Кристина Карабаева
Конспект занятия по развитию речи «Пересказ сказки «Колосок»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи
Конспект занятия по развитию речи «Пересказ сказки «Колосок»
Цель: развитие связной речи через речевые игры, по украинской народной сказке «Колосок».
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Пересказ сказки „Колосок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- «Колосок», сказка
- Темочки
- Формировать умение составлять пересказ украинской народной сказки «Колосок» последовательно, близко к тексту с опорой на серию картинок.
Развивающие:
- Развивать умение грамматически правильно строить свое высказывание, обогащать словарный запас детей;
Воспитательные:
- Воспитывать желание говорить правильно, активно работать в совместной деятельности.
Материал и оборудование: колоски, мультимедийное оборудование, картинки для составления пересказа сказки «Колосок», мука, тарелки, карандаши, книжки-малышки, коробка – посылка, модель – колоска.
Предварительная работа. Чтение украинской народной сказки «Колосок».
Содержание организованной деятельности:
Организационный момент.
1. Вводная часть. (5 мин). Воспитатель выходит с детьми, становится в круг.
- Воспитатель. Дети, что удивительного сегодня с вами произошло? (Ответы детей.) А я сегодня удивилась солнцу. Оказывается, оно, как настоящий волшебник, умеет тепло и ласково
здороваться.
Утром ранним кто-то странный
Заглянул в моё окно.
На ладони появилось
Ярко-рыжее пятно.
Это солнце заглянуло:
Будто руку, протянуло
Тонкий лучик золотой.
И, как с первым лучшим другом,
Поздоровалось со мной.
Доброе утро, ребята! Я желаю вам дружно и весело провести этот день, увидеть много интересного и удивиться красоте, которая нас окружает.
Давайте скажем друг другу добрые пожелания.
Дети говорят пожелания.
-Ребята, со мной произошло еще кое-что интересное. Когда я пришла в группу, возле двери нашла корзину. Давайте посмотрим, что в ней?
Воспитатель показывает корзину. В корзине колосья, картинка. Рассматриваем колосья.
-Ребята, что это такое?
Ответы детей (колосок)
-Где они растут и для чего?
Ответы детей (в поле, для того, чтобы делать муку)
Вы держали в руках колоски, какие они?
Ответы детей (Колючие, усатые, желтые, золотые).
- Ребята, колосок состоит из зернышек. Где живут зернышки?
(Ответы детей, зернышки живут в колоске)
-Ребята, а что получают из зернышек?
(Ответы детей, из зернышек получают муку)
-А как получается мука?
Ответы детей
-Что делают из муки?
(ответы детей)
-Ребята, посмотрите здесь еще что-то лежит. Картинка и записка
Воспитатель читает записку:
-Здравствуйте ребята! Я пес Барбос. У меня есть друзья – петушок и мышата, которые живут вместе. Совсем недавно они поссорились и мне не удается их помирить. Ребята, помогите пожалуйста.
-Ребята, как вы думаете, почему они поссорились?
(ответы детей)
А ответ мы найдем в сказке «колосок».
Воспитатель читает сказку.
Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое Горлышко.
Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись.
А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу. Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.
— Круть, Верть, — позвал петушок, — глядите, что я нашёл!
Прибежали мышата и говорят:
— Нужно его обмолотить.
— А кто будет молотить? — спросил петушок.
— Только не я! — закричал один.
— Только не я! — закричал другой.
— Ладно, — сказал петушок, — я обмолочу.
И принялся за работу. А мышата стали играть в лапту.
Кончил петушок молотить и крикнул:
— Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намолотил!
Прибежали мышата и запищали в один голос:
— Теперь нужно зерно на мельницу нести, муки намолоть!
— А кто понесёт? — спросил петушок.
— Только не я! — закричал Круть.
— Только не я! — закричал Верть.
— Ладно, — сказал петушок, — я снесу зерно на мельницу.
Взвалил себе на плечи мешок и пошёл.
А мышата тем временем затеяли чехарду. Друг через друга прыгают, веселятся.
Вернулся петушок с мельницы, опять зовёт мышат:
— Сюда, Круть, сюда. Верть! Я муку принёс.
Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся:
— Ай да петушок! Ай да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.
— Кто будет месить? — спросил петушок.
А мышата опять своё:
— Только не я! — запищал Круть.
— Только не я! — запищал Верть.
Подумал, подумал петушок и говорит:
— Видно, мне придётся.
Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь истопилась, посадил в неё пироги.
Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пляшут.
Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут.
И звать их не пришлось.
— Ох и проголодался я! — пищит Круть.
— Ох и есть хочется! — пищит Верть.
И за стол сели.
А петушок им говорит:
— Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите, кто нашёл колосок.
— Ты нашёл! — громко закричали мышата.
— А кто колосок обмолотил? — снова спросил петушок.
— Ты обмолотил! — потише сказали оба.
— А кто зерно на мельницу носил?
— Тоже ты, — совсем тихо ответили Круть и Верть.
— А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк?
— Всё ты. Всё ты, — чуть слышно пропищали мышата.
— А вы что делали?
Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает.
Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать!
В тексте вам встретились незнакомые слова: молотить, мельница, молоть. Может из вас кто–нибудь из вас знает, что они означают?
Ответы детей
Молотить – это значит выбивать зёрна из колоска цепом.
Мельница – это здание, где из зёрен мелют муку.
Молоть – это перетирать зёрна в муку.
Физкультминутка «Колосок»
Вырос в поле колосок, (Дети сидят на корточках)
Он не низок, не высок. (Постепенно поднимаются)
Налетел ветерок, (Поднимают руки вверх, качают)
Закачался колосок.
Мы в поле придем, (Ходьба на месте)
Колоски соберем, (Наклон)
Муки натолчем, (Кулаком одной руки стучат по ладони другой)
Каравай испечем, (Сжимают кисти рук)
Гостей приглашаем,
Караваем угощаем. (Вытягивают руки вперед, ладони вверх)
Дидактическая игра «Что лишнее?»
Воспитатель. Нужно выбрать продукты, которые нужны для приготовления теста (показ продуктов).
Заламинированные листы с продуктами
Давайте поиграем в игру «Закончи предложение».
- Мы послушали сказку, скажите пожалуйста, можно ли ничего не делая испечь пирожки?
- Кто любил играть и петь?
Два мышонка Круть и (Верть)
Слайд – мышата.
- Кто мышат с утра будил?
Кто на мельницу …. (ходил)
Намолол муки мешок?
Это – Петя ….(Петушок,
Слайд – Петушок.
- И спросил друзей он строго.
Что вы делали мышата,
От рассвета до (заката)
Слайд - закат.
- А теперь за стол садитесь,
Подаете голосок
Нет сначала …. (потрудитесь).
Слайд
Воспитатель.
Возьмите пятое зернышко.
Нужно составить картинки из сказки «Что за чем?».
- Расскажите по порядку, что произошло в сказке?
Пересказ сказки, дети выходят и выставляют картинки по очередности.
Пересказ сказки «Колосок».
Вот и весь наш сказ,
А ребятам есть наказ,
Кто любит труд,
Того люди чтут!
Не зря в народе говорят не трудиться – хлеба не добиться.
-Как вы думаете, почему до сих пор люди сочиняют сказки?
- Дело в том, что все взрослые, когда-то были детьми, и всем детям обязательно рассказывали сказки. И чтобы мы не изобрели, куда бы нас не занесла судьба, сказка остается с нами.
- У каждого народа есть свои сказки. Их сочинил народ, поэтому они называются народными. Есть сказки короткие и длинные, про людей, про животных. Но все сказки нас чему-то учат.
- А как вы думаете, чему нас научила сказка «колосок»?
Ответы детей
- Правильно! Они нас учат добру и справедливости, учат быть добрыми и смелыми. Учат понимать помогать друг другу и не ссориться.
Ребята, как вы думаете, хорошо ли мышата поступили со своим другом-петушком? Что они должны были сделать?
Ответы детей
Так как же нам помирить друзей? Что нужно сделать мышатам?
Ответы детей (извиниться и т. д.)
Правильно, ребята! Ведь нужно уметь дружить. А друзья помогают друг другу, не оставляют друга в беде. Давайте напишем письмо Барбосу, чтобы он объяснил мышатам ценность дружбы и труда. И они обязательно помирятся.
Воспитатель «пишет» письмо Барбосу и оправляет мгновенной почтой.
Ребята, что вы узнали сегодня интересного и что вас удивило?
Ответы детей.
Со мной тоже произошло много удивительного, ребята спасибо вам большое за помощь псу Барбосу, он написал мне смс, что петушок и мышата помирились и в благодарность, Барбос прислал вам медали! За проявленную сплоченность, дружелюбие, храбрость! Спасибо вам большое!