Наталья Оксова
Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в страну красивой речи» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное детское образовательное
учреждение «Детский сад № 25»
Конспект
совместной непосредственно образовательной
деятельности воспитателя и детей старшей группы по развитию речи. Тема: «Путешествие в страну Красивой речи»
Составила:
Воспитатель группы №11
Оксова Наталья Николаевна
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Путешествие в страну красивой речи“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
г. Кириши
Цель: Обогащение и активизация словарного запаса посредством участия в словесно-речевых играх.
Задачи:
Образовательные:
• Расширять объем словарного запаса.
• Закрепить особенности произношения гласных и согласных звуков.
• Закрепить знания о материалах и их свойствах.
Развивающие :
• Развивать умение выделять существенные признаки предметов, сравнивать их и по ним объединять предметы в одно родовое понятие.
• Развивать речевые ассоциации и слуховое внимание.
• Развивать воображение,
Воспитательные:
• Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.
• Воспитывать желание помогать
Интеграция с областями:
• речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие.
• Форма НОД:
• познавательное занятие
• речевое развитие.
Форма организации:
• групповая.
Предварительная работа:
Занятия по лексическим темам: «Домашние животные, транспорт, овощи,фрукты, посуда,мебель, предметы и материалы».
Работа над фонетической стороной речи.
Материалы и оборудование к занятию :
Солнце, лучики с заданиями, запись мелодии «волшебной музыки»,магнитофон,фонарик, письмо, картинки по темам, мяч.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Воспитатель:
Когда в садик я иду
Утром по дорожке
Здравствуй, всем я говорю
Даже соседской кошке.
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй солнце золотое!
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
-Ребята, мы с вами каждое утро играем, а сегодня у нас будет игра необычная, мы отправимся в путешествие в сказочную страну Красивой речи. Так как страна необычная, и в путешествие мы отправимся необычным способом.
-Как вы думаете, на чем можно путешествовать?
( ответы: поезд, самолет, машина, велосипед и т. д)
-Как много вы знаете, но это еще не все.
-Послушайте загадку:
С теплым воздухом шар,
А под ним корзинка,
Под ногами земля –
Словно на картинке.
(Воздушный шар)
-Сегодня мы будем путешествовать на воздушном шаре с помощью фантазии.
-А что такое фантазия?
(Дети рассуждают, что это мечты, выдумка, то чего нет на самом деле, но очень хочется и т. д).
-Правильно ребята, фантазия это то, что мы с вами представляем. Итак, мы отправляемся в страну Красивой речи.
(включается музыка).
Закройте, пожалуйста, глаза, представьте себе, что мы летим на большом воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, пение птиц, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.
II Основная часть.
-Вот мы и прибыли. Посмотрите ребята, что это?
- Перед нами ворота, но мы не можем войти. Что же нам мешает?
(Воспитатель читает загадку)
-Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)
Чтобы открыть замок произнесем волшебные слова.
(упражнение с пальчиковой гимнастикой)
Пальчиковая гимнастика:
На двери висит замок
Кто его открыть бы смог?
(соединяем руки в замок, переплетаем пальцы)
Постучали.
(Ладошки хлопают друг о друга, пальцы остаются в замке)
Покрутили.
(Поворачиваем замочек, не расцепляя пальцев)
Потянули.
(Раздвигаем в разные стороны ладошки, пальчики по-прежнему сцеплены)
И открыли!
(расцепляем ладошки,разводим руки в стороны)
Замок открыли, молодцы!
Ой, ребята, здесь письмо!
(Читаем письмо)
- Дорогие, ребята 25 детского сада г. Кириши, помогите нам! Злые волшебники заколдовали нашу страну. Все, что у нас есть и дома, и леса, и дорожки, и речки и солнышко. Помогите нам расколдовать страну!
-Нужно помочь жителям страны.
- Поможем? (Да)
-Сначала нам надо отгадать загадку:
Среди поля голубого,
Яркий блеск огня большого.
Не спеша огонь тот ходит,
Землю-матушку обходит.
Светит весело в оконце.
Догадались.? это. (солнце)
-А какое солнышко, посмотрите? (круглое, желтое)
-На что похоже солнышко? (на блин, на тарелочку, на апельсин)
-Ребята, а какое у него настроение? (грустное)
-Как вы думаете, почему оно грустное? (заколдованное, у него нет лучиков) ---Да, злые волшебники заколдовали наше солнышко и разбросали лучики в разные стороны.
-А как мы можем ему помочь? (дети предлагают свои варианты)
-Давайте найдем их вместе!
-Чтобы расколдовать солнышко, надо выполнить задания и собрать все лучики.
(Воспитатель зачитывает задания, записанные на лучиках и выполнив задания, прикрепляет лучики к солнышку.)
-Волшебный огонек, помоги,
Нам дорогу укажи.
(В. светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением домашних животных)
Задание 1. С мячом
Назови детенышей.
(Дети становятся в круг. Воспитатель передавая ребенку мяч, называет животное, а ребенок его детеныша.)
У кошки-котята;
У собаки - (щенки);
У свиньи -(поросята);
У коровы -(телята);
У лошади -… (жеребята);
У овцы -… (ягнята).
Кто где живет?
Лошади – в конюшне;
Коровы -. (в коровнике);
Свиньи - (в свинарнике);
Собака -. (в будке);
Телята - (в телятнике);
Кролики - (в клетке,крольчатнике)
(Прикрепляем первый лучик к солнышку. Дети садятся.)
