САРИЯ ТУБИЛОВА
Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшего возраста «Хлеб — дар матушки земли»
▼ Скачать + Заказать документы
16 октября - Всемирный день Хлеба (в 1950 году Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией провозгласила Международный день хлеба). Традиционно в этот день проводятся разные праздничные мероприятия: выставки хлебной продукции, встречи кулинаров и пекарей, конкурсы и т. д.
Мне этот праздник очень дорог. Может я родилась в сельской местности, а может мой отец всю жизнь работал (45 лет) трактористом и комбайнером.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшего возраста „Хлеб — дар матушки земли“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
Я когда задала ребятам вопрос: "Ребята, знаете ли вы, откуда и как появляется на столе хлеб?", услышала не полный ответ, решила провести занятие по теме : "Хлеб – дар матушки земли".
Интеграция образовательных областей:
"Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Развитие речи".
Цель:
- формировать у детей представление о ценности хлеба, общественной значимости труда хлебороба.
Задачи:
- обобщить и систематизировать знания детей о хлебе; о разнообразии хлебобулочных изделий;
- развивать словарный запас (ржаной и пшеничный хлеб, тракторист, комбайнер,хлебороб, бункер, мельник, пекарь);
- пополнить знания детей о выращивании и изготовлении хлеба;
- воспитание бережного отношения к хлебу и труду хлебороба.
Оборудование: иллюстрации и картины на тему: "Уборка урожая", "Сельскохозяйственная техника"; картинки с изображением посева, сбора и отправки на переработку зерна; колоски и зерна пшеницы и ржи; дидактические игры "Чудесный мешочек", "Путешествие зернышка".
Ход занятия:
Воспитатель: - Ребята, когда вы за столом крошите хлеб, что я вам говорю?
Дети: - "Вы запомните, ребята, золотые слова: "Хлеб - всему голова!". "Не играйте с хлебом". Берегите хлеб!".
Воспитатель: - Ребята, я вам предлагаю прослушать видео-песню в исполнении Ольги Воронец "Хлеб всему голова".
(Включается видеозапись. Прослушивание песни.)
Воспитатель: - Я сегодня предлагаю вам проследить длинный и очень трудный путь хлеба. В каждом доме любят хлеб, но он сам не растёт. Нужно вложить в него много труда. Вот, послушайте стихотворение Я. Акима "Хлеб" :
Пашут каждую весну,
Подымают целину.
Сеют, жнут, ночей не спят.
С детства знай, как хлеб растят!
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
Воспитатель: В каждом доме любят хлеб, но он сам не растёт. Нужно вложить в него много труда.
- Ребята, а сейчас я предлагаю вам вместе проследить длинный и очень трудный путь хлеба, чтобы вы знали, как хлеб к нам на стол пришел.
(Показ картин)
В стихотворении Е. Трутневой "Золотой дождик" рассказывается, как сеют хлебные зерна :
По земле сырой, не жесткой,
Там, где трактора прошли
Неглубокие бороздки
В черной пашне пролегли.
И до вечера и позже,
До полночи с темнотой,
Зерна сыпались, как дождик
Точно дождик золотой.
- Сначала люди пашут и удобряют землю, сеют зёрна. Здесь трудятся трактористы на тракторе.
( Дети хором повторяют слова: трактор, тракторист. Показ картин)
- Хлебные зерна любят воду и солнце, сначала появляются совсем небольшие молодые всходы, потом вырастает зелёный колосок, который через время становится золотым. Каждый колос наполнен зерном.
- Ребята, давайте, пройдём к столу и посмотрим колосья.
(Дети смотрят колосья ржи и пшеницы)
- Колосья - это хлебные растения, они растут в поле до осени. Колос состоит из стебелька, усиков и колоска в котором живут зерна. Из их зерна делают хлеб. Обратите внимание, чем же эти два колосья отличаются друг от друга?
(Ответы детей. Воспитатель предлагает потрогать и описать их (форму, цвет). Рассматривают зерна, проговаривая название: рожь, пшеница)
-Да, ребята, одни черного цвета. Это колосья ржи. Зерна колоска ржи длиннее. Из колоска ржи получается темная мука и пекут не булочки, а ржаной (чёрный) хлеб.
