Надежда Симонова
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Чудесные свойства песка» с детьми старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепление знаний детей о свойствах песка, его происхождением, использованием, через исследовательскую деятельность, используя опыты.
Обучающие задачи:
1. Уточнить и закрепить знания о свойствах песка. Научить определять эти свойства по внешнему виду (по цвету, проверить с помощью осязания;
2. Расширять представление о песке, его качествах и особенностях;
3. Дать представление об использование песка.
Развивающие задачи:
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности „Чудесные свойства песка“ с детьми старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
1. Развивать связную речь при ответах на вопросы;
2. Обогащать словарь детей словами: сыпучий, песчинки, влажный;
3. Развивать творческие способности, моторику пальцев.
Воспитательные:
1. Воспитывать чувство сотрудничества и умение работать в группе;
2. Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
Предварительная работа:
1. Чтение художественной литературы, стихов и загадок о песке;
2. Беседа о растительном и животном мире в пустыне;
3. Аппликация с использованием песка.
4. Игры в песочнице.
Материально-технические ресурсы:
Ёмкость с песком, лейка с водой, листы белой бумаги, цветной картон, клей, кисти, салфетки, пластмассовые стаканы, воронка, тарелочки и ложки, письмо, проектор и экран.
Методические приё мы: игровая мотивация, познавательные задания и вопросы, использование художественного слова, элементы игровой деятельности, практические действия.
Ход занятия:
Организационный момент.
- Ребята, я очень рада вас видеть. Встаньте пожалуйста в круг. Возьмитесь за руки, подарите друг другу улыбку. А теперь посмотрите на наших гостей, и подарите улыбки им. Поздоровайтесь с гостями.
Мотивация.
- К нам в детский сад пришло письмо. Как вы думаете от кого оно?
(Демонстрация конверта).
Ответы детей (на экране появляется фотография ребенка) ….(От Егора).
- Давайте посмотрим, от кого, (читает) и правда, оно от Егора странно, письмо пришло из пустыни, давайте поскорей откроем и прочитаем его, может Егору требуется помощь…
(Чтение письма)
«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам из жаркого пустынного края Егор Красников. Вокруг меня в пустыне много чего - то не понятного сыпучего, сухого, при сильном ветре оно поднимается вверх и застилает глаза. Помогите мне пожалуйста разобраться что же это такое?»
- Ребята давайте поможем Егору?
Для этого предлагаю вам присесть и посмотреть на экран, отгадайте загадку.
Основная часть.
Показ презентации песок.
Слайд №1
Петя замок строит ловко,
Катя торт печёт ведёрком.
Здесь, у моря на часок.
Всех детей собрал…
(Песок).
Давайте рассмотрим, что такое песок и где его можно встретить?
(Слайд №2)
- Чистый песок на пустынном летнем морском берегу вместе с солнцем, морем, голубым небом - это счастье!
Посмотрите на изображение и ответе на вопрос, какой песок?
-Дети. … (Ласковый, тёплый, красивый. Он сияет на солнце.)
(Слайд №3)
- Есть ещё песок и он находится, подскажите…
-Дети. …. (Пустыни; барханы, дюны)
-Ветер поднимает песок и начинается песчаная буря. Почему это явление природы опасно для людей?
-Дети. Развернутый ответ. (Песок попадает в глаза, не даёт пройти путникам во время сильного ветра)
(Слайд №4)
-А ещё есть песок строительный. Если к нему добавить цемент и воду – получится раствор. Он идёт на строительство, жилых домов.
(Слайд №5)
-Из песка делают наждачную бумагу и стекло, используют в фильтрах для очистки воды (учитывая современную экологию это очень важный момент).
(Слайд №6)
-Применяется песок в дорожных работах. Им посыпают зимние обледеневшие дороги.
(Слайд №7)
-Добавляют в грунт при разбивке клумб, газонов и при посадке деревьев.
(Слайд №8)
-А ещё его привозят на детские площадки и в детские сады. Сооружают песочницы, где детвора играет в строителей и скульпторов.
