Развитие зрительного внимания, мышления, конструктивного праксиса.
Воспитательные задачи:
Дальнейшее формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование:
Демонстрационный материал: тетрадь Буратино, письмо, домики предлогов, ёлочки, скамейка, схемы предлогов, столы и стулья для детей, мяч, тексты загадок, облачко со снежинками, картина «Белочка - растеряша», схема поиска подарка. Музыка.
Раздаточный материал: схемы предлогов на каждого ребёнка (по 5 штук, снежинки на каждого ребёнка, ромашка с лепестками, разрезная картинка.
Ход:
Дети вместе с воспитателем входят в зал (музыкальный). Там выстроен сказочный городок (дома из кубов, скамейка, арка, ёлочки и т. д.).
Вводная часть.
Педагог: Ребята, давайте поздороваемся с гостями. А ещё с небом, солнышком.
Появляется ребёнок, переодетый в Буратино (возможно использование игрушки)
Буратино: Ох! Ох! Ох!
Педагог: Буратино, здравствуй! Что случилось?
Буратино: Здравствуйте! Я снова получил двойку. Вот посмотрите мою тетрадь!
Педагог: (рассматривает вместе с детьми тетрадь Буратино) Да, Буратино, ты опять получил плохую отметку! Что же ты написал не правильно? Ребята, давайте ему поможем, слушайте внимательно! (читает).
- Я люблю кататься…санках.
Педагог: Ребята, что же пропустил Буратино?
Дети: Маленькое слово «на».
Педагог: Скажите, а как надо было правильно написать?
Дети: Я люблю кататься на санках.
Педагог: Правильно. Здесь ещё много ошибок! Надо помочь Буратино. Нужно его научить, не пропускать маленькие слова! Вы согласны?
Дети: Да!
(Раздаётся стук в дверь).
Голос за дверью: Почта!
Педагог: Ребята, почтальон принёс нам письмо. Здесь написано, что оно для детей из группы «Радуга». Интересно, от кого оно и что нам пишут? Прочтём?
(Воспитатель вскрывает конверт и читает письмо).
Педагог: Ребята, как же вовремя пришло к нам письмо! А кого мы возьмём с собой в дорогу? А почему?
Дети предлагают взять с собой Буратино, для того чтобы он научился правильно писать маленькие слова.
Буратино: Ребята! Спасибо вам. Я с удовольствие с вами поеду.
Педагог: Ребята, отгадайте загадку и узнаете на чём, мы отправимся в полёт.
Быстро в небе пролетает
Обгоняя птиц полёт
Человек им управляет
Что такое? (самолёт)
Дети: Самолёт.
Педагог: Верно. Все в путь!
Игра Самолёт» (координация речи с движениями)
Пролетает самолёт
С ним собрался я в полёт
Правое крыло отвёл
Левое крыло отвёл
Поглядел.
Я мотор завожу
И внимательно гляжу
Поднимаясь ввысь, лечу
Приземлиться я хочу!
(дети совершают полёт под музыку)
Основная часть.
Педагог: Ну, вот мы прилетели в город, где живут маленькие словечки-человечки. Сегодня нам предстоит много испытаний, а чтобы нам справиться со всеми заданиями, нам надо быть всегда вместе, помогать друг другу, а самое главное быть дружными ребятами. Давайте с помощью пальчиков покажем, какие мы дружные ребята.
Пальчиковая гимнастика «Дружные ребята»
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Один, два, три. Четыре. Пять.
Вот и начали считать.
(дети проговаривают текст и выполняют движения пальчиками)
Педагог: теперь, ребята мы справимся со всеми заданиями. Наши словечки маленькие или большие?
Дети: Маленькие.
Педагог: Давайте сыграем с вами в игру «Большой - маленький». Я буду называть большой предмет, а вы маленький.
Игра «Большой – маленький» (с мячом).
У нас город, а у них (что… городок;
У нас дом, а у них (что… домик;
У нас дорога, а них (что…дорожка;
У нас ёлка, а у них (что… ёлочка;
У нас окно, а у них (что…окошечко, оконце…
Педагог: Ребята, давайте вспомним, какие мы знаем маленькие слова. Посмотрите, здесь на домах висят вывески, на которых показано, кто здесь живёт.
(Дети подходят к домам и читают схемы).
Педагог: Какое маленькое слово - человечек здесь живёт?
Дети: На.
Педагог: А какой он человечек?
Дети: На – помощник. Он всё убирает, складывает на место.
Педагог: А куда на?
Дети: На стол, на шкаф, на пол…
Педагог: А здесь кто живёт? Какое маленькое слово - человечек?
Дети: Под.
Педагог: А скажите, какой он человечек?
Дети: Под – растеряша. Он всё роняет.
Педагог: Но всё равно он очень важный и нужный. А здесь кто живёт?
Дети: ЗА. Он трусишка! Всё время прячется.
Педагог: Где он прячется?
Дети: За стол, за диван, за дерево…
(Воспитатель и дети подходят к следующему домику).
Педагог: А здесь кто живёт?
Дети: В. Он шалун, всё любит прятать.
Педагог: Какое маленькое слово здесь живёт?
Дети: Перед. Он командир и ставит всех вперёд!
