Востругина Марина Германовна
Конспект занятия по развитию речи «Свойства разных материалов» с детьми старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Свойства разных материалов (дерево, металл, стекло, пластмасса).
Цель: Развитие речи детей.
Задачи: Систематизировать и уточнить представления о свойствах металла, дерева и других материалов.
Продолжать развивать логическое мышление – умение сравнивать, рассуждать, развивать связную речь детей.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Свойства разных материалов“ с детьми старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2019
Активизировать словарь: гладкий, шероховатый, хрупкий, прочный, твердый, мягкий, тяжелый, легкий.
Сравнивать различные предметы по материалам, правильно при этом называя прилагательные: стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный.
Воспитывать у детей бережное отношение к вещам.
Оборудование: Две коробки (гвоздь, карандаш, свеча, спички, молоток, ванночки с водой, деревянные бруски, металлические пластинки, мяч, предметы из стекла, пластмассы.
Ход занятия : Сюрпризный момент ( 2 коробки: в первой – большой карандаш, во второй – большой гвоздь)
Воспитатель: Ребята, посмотрите какие у меня красивые коробочки.
Хотите узнать что в них?
Дети: Хотим.
Воспитатель: Тогда отгадайте загадки.
Загадки:
1. Остро носик ты заточишь.
Нарисуешь все, что хочешь.
Будет солнце, море, пляж.
Что же это?. (карандаш).
2. Сделан весь я из железа,
У меня ни ног, ни рук.
Я по шляпу в доску влезу,
А по мне все стук, да стук. (гвоздь).
Воспитатель: А как узнать в какой коробке карандаш, в какой гвоздь?
Дети: Посмотреть.
Воспитатель: А если не смотреть?
Дети: Потрогать. (определяют на ощупь)
Воспитатель: А по запаху можно различить, гвоздь или карандаш?
Дети: (Понюхав) Нет.
Воспитатель: А вот и наши друзья – гвоздь и карандаш (Достаю из коробки). Они давние друзья, но великие спорщики. Каждый из них уверен, что он главнее. Карандаш утверждает, что из дерева делают много нужных человеку предметов. А гвоздь говорит, что из металла гораздо больше.
Кто прав?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Какие предметы из дерева вы знаете?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: А из металла?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Выходит, что и гвоздь и карандаш правы. Возьмите в руки брусок и металлическую пластину. Какие на ощупь?
Дети: Пластины гладкая, а брусок шероховатый.
Воспитатель: Приложите к одной щеке деревянный брусок, а к другой металлическую пластину. Дети, что вы чувствуете?
Дети: Дерево теплое, а металл холодный.
Воспитатель: Возьму молоточек и попробую забить гвоздь в деревянный брусок и в металлическую пластину.
Воспитатель: Почему я смогла забить гвоздь в дерево и не смогла в металлическую пластину?
Дети: Дерево мягкое, а металл твердый.
Воспитатель: А если бросить в воду гвоздь и деревянную палочку, что мы увидим?
Дети: Гвоздь утонул, а палочка плавает.
Воспитатель: Почему?
Дети: Гвоздь тяжелее, чем палочка.
Воспитатель: А теперь попробуем сломать гвоздь и палочку.
Воспитатель: Почему палочка сломалась, а гвоздь нет?
Дети: Дерево хрупкое, а металл прочный.
Воспитатель: А что будет, если поднести к огню деревянную палочку, а потом гвоздь? (зажигаю свечу)
Дети: Палочка загорелась, а гвоздь только нагрелся.
Воспитатель: А теперь давайте поиграем в игру: «Скажи наоборот»
Я буду кидать мячик и называть слово, а вы должны вернуть мне мячик и назвать слово противоположное.
Шероховатый – гладкий
Теплое – холодное
Плавает – тонет
Мягкое – твердое
Легкое – тяжелое
Горит – не горит
Ломается – не ломается.
Пока мы играли, карандаш и гвоздь решили прогуляться. Шли они, шли и подошли к реке. Карандаш обрадовался: переплывем на тот берег, освежимся. А гвоздь приуныл.
Как вы думаете почему?
Дети: Он боится утонуть.
Воспитатель: Что же делать гвоздю?
Дети: Карандаш может перевезти его на себе или смастерить из веток плот.
Воспитатель: Вот наши друзья уже на том берегу. Они устали, проголодались, решили сварить уху. Как вы думаете, кто пошел ловить рыбу, а кто начал разводить костер?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Сварили уху, достали свои ложки карандаш – деревянную, гвоздь - металлическую и опять заспорили, чья ложка лучше. И решили, кто быстрее съест у того и ложка лучше. Карандаш быстро управился, а гвоздь дул на свою ложку. Почему?
Дети: Дерево нагревается медленнее, а металл быстрее.
Воспитатель: Поели наши друзья, посидели у костра, решили идти дальше. Кто затушит костер?
Дети: Залить водой может карандаш, закидать землей может гвоздь.
Воспитатель: Молодцы, я надеюсь, что если вы пойдете с родителями на прогулку в лес и разведете костер, то уходя домой, не оставите его. Ведь иначе может начаться пожар.
И так мы с вами поняли, что нам нужны предметы как из дерева так и из металла.
Воспитатель: А какие материалы вы еще знаете?
Дети: Стекло, пластмасса.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру: «Что из чего»
Дети: называют предмет и говорят из чего сделан.
Стакан из стекла - стеклянный.
Окно из стекла - стеклянное. И т. д.
Кубик из пластмассы – пластмассовый.
Машинка из пластмассы – пластмассовая. И т. д.
Воспитатель: Вокруг нас много разных предметов и каждый сделан из определенного материала, что то хрупкое, что то покрепче. Вот и в нашей группе есть разные предметы. Посмотрите и скажите из каких материалов в нашей группе сделаны предметы.
Дети: Мебель из дерева - деревянная, а игрушки из пластмассы – пластмассовые, окна, зеркала из стекла- стеклянные.
Воспитатель: Правильно, потому-что мебель делают из дерева, а игрушки из пластмассы, зеркала и окошки из стекла. Чтобы все эти предметы долго служили людям, надо очень бережно к ним относиться.