Чайкина Татьяна Викторовна
Конспект занятия по познавательному развитию «Как выращивают хлеб» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию
по теме: «Как выращивают хлеб» в старшей группе
Задачи:
• познакомить детей с процессом выращивания хлеба;
• дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда;
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Как выращивают хлеб“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• совершенствовать грамматический строй речи;
• учить разгадывать загадки;
• закрепить знания детей о том, что хлеб – это один из самых главных продуктов питания в России;
• воспитывать в детях чувство уважения к труду людей и к хлебу.
Методические приемы: рассказ воспитателя, чтение стихов, пословиц, загадки, рассматривание иллюстраций, вопросы к детям, ответы детей на вопросы итоговые.
Словарная работа:
Пахота, сев, борона, плуг, жатва, нива, комбайнер, закваска, солома, амбар, элеватор чана.
Материал: картинки, стихи, колоски пшеницы, хлеб пшеничный и ржаной, сушки, печенье.
Предварительная работа:
Чтение отрывка из произведения А. Мусатова “Вот какой каравай”; “Кто в поле главный”, рассматривание иллюстраций, заучивание пословиц, беседа.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Внимание! Внимание! Желающим совершить увлекательное путешествие в мир труда и знаний! Прошу всех желающих занять свои места и отправимся в путь.
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку:
Бываю я черным,
Бываю я белым,
Румяным бываю,
И чуть подгорелым – иногда,
Да ведь это не беда!
Что это? (Хлеб)
Воспитатель: Правильно, это хлеб.
Снимаю салфетку с подноса, на котором находится выставка: «Хлеб белый и ржаной, сушки печенье, пряники».
Все мы каждый день едим белый и черный хлеб, многие любят сушки, печенье, различные пирожные. (Дети рассматривают, обговаривают).
2. Основная часть.
Воспитатель: А кто знает, из чего все это делают? (Ответы детей).
Воспитатель: А что такое мука, из чего её получают? (Ответы детей).
Воспитатель: Из зерен пшеницы получают пшеничную муку, а из зерен ржи получают ржаную муку. Чтобы получить из зерен муку, нужно затратить очень много труда: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа? (Ответы детей).
Воспитатель: Сначала хлеборобы готовят почву к посеву. Осенью специальными машинами – разбрасывателями вносят на поля удобрения. Потом тракторами вспахивают землю, перемешивая удобрения с землей и одновременно, боронуют – это рыхлят землю, чтобы не было комков. (Показ иллюстраций)
Борона – это такое приспособление, которое рыхлит землю, чтобы проходили воздух, влага и тепло.
Воспитатель: Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины.
Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто ведет его….
(Тракторист)
Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю.
Воспитатель: (Читаю отрывок из стихотворения Погореловского.)
Трактора выходят в степи,
Тянут плуги на прицепе.
Режут плуги, как ножом,
Жирный сочный чернозем.
И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой.
(Показ иллюстраций)
Теперь можно начинать сеять!
К трактору прикрепляют сеялки, и те равными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. (Показ иллюстраций)
Вот пшеница взошла. Все лето созревают зерна в колосьях. Поле в это время очень красивое.
Солнце чертит в небе полосы,
Птицы песню завели…
Созревай же колос к колосу,
Сладкий хлеб моей земли. (Показ иллюстраций)
Воспитатель: Хлебное поле еще называют, словом Нива
(Дети повторяют слово хором и индивидуально.)
(Читаю отрывок из стихотворения Ю. Ждановской)
Нива моя, нива, нива золотая!
Зреешь ты на солнце, колос наливая;
По тебе, по ветру, словно в синем море,
Волны так и ходят, ходят на просторе …
Воспитатель: Но вот зерна созрели. Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). И на поле выходят другие машины – комбайны. (Показ иллюстраций)
Воспитатель: «Он идет волну сечет, из трубы зерно течет» - это загадка про комбайн. Кто работает на комбайне? (Комбайнёр – новое слово, повторить хором и индивидуально).
Воспитатель: Что же делает комбайн? (Ответы детей).
Воспитатель: Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайнера через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны обмолоченной соломы.
(Показ иллюстраций)
Машины везут зерно на ток – это большая открытая площадка, где зерно очищают, просушивают под солнцем.
Потом часть зерна везут в амбары для семян, а остальное зерно сдают государству. Это зерно везут на элеваторы – специальные сооружения для хранения зерна.
(Показ иллюстраций)
Чтобы получить хлеб и другие хлебные изделия, зерно из элеваторов везут на мукомольные заводы или мельницы, где мелют его в муку.
Вот на мельнице пшеница.
Здесь такое с ней творится!
В оборот её берут!
В порошок её сотрут!
Стали зернышки мукою. (Погореловский)
Воспитатель: Куда же потом? (на хлебозавод).
Воспитатель: Правильно муку везут на хлебозавод. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими “руками” вымешивают тесто для хлеба. Другие машины режут тесто на одинаковые части, придают в большие печи для выпечки хлеба, батонов, булочек, баранок и всего того, что мы так любим, без чего не обходится ни один завтрак, обед и ужин.
Физминутка “Тестомесы”
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, из чего делают манную крупу? (Ответы детей).
Воспитатель: Манную крупу делают из пшеницы.
Воспитатель: Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу.
«Хлеб – всему голова». Всего три слова, но как точно говорится в пословице о важности хлеба.
Ребята, давайте повторим пословицу и запомним её.
Повторение пословицы детьми (хором и индивидуально).
Воспитатель: Послушайте, ребята, какие еще есть пословицы о хлебе :
“Без хлеба – нет обеда”, “Хлеб – батюшка, вода – матушка”, “Будет хлеб – будет и песня”
“Много свету – много хлеба”, “Хлеба надо брать столько, сколько съешь”, “Хлеб надо всегда доедать”, “Хлеб нельзя бросать на пол”.
3. Итог занятия.
Воспитатель: Дети, скажите, пожалуйста:
Какие работы выполняют на полях хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай зерна?
(пашут, боронуют, сеют, удобряют, жнут).
Воспитатель: Какие машины помогают хлеборобам? (трактора, комбайны, грузовые машины)
Воспитатель: Как нужно относиться к хлебу? (Ответы детей).
Воспитатель: Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.
А сейчас угощайтесь, берите сушки и печенье и поблагодарите тех, кто их сделал.