Ольга Абрамова
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Юные микробиологи»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
• сформировать у детей элементарные представления о микробах,
об их пользе и вреде;
• познакомить детей с профессией людей, которые занимаются изучением
микробов;
• уточнить знания детей о том, как можно беречь и укреплять здоровье,
соблюдая элементарные правила ЗОЖ;
• обогащать словарный запас детей;
• развивать мышление, умение делать выводы, умозаключения;
• развивать познавательную активность посредством ОЭД.
Материал.
Демонстрационный:
- микроскоп;
- презентация «Лабаратория»;
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе „Юные микробиологи“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Микробы и вирусы. Все о микробах для детей
- Микробы и вирусы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
- корзина с предметами личной гигиены (расчёска, зубная щётка, носовой платок) и предметами общего пользования (игрушки, книги, карандаши);
- на магнитной доске - силуэт человека;
- картинки на магнитах: хорошие и болезнетворные микробы;
- картинки для игры «Какое действие пропущено?»;
- фланелеграф; картинки «Правила здоровья»
- ёмкость с мукой.
Раздаточный:
-пластилин; лупы, картинки микробов; кусочки картона - «стёкла» для рассматривания «микробов»;
- на столе индивидуальные влажные салфетки;
- медицинские маски и шапочки на каждого ребёнка.
Ход занятия.
Восп. : Ребята, мы очень много с вами проводили экспериментов. Какие запомнились вам?
Дети: С водой, бумагой, глиной.
Восп. : Скажите, как назвать профессию людей, которые занимаются экспериментами, проводят опыты?
Дети: Учёные.
Восп. : Как вы думаете, кто такой микробиолог?
Дети: ?. Учёные, которые изучают, исследуют микробы.
Восп. : как вы думаете, зачем они это делают?
Дети: Надо знать, как бороться с микробами, чтобы меньше болеть…Придумывают лекарство…Прививки…
Восп. : Посмотрите, где работают микробиологи, и что помогает им в работе.
Презентация «Лабаратория». Воспитатель с детьми рассматривают рабочее место микробиологов, называет предметы: колбы, пробирки, растворы, микроскопы, шкафы…
Восп. : Мы сегодня попробуем представить себя учёными-микробиологами. В этом поможет наша лаборатория и спецодежда.
Дети переодеваются: маски, шапочки. Рассаживаются на места.
Восп. : Уважаемые учёные! А кто же это такие - микробы? (ответы детей). Их так называют, потому что они очень маленькие, от слова «микро». Но как же их увидеть?
Дети: Микробы можно увидеть только в микроскоп.
Показать детям демонстрационный микроскоп.
Восп. : Если нет микроскопа, можно воспользоваться и лупой - увеличительным стеклом.
Упражнение на внимание: «Найти такой же».
Дети рассматривают «микробов» под лупой называют: «У меня как цепочка, у меня шарики, у меня овалы с хвостиками…». На доске открывать постепенно изображение этих микробов.
Восп. Уважаемые учёные, мы наблюдаем болезнетворных микробов.
На доске открыть силуэт человека, прикреплять картинки микробов по ходу стихотворения: в животе, в горле…
«Микроб — ужасно вредное животное:Залезет, шалопай, и где захочется,
Гуляет по больному и щекочется.
Он горд, что столько от него хлопот:
И насморк, и чихание, и пот…»
Коварное и, главное, щекотное.
Такое вот животное в живот
Залезет — и спокойно там живёт.
Залезет, шалопай, и где захочется,
Гуляет по больному и щекочется.
Он горд, что столько от него хлопот:
И насморк, и чихание, и пот…» «Про микроба» (Г. Кружков).
Восп. И откуда только берутся эти микробы? (Высказывания детей). Вы очень много сказали и были правы: микробы есть везде. Как перемещаются микробы? Как они к нам-то попадают? (высказывания детей). Они могут передвигаться, размножаться. Попробуем это увидеть.
ОЭД: пригласить 3-4 человек. Первый пачкает свою руку в муке, потом здоровается со вторым, второй с третьим…Показывают свою ладошку всем детям.
Восп. : Вот так и микробы: были у одного человека, а потом сразу 4-х. И если такими руками взять и съесть яблоко, то микробы оказываются внутри человека и там начинают быстро размножаться. Например, вот так: представьте, что кусочек пластилина – это микроб, а теперь ощипывайте по небольшим кусочкам.
ОЭД. Дети берут кусочек пластилина – «микроб», отрывают от него кусочек, потом ещё, и ещё …
Восп. : Вот так они быстро размножаются и человек начинает болеть, продукт - портиться. Что же нам теперь и не здороваться, не гулять, не дышать!
Дети: Надо просто помыть руки и всё! (дети вытирают руки влажной салфеткой).
Восп: Значит, микробы боятся… чего? (мыла, воды,.) Чистоты!
Посмотрите, учёные, а я увидела в микроскоп очень интересного микроба, он отличается от болезнетворных (показать символ полезного микроба). Как вы думаете, кто это? (предположения детей). Это тоже микробы и они живут в нашем организме. Но их бояться не надо, пусть побольше размножаются, потому что они…(поместить на доске схему, где хорошие микробы борются с плохими в силуэте человека).
Дети: …выгоняют плохих! Побеждают болезнетворных!
Восп. : Выходите ребята на ковёр - это наш организм. Представим, что мальчики - это болезнетворные микробы, а девочки здоровые. Наша задача: организм должен выздороветь! Хорошие микробы дотрагиваются до плохих и они исчезают – приседают.
Проводится физ. минутка по типу игры «Чай-чай-выручай».
Восп. Вот и в нашем организме всегда идёт борьба. Если вы стали плохо себя чувствовать - побеждает болезнь и её микробы, а если хорошо, то победит здоровье, хорошие микробы!
Дети садятся на свои места. Продолжаются исследования.
Восп: Итак, уважаемые учёные! Мы должны всем рассказать, как бороться с плохими микробами и помочь хорошим.
Решение проблемных ситуаций: «Какое действие пропущено»:
- изображение зубов с кариесом_?(чистка зубов)_ здоровые зубы;
-грязная посуда__?___чистая посуда;
- беспорядок в комнате_?__порядок;
- грязные руки_?_ чистые руки;
- грязные продукты__?__чистые и полезные продукты;
Восп. : Чего же боятся болезнетворные микробы?
Дети называют правила здоровья, воспитатель на фланелеграфе выставляет картинки-символы.
Дети: Надо проветривать, мыть помещение. Заниматься спортом. Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья. Соблюдать правила личной гигиены. Быть всегда приветливым, весёлым. Если всё-таки заболел - обратиться к врачу. Вовремя делать прививки.
Восп. : отлично мы потрудились с вами, уважаемые учёные! Теперь можно и поиграть.
Подвижная игра – эстафета: одна команда собирает предметы общего пользования, другая - предметы личной гигиены выкладывают на стол или в обруч. В конце игры проверить. Если есть ошибки, объяснить, уточнить.
Восп. : Ребята, полезное сегодня было занятие? Что вы узнали?. Что вам запомнилось?. Что вы расскажите родителям? А кто хочет стать учёным, когда вырастит?. Вы молодцы! Мне тоже очень понравилось сегодня с вами заниматься, спасибо!
***
***