Татьяна Капова
Конспект занятия по развитию речи ознакомление с художественной литературой в старшей группе «Пересказ сказки В. Сутеева»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи ознакомление с художественной литературой в старшей группе
Тема: Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик».
Цель: Создание условий для развития связной речи детей.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи ознакомление с художественной литературой в старшей группе „Пересказ сказки В, Сутеева“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Сутеев В.Г.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2022
Задачи: учить детей связно пересказывать сказку по картинкам, по схеме, с использованием элементов драматизации, выразительно передавать диалоги персонажей, соблюдать композицию сказки;
развивать умение отвечать на вопросы полными ответами; развивать умение понимать и объяснять смысл поговорки;
развивать связную речь,
способствовать развитию слухового внимания, зрительной памяти, мышления;
пополнять и активизировать словарь детей;
Словарная работа: захлебнуться, скорлупка, хвастливый.
Продолжать формировать у детей интерес к художественному слову;
Воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу, чувство единства, отзывчивость, готовность оказать помощь другу в трудную минуту.
Оборудование: портрет В. Сутеева, книги со сказками В. Сутеева, текст сказки В. Сутеева «Кораблик», иллюстрации к сказке «Кораблик», раскраски с кораблём.
I. Организационный момент.
К солнышку руки мы потянули,
Лучик мы взяли и к сердцу прижали,
Мы улыбнулись, гостям лучик дали,
Здравствуйте, гости, мы вас всех ждали!
К солнышку руки мы потянули,
Лучик мы взяли и к сердцу прижали,
Мы улыбнулись, гостям лучик дали,
Здравствуйте, гости, мы вас всех ждали!
К солнышку руки мы потянули,
Лучик мы взяли и к сердцу прижали,
Мы улыбнулись, гостям лучик дали,
Здравствуйте, гости, мы вас всех ждали!
К солнышку руки мы потянули,
Лучик мы взяли и к сердцу прижали,
Мы улыбнулись, гостям лучик дали,
Здравствуйте, гости мы вас все ждали.
Сегодня мы с вами поговорим о сказках. Что такое сказка? Как вы думаете?
(Ответы детей)
Сказка, ребята, занимательный рассказ о необыкновенных и вымышленных событиях и приключениях. В сказке рассказывается о том, чего в жизни может и не быть. Кто придумывает сказки?
Ответы детей: (Народ, авторы).
Предлагаю вам поиграть со сказками. Присаживайтесь на стульчики.
Интерактивная игра “ Путешествие по сказкам”
II. Основная часть.
1. Подготовка к восприятию текста.
Воспитатель: Правильно, Владимир Сутеев – детский писатель, потому что он написал много сказок и рассказов для самых маленьких читателей – для вас, дети. А ещё он очень хорошо рисовал и для каждой сказки у него были свои картинки – иллюстрации. (Показать книги).
Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся со сказкой Владимира Сутеева а как она называется, попробуйте отгадать сами последовательно соедините по точкам изображение от 1 до 10
«Кораблик».
2. Чтение сказки с последующим обсуждением. Икт просмотр аудиосказки
«Кораблик».
Беседа по содержанию:
Как называется сказка? (Сказка называется «Кораблик»)
О ком рассказывается в этой сказке? (В этой сказке рассказывается о Лягушонке, Цыплёнке, Мышонке, Муравье, Жучке.)
Что придумали друзья? (Друзья построили свой корабль.)
Как они строили кораблик? (Цыплёнок принес листочек, мышонок ореховую скорлупу, муравей соломинку, а жучок – верёвочку. В скорлупу воткнули соломинку, листок верёвочкой привязали.)
Чем заканчивается сказка? Какими словами? (Друзья сели на кораблик и поплыли. И не догонишь)
Каким показан лягушонок в этой сказке? (Лягушонок показан хвастливым, насмешливым, озорным.)
А его друзья какие? (Друзья смелые, находчивые, трудолюбивые, дружные.)
Как вы понимаете, что означает поговорка «Один за всех – и все за одного»? (Смысл пословицы заключается в том, что каждый должен поддерживать своего ближнего, все должны помогать друг другу. В пословице говорится о настоящей верной дружбе товарищей, которые всегда и во всех случаях помогают друг другу.)
В сказке «Кораблик» про кого можно сказать – «Один за всех, все – за одного»? (Дети перечисляют героев.)
А к лягушонку подходит эта поговорка, как вы думаете?
Почему не подходит, объясните. (Лягушонок не помогал друзьям, смеялся над ними.) Что должен был сделать лягушонок, чтобы не поссорится с друзьями? А как теперь исправить ситуацию?
Дети: Попросить прощение!
Научите лягушонка просить прощение
Игра «Я бы сказал….»
Варианты ответов детей: извините; простите меня; я был не прав, пожалуйста, извините меня; я понял, что был не прав я больше так не буду.