-Волшебный огонек, помоги,
Нам дорогу укажи.
(В. светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением сада и огорода)
Задание 2.
Назови одним словом.
(Воспитатель показывает предметы, а дети перечисляют и обобщают одним словом.)
Морковь, капуста, лук,огурец (овощи)
Яблоко, груша, банан, апельсин (фрукты)
Вишня, клубника,малина, смородина (ягоды)
Одуванчик, ромашка, роза, подснежник (цветы)
Дуб, береза, клен, рябина (деревья)
Назови ласково
Огурец-огурчик;
Лук-…
Морковь-…
Тыква-…
Чеснок-…
Помидор-…
Яблоко-яблочко
Лимон-…
Мандарин-…
Банан-…
Клубника-клубничка;
Клюква-…
Черника-…
Малина-…
Смородина-…
Крыжовник-…
(Прикрепляем лучик.)
-Волшебный огонек, помоги,
Нам дорогу укажи.
(В. светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением гаража с транспортом)
Задание 3.
Сосчитай до пяти
Одна белая машина, две белые машины…пять белых машин;
Один красный автобус…
Одно резиновое колесо…
Один большой корабль…
Одна трамвайная остановка…
Один новый троллейбус…
Что лишнее
Самолет, вертолет, орел, ракета.
Трамвай, троллейбус, велосипед, автобус.
Самокат, велосипед, гироскутер, ролики.
(Прикрепляем лучик.)
Волшебный огонек, помоги,
Нам дорогу укажи.
(В. светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением завода)
Задание 5.
Назови признаки.
-В стране Красивой речи живут замечательные слова, которые могут называть разные признаки предметов.
Из чего- какой?
- матрешка из дерева, значит она деревянная.
- дом из кирпича – кирпичный.
- ваза из стекла – стеклянная.
- ложка из железа – железная.
- самолётик из бумаги – бумажный.
-сумка из кожи- кожаная.
-чашка из фарфора – фарфоровая
-бочка из дуба- дубовая
-кольцо из золота - золотое
Игра «Скажи наоборот»
Тепло-холодно
Сыро-…
Грязно-…
Светло-…
День-…
Сильный-…
Высокий-…
Смеется-…
Веселый-…
(Прикрепляем лучик.)
Волшебный огонек, помоги,
Нам дорогу укажи.
(В. светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением дома, кухни)
Задание 6
Для чего они нужны?
Ложка- чтобы есть суп;
Нож-…
Тарелка-…
Сковорода-…
Вилка-…
Чашка-…
Кастрюля-…
Чайник-…
В стране Красивой речи любят играть, как и мы с вами.
Выходите, ребята, поиграем.
Физкультминутка
Раз, два,три, четыре,-
(дети поочередно загибают пальчики)
Много мебели в квартире.
(сжимают пальцы в кулачки и разжимают)
В шкаф повесим мы рубашку,
(руки в стороны)
А в буфет поставим чашку.
(поднимают руки вверх,подтягиваются.)
Посидим чуть-чуть на стуле,
Чтобы ножки отдохнули
(приседание)
А потом мы с котом посидели за столом,
Чай с вареньем дружно пили.
Много мебели в квартире.
(хлопки в ладоши)
(Н. Нищева)
(Прикрепляем лучик.)
Волшебный огонек, помоги
Нам дорогу укажи.
(В. светит на полоску со звуковым рядом)
-Ребята, а из чего состоят слова?
- Из звуков.
-На какие две группы делятся все звуки русского языка?
-На гласные и согласные.
-Как произносятся гласные звуки?
- Легко, свободно, поются, тянутся.
-Давайте назовём их. А,О,У,И,Ы,Э
-А какие препятствия встречает воздух во рту, когда мы произносим согласные звуки (зубы, язычок, губы)
-Назовите их Б, В,Г,Д, Ж З и т. д.
-А сейчас приготовьте ваши ушки, внимательно слушайте слова, определите, какой звук повторяется во всех словах?
Назови звук.
Ваза,береза, гроза, мимоза – з
Листок, липа, лист, лодка – л
Жираф,жара,парад, гора,- р
(Прикрепляем лучик.)
-Ребята,мы нашли все лучики и расколдовали солнышко! Оно снова засияло в этой волшебной стране!
-Какое оно?
(яркое, лучистое,теплое)
- Закройте глаза и представьте, как согревают лучи наши щеки, нос, руки, пальчики. Совсем стало тепло, и вы сами стали теплыми и ласковыми. Лучики побежали по облакам, по полям, по лесам, по цветам и расколдовали все!
-Наше путешествие подошло к концу, жители страны Красивой речи благодарят нас за помощь!
III Итог
-А сейчас мы отправляемся в обратный путь.
-Закрывайте глаза.
(включается музыка).
- Представьте, что мы летим на воздушном шаре, снова пролетаем над лесами, полями, слышим журчание реки, чувствуем дуновение легкого весеннего ветерка.
-Вот мы и вернулись в детский сад!
-Понравилось вам наше путешествие? (ответы детей)
ЛИТЕРАТУРА
1. Голицына Н. С. Конспекты комплексно тематических занятий.
2. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно. Комплексная методика подготовки ребенка к школе.
3. Нищева Н. В. Комплексная образовательная программа.
4. Мазанова Е. В. Обследование речи детей 5-6 лет.