Оксана Столь
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Как устроена шахта»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: дать детям представление о шахте и как она устроена изнутри; познакомить с шахтерскими профессиями, рассказать о их работе; воспитывать уважение к труду шахтеров; обогащать словарный запас (проходчик, диспетчер,лава, клеть,комбайн, вагонетка и т. д.); воспитывать уважение к труду взрослых.
Оборудование: иллюстрации шахты, техники, которая помогает шахтерам, лэпбук «Труд шахтеров», контурные карты «Полезные ископаемые Кузбасса».
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе „Как устроена шахта“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Шахтер. Знакомство с профессией
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2019
В преддверии праздника дня шахтера во всех угольных городах с дошкольниками проводятся разнообразные занятия по теме «Труд шахтера». Со своими дошкольниками мы всегда проводим ряд мероприятий: это экскурсии, беседы, игры, продуктивная деятельность. На этот раз мы изучали шахту изнутри, пробовали изобразить как выглядит шахта изнутри, а также говорили о сложной и мужественной профессии – шахтер.
Загадка:
Гдe вcтpeчaeтcя тaкoe,
Чтo зeмля нaд гoлoвoю (шахта)
Показ иллюстраций шахты и рассказ воспитателя о том, что находится внутри шахты.
Вот она шахта. Далеко видна вспышка ее подъемника со звездочкой на вершине. По соседству с шахтой – холм, почти гора. Кто никогда не видел шахты, может подумать, будто это гора угольная. Но угля в ней нет ни кусочка, одна пустая порода – камень и земля. А уголь – вон в том громадном ящике – бункере, куда подъехал на погрузку поезд. В бункер уголь попадает из шахты. Сейчас мы в нее заглянем. Под вышкой со звездочкой глубокий и широкий колодец. По колодцу вверх – вниз снует лифт. Он везет шахтеров на работу и с работы. Вот мы сейчас вместе с шахтерами в рабочей одежде, с лампочками на касках, влезаем в просторную кабину лифта и – ух! – вниз. Даже сердце замирает, так быстро мы мчимся. Всего за минуту кабина опускается на глубину несколько сотен метров. Приехали – и вперед по подземному проспекту. Он называется штрек. Здесь светло: повсюду горят лампы дневного света. И шумно, словно на улице – со звоном (прочь с дороги) туда – сюда катят маленькие подземные трамвайчики с длинными хвостом вагонеток. От «угольного проспекта» отходят в сторону «угольные переулки» - лавы. В «переулках» тоже светло, но трамвайчики там не ходят. Вместо них для угля дорожки – самокатки. Идешь вдоль по лаве, вдруг стоп! – тупик, на пути встала сплошная угольная стена. Значит, добрались до забоя. Вот здесь то и работают шахтеры, здесь они вырубают из черной стены уголь. Комбайном вырубают. Он, когда работает, рычит и лязгает стальными зубьями. В одном угольном комбайне трудятся сразу несколько машин. Одна машина острыми зубами выгрызает из стенки глыбу угля, а другая дробит глыбу на мелкие кусочки, третья грузит их на дорожку самокатку – транспортер. Медленно, шаг за шагом, передвигается комбайн вперед до забою, а уголь черным потоком мчится по самоходной дорожке в обратную сторону, прочь из лавы, прямиком к подземному «проспекту», к трамвайной остановке. Тут он делает пересадку: на ходу с дорожки в трамвай прыг – и едет в вагонетке до самого лифта. Вскоре бывший подземный житель уже наверху, там, где светит солнышко.
Некоторые наши шахты - точь в точь подземный завод. Управляет ими всего один человек – диспетчер. Он сидит в большой, просторной комнате на поверхности земли, а знает обо всем, что происходит под землей, в шахте. Знает и на расстоянии ею управляет. Перед диспетчером светятся сигнальные лампочки, вздрагивают на циферблатах приборов стрелки, мерцают экраны телевизоров. Посмотрит на них диспетчер и сразу видит, что происходит внизу, в шахте. По миганию лампочек, по показаниям приборов, по изображению на экранах он узнает, как работают в забое комбайны, не останавливались ли дорожки самокатки, сколько угля добыто и примчалось в грузовом лифте наверх. И еще он всегда вовремя узнает, не скопился ли под землей опасный газ – горючий и ядовитый, не прорвалась ли случайно вода на шахтные «проспекты», «улицы», «переулки»
Нажмет одну кнопку – со скрежетом примчатся долбить угольную стену комбайны. Нажмет другую – побегут или остановятся дорожки…
Выходит, руки шахтеров к углю даже не притрагиваются, - все делают машины, которыми управляет человек.
Машины на помощь шахтеру
Ползут, грохоча и пыля.
И, словно под тяжестью танка,
Дрожит под комбайном земля.
Итог занятия:
Вопросы детям.
Что я запомнил сегодня на занятии.
Что меня удивило.
Что я узнал нового сегодня.
Рисунки детей «Как устроена шахта»
Выставка работ ко дню шахтера