В сказке нам встретились такие слова как вы их понимаете?
Словарная работа захлебнуться, скорлупка, хвастливый.
3. Лексико-грамматические упражнения к тексту:
Игра «Назови ласково»
Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Назови ласково».
Лист – листочек, скорлупа – скорлупка, соломина – соломинка, верёвка – верёвочка, корабль – кораблик, жук – жучок.
Воспитатель: А хотите и вы прокатиться на кораблике? Давайте встанем в круг и поплывём.
4. Физкультминутка «Кораблик».
Ветер по морю гуляет (Руки наверху раскачиваем)
И кораблик подгоняет (Дуем)
Он бежит себе в волнах (Руки на пояс и легким бегом)
на раздутых парусах.
Начался вдруг сильный шторм, (Сильно раскачиваем руками и делаем
Прогремел на небе гром. круговые движения с поднятыми руками)
Наш кораблик закачался, (Руки в стороны прямые, ноги врозь,
качаемся)
Вверх с волной сперва умчался, (Руки волнообразно поднимает вверх)
А потом упал он вниз. (Сели)
Вверх-вниз, вверх-вниз. (Приседаем)
5. Дидактическая игра «Расставь последовательность картин».
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю в правильной последовательности расположить события в сказке.
Дети раскладывают иллюстрации к сказке в такой последовательности, в которой развивались события в сказке.
7. Пересказ сказки по картинкам (по цепочке и индивидуально).
Воспитатель: Ребята, пересказывать такую сказку можно вдвоём, даже втроём.
Воспитатель: Ребята, пожалуйста, кто желает рассказать по картинкам сказку? (3 детей пересказывают по цепочке с опорой на картинки.)
Воспитатель: А теперь кто сможет пересказать всю сказку? (Индивидуальные пересказы детьми сказки «Кораблик» с опорой на картинки.)
Моделирование сказки с помощью опорных схем
(Педагог показывает серию опорных схем к сказке.)
Педагог: а сечас при помощи условных знаков мы с вами составим. схему, для пересказа сказки.
Для этого мы разделимся на команды 1 команда придумает схему для начала сказки
2 середину 3 конец
Помощь педагога
Какого цвета лягушонок?
Дети: Зелёного.
Педагог: Значит кружок зелёного цвета будет обозначать лягушонка. А как вы думаете кого будет обозначать кружок жёлтого цвета? Серого? Овал коричневого цвета? Маленький кружок красного цвета?
Дети: Цыпленка. Мышонка. Муравья. Жучка.
Педагог: Что обозначают эти волнистые полосы синего цвета?
Дети: Речку или воду.
Педагог: Кто пошел гулять? Куда они пришли?
Дети: Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок пошли гулять и пришли на речку. (Педагог показывает схему).
Педагог: Кто прыгнул в воду? Что он сказал?
Дети: Лягушонок сказал : «Давайте купаться!» и прыгнул в воду.
(Педагог показывает схему).
Педагог: Почему остальные не стали купаться?
Дети: Они не умеют.
Педагог: Что сказал Лягушонок своим друзьям? Как он стал хохотать?
Дети: Лягушонок сказал «Куда вы годитесь» и так засмеялся, что чуть не захлебнулся.
Педагог: Как отнеслись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок к словам Лягушонка?
Дети: Они обиделись и начали думать.
Педагог: Что принесли Цыпленок и Мышонок?
Дети: Цыплёнок принес листочек, а мышонок - ореховую скорлупку.
Педагог: Что притащил Муравей? Жучок?
Дети: Муравей притащил соломинку, Жучок – веревочку.
Педагог: Что построили друзья? Что они сделали потом?
Дети: Построили кораблик. Столкнули его в воду, сели и поплыли.
Педагог: А что в это время делал Лягушонок?
Дети: Он голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик далеко уплыл. И не догонишь!
6. Пересказы детей с наглядной опорой в виде графических схем.
а) пересказ по цепочке (по одному) с опорой на полную серию опорных схем.
б) пересказ с опорой на неполную серию предметных картинок (для сильных детей)
7. пересказ драматизация для друга видео
III. Рефлексия.
Воспитатель: С какой сказкой вы сегодня познакомились? Как вы думаете, что самое главное в этой сказке? (Ответы детей)
Воспитатель: Кто больше всех вам понравился? Почему? А кто не понравился? Почему? (Ответы детей)
Задание воспитателя Дети выбирают конверт с изображением сказок Какая сказка нас ждёт в следующий раз?
Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы пересказывали сказку. Я приготовила вам подарок: раскраску кораблика. Дома раскрасьте картинки и расскажите сказку родителям.
На кораблике оценка деятельности. Используются 3полоски красная, желтая, зеленая и фото детей.