(Показ картин и ржаного хлеба)
- А вот эти колоски пшеницы. Колос пшеницы толще, чем ржи и зерна пшеницы круглее. Из таких колосков получается белая мука. Пекут белый пшеничный хлеб, булочки.
(Показ картин и пшеничного хлеба)
(Д/и "Чудесный мешочек".
Рассматривают колосья, находят сходства и отличия.)
Воспитатель: - Давайте посмотрим, что же происходит дальше.
(Рассмотреть с детьми иллюстрации).
Осенью люди собирают урожай – идёт жатва. В это время трудятся на комбайне комбайнеры. Давайте вместе повторять будем и запоминать новые слова.
( Дети хором повторяют: комбайн, комбайнер, хлебороб)
Потом зерно везут на элеватор, затем на мельницу, на мельнице мелят зерно. И вот уже мука поступает на хлебозавод.
Приготовляют из муки тесто. Тесто разливают в формы, и подаётся оно по конвейеру в печь и оттуда выпекается вкусный, пышный, румяный хлеб. На хлебозаводе выпекают много вкусных изделий.
Воспитатель: - Ребята, какие хлебобулочные изделия вы знаете? Дети: Булки, батон, печенье, сушки, баранки.
Воспитатель: А потом хлеб привозят в продуктовый магазин. Вот какой долгий трудный путь проходит маленькое зёрнышко, прежде чем попасть к нам на стол.
Физпауза:
Ча-ча-ча- наша печка горяча;
Чи-чи-чи - печёт печка калачи. (полуприседание)
Чу-чу-чу - будет всем по калачу,
Чо-чо-чо - осторожно, горячо! (хлопки в ладоши)
Воспитатель: А вы знаете пословицы о хлебе?
Дети: "Хлеб – всему голова. "
Воспитатель: Давайте, сегодня ещё новые пословицы запомним.
"Хлеб – дар матушки земли"
"Без печки – холодно, без хлеба – голодно"
"Есть хлеб – будет и песня. "
"Без хлеба - нет обеда".
Воспитатель: Ребята, мы с вами с помощью карточек составим, как из зёрнышка получается хлеб.
(Дидактическая игра «Путешествие зернышка».
Воспитатель показывает картинки с изображениями поля, на котором люди с помощью специальных машин пашут землю, сажают, собирают зерна и отвозят на переработку. Картинки мельницы, хлебозавода, пекарни. воспитатель объясняет правила как распорядись правильно картинку. Развитие логического мышления.)
Воспитатель: - Ребята, отгадайте загадки:
"Льётся золото, солнцем умытое,
Золотыми руками добытое" (Колосья, зерно)
"Пекарь сеет белый снег,
Белый снег летает.
Станет хлебом белый снег,
Белым хлебом станет снег,
Потому что этот снег
И в печи не тает. (Мука, тесто)
"Он и чёрный, он и белый, но всегда он загорелый.
мы как кушать захотим, то всегда садимся с ним. (Хлеб)
Воспитатель: Правильно. Дети, вот и каравай наш готов, какой он?
Дети: Мягкий, душистый, горячий, хрустящий.
Воспитатель: Вот и убедились вы в том, что путь хлеба очень труден, что хлеб является основным продуктом питания. А как нужно обращаться с хлебом?
Дети:
- хлеб нельзя бросать на землю, на пол, если хлеб случайно падал на пол надо поднять хлеба;
- не крошить хлеб за столом;
- обращаться нужно бережно, брать столько, сколько можешь съесть;
Воспитатель:И в заключении послушайте стихотворение С. Дрожкина "Каравай" :
Вот лежит каравай у меня га руках,
Черный хлеб на руке - нет милей на земле!
Будет плакать мой хлеб,каравай мой румяный,
Если я разленюсь, если лодырем встану,
Плачет хлеб, что лентяй его в руки берет,
Плачет хлеб, если лодырю в рот попадет.
Но ведь я не лентяй, я в работе проворный,
Улыбнись, каравай, улыбнись, хлеб мой черный!
Воспитатель: Итак, ребята хлеб - это наш главный продукт питания. Хлеб нужен каждому человеку каждый день. Хлеб - всему голова, говорили в старину. Берегите хлеб!