Педагог: Мы с вами узнали, какие словечки - человечки живут в этом городе.
Ребята, скажите какое сейчас время года?
Дети: Зима!
Педагог: Давайте скажем, какая зима?
Игра «Подбери слово»
Дети: Снежная, морозная, белая, суровая, лютая, долгожданная, ранняя…
Педагог: А сейчас, ребята, закончите мои предложения словом - зима. Но имейте ввиду оно всегда будет звучать по- разному.
Игра «Закончи предложение»
Вот и наступила долгожданная (что) зима.
Мы долго ждали (что) зиму.
Долго не было (чего) зимы.
Мы очень рады (чему) зиме.
Мы одеваемся тепло (когда) зимой.
Мы поём песни (о чём) о зиме.
Мы рады видеть на улице (что) зиму.
(Дети садятся за столы, на которых лежат схемы – предлоги – «на», «в», «под», «за», «перед»)
Игра «Не ошибись»
Педагог: Ребята, я буду читать предложение, а вы показывайте схему того маленького словечка, которое услышите.
Белочка сидела на дереве и грызла орешки.
Вдруг орешек упал на землю, и белочка спрыгнула вниз.
Орешек лежал под листиком.
Белочка схватила орешек и спряталась за дерево.
Недалеко шли дети и увидели белочку.
Мальчики подошли и встали перед деревом.
-Белочка услыхала шаги и мигом взобралась на дерево.
Она спряталась в дупле.
Педагог. Ребята, все были очень внимательными и правильно отыскали все маленькие словечки.
Педагог: Маленькие словечки - человечки приготовили для вас сюрприз. А что это? Отгадайте загадку!
Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке (снежинка).
Дети: Снежинка.
Педагог: Верно. А Что надо сделать, чтобы снежинки весело закружились в воздухе?
Дети: Подуть на них.
Педагог: Денис, покажи, пожалуйста, как надо правильно дуть на снежинки.
(Ребёнок показывает, дует медленно, не раздувая щёк).
Упражнение «Подуй на снежинку».
Педагог: А теперь давайте отдохнем и потанцуем со снежинками.
Игра «Падают, падают, падают снежинки»
Дети спокойно бегают, кружатся под музыку со снежинками в руках, проговаривая слова :
Тихо снежинки летали,
Очень они устали.
Отдохнуть они хотят, вот и просят ребят…
(Дети прячут свои снежинки – под ёлку, за домик, на ковёр,а потом рассказывают, где их снежинки. Игра повторяется 2-3 раза)
Педагог: У маленьких словечек есть знакомая белочка. Осенью она собрала большой урожай грибов и положила их сушить в разные места в своём дупле. И забыла, куда она их положила. Давайте, поможем белочке найти грибы. Расскажите, где белочка сушит свои грибы?
Педагог демонстрирует детям картину «Белочка - растеряша», дети рассказывают, где белочка сушит свои грибы.
Варианты ответов:
- Белочка сушит грибы под столом.
-Белочка сушит грибы за печкой.
- Белочка сушит грибы в вазе…и т. д.
(Педагог добивается от детей полных ответов)
Педагог: Подул сильный ветер, и все маленькие человечки из предложений улетели. Давайте поможем им вернуться на свои места.
Игра «Собери словечки»
- Снег лежал (на) крыше.
- Крот спит зимой (под) землёй.
- Белочка спрятала орешки (в) дупло…
Педагог: А вот ещё одно испытание. Маленькие человечки дарят нам вот такую ромашку. На лепесточках изображены картинки. Составьте с предложения с маленькими словечками.
Игра «Ромашка»
(Дети по очереди отрывают лепестки от ромашки и составляют предложения с предлогами).
Дети:
- Яблоко лежит за корзинкой.
- Кошка сидит в домике…
Педагог: Ребята, маленькие словечки – человечки хотят вас поблагодарить и сказать спасибо за то, что вы их знаете, уважаете, не забываете говорить и не соединяете с другими словами. Они предлагают вам отыскать подарок. А искать его мы будем с помощью схемы.
(Дети «читают» схему и находят подарок).
Заключительная часть.
Анализ.
-Ребята, вам понравилось путешествие?
- Где мы побывали?
- Чем мы занимались? В какие игры играли?
Буратино: Спасибо, вам ребята, что вы взяли меня в путешествие. Я многому научился. Я постараюсь больше не получать плохие отметки.
Педагог: А теперь нам пора возвращаться в детский сад.
Игра «Поезд»
Поезд мчится и грохочет
Тук-тук-тук, тук-тук-тук,
Машинист вовсю хлопочет
Чух-чух-чух, чух-чух-чух.
Поезд мчится под горою
Тук-тук-тук, тук-тук-тук,
Для детей вагон второй
Чух-чух-чух, чух-чух-чух.
Поезд мчится вдоль полей
Тук-тук-тук, тук-тук-тук,
Поезд мчится тёмным лесом,
Чух-чух-чух, чух-чух-чух.
Поезд мчится всё вперёд
Тук-тук-тук, тук-тук-тук,
Возвратились мы домой
Чух-чух-чух, чух-чух-чух.
Ту-у-у-у!
(Дети возвращаются в группу)