(Слайд №9)
-Нельзя не отметить песок, который сейчас стали использовать как материал для создания песочных шедевров. Такие как песчаные скульптуры, но они недолговечны…
Практическая часть.
- А сейчас подойдите ко мне. (Подходят к столу, где стоят ящики с песком.)
- Перед вами стоят ёмкости с песком. Скажите, какой он?
Дети….(Сухой).
- Правильно. А скажите, как можно из сухого сделать влажный?
Дети….(Полить его).
(Поливаем песок из лейки).
- А как вы думаете, не трогая песок можно сказать, где сухой, а где влажный?
Определим, какого песок цвета?
Дети. (Влажный песок - темно-жёлтый, сухой песок – светло-жёлтого цвета).
-Давайте понюхаем его,
Ответы детей
- Правильно, влажный песок имеет запах, а сухой нет.
- А как вы думаете, какой песок сыпучий? А какой нет?
Дети…. (Сыпучий песок – сухой).
- Давайте проверим, какой песок легко высыпается? Возьмём в одну руку сухой песок, а в другую влажный. Теперь через маленькую дырочку будем высыпать песок на бумажку. Теперь скажите какой песок лучше высыпается?
Дети….(Сухой песок).
- А что происходит с влажным песком? Он не сыпется.
- Почему так происходит? Сухой песок лёгкий и его песчинки хорошо отделяются друг от друга. А влажный песок тяжёлый.
- А из какого песка можно лепить ком? Давайте проверим. Попробуем слепить из песка ком. Из какого песка можно лепить?
Дети…. (Из влажного).
-Правильно. Влажный песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между песчинками исчезает, и песчинки слипаются друг с другом.
- Ребята, а давайте проверим, растворяется ли песок в воде. Возьмите стакан с водой и положите туда 1-2 ложки песка и помешайте. Растворился ли песок в воде?
Дети…. (Нет, песок осел на дно стакана).
- А сейчас проверим, пропускает ли песок воду. Для этого в воронку наполненную песком медленно наливаем воду. Вода пошла через песок?
Дети…. (Да, песок пропускает воду).
- А теперь немножко отдохнём.
Физкультминутка.
Я не ем, я не сплю –
Я куличики леплю.
На песочке у воды
Встали ровные ряды.
Свежий воздух, море, лето.
Жарким солнышком согреты, Вырастают куличи -
Крепыши и силачи!
Силачей из песка
Огромное количество!
Это храбрые войска
Песочного Куличества!
Вторая часть занятия «Волшебный песок»
- Дети вы любите рисовать? А чем можно рисовать?
-Я предлагаю вам стать, художниками, и нарисовать необычные песчаные картины. Вспомните, как жарким летом мы учились рисовать песком.
-Выбирайте необходимые для творчества предметы и трафареты, волшебные кисти (Играет музыка).
- А музыка поможет вам создать интересные песчаные шедевры.
Дети рисуют. Воспитатель обращает внимание на интересные композиции.
Закончив свои работы, ребята рассказывают о своих сюжетах.
-Полина, я увидела в твоем рисунке необыкновенный сюжет, расскажи о нем.
-Ксюша, опиши нам свою песчаную картину.
-Ваши картины показывают, что вы, не только очень умные дети, но ещё и замечательные художники.
Заключительная часть
-Ребята, сегодня, объект нашего исследования – песок, что мы можем рассказать нашему другу Егору?
-Мы сегодня узнали много нового. Скажите, какой бывает песок?
-Ответы детей… (Сухой песок сыпучий, а влажный нет. Влажный имеет запах, а сухой нет. Из влажного песка можно сделать ком, а из сухого нет. Песок не растворяется в воде, а оседает на дне стакана. Песок пропускает воду).
-А где можно его встретить, где его можно применить?
Варианты ответов детей… ( Его применяют: в строительстве, для изготовления бетона, для изготовления стекла, при тушении пожара, в гололед, для игр, песком можно рисовать).
-Все вы сегодня молодцы. Благодарю вас, за интересные, правильные ответы, а гостям скажем всего вам доброго…