Наталья Чиркова
Конспект занятия по познавательной деятельности в старшей группе «Лесная красавица ель»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: познавательное развитие.
Вид деятельности : игровая, познавательная, речевая, исследовательская.
Интеграция: познавательное развитие, экологическое развитие, познавательно- исследовательское развитие.
Цель: дать представление о значении ели в жизни обитателей леса и использовании этого дерева человеком.
Задачи:
Темочки:
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Хвойные деревья. Изучаем ели, сосны, кедры
- Хвойные, ель, сосна. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
Образовательная
- уточнить представление детей о хвойных деревьях;
- формировать знания о том, что дерево - живой организм, который нуждается в воде и тепле;
Развивающая
- развивать познавательно - исследовательскую деятельность;
- развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы;
Воспитательные
- воспитывать у детей бережное отношение к природе;
Методы: наглядный метод (демонстрация презентации по теме); словесный: беседа, чтение стихов; практический: посадка семян ели самостоятельно.
Приемы: рассматривание презентации об ели и сосне, их строении, чтение стихов, посадка семян ели.
Предварительная работа: беседы на тему хвойные деревья, рассматривание картинок, где растут ели, рисование шишек, просмотр мультфильма в еловом бору, д / и «чей листок».
Оборудование: ИКТ, корзинка с веточками и шишками, поднос со стаканчиками для посадки, семена ели, вода, салфетки для каждого ребенка.
Обогащение словаря: сосновый бор.
Ход образовательной деятельности.
Дети входят с воспитателем в зал.
Воспитатель: ребята, посмотрите сколько много гостей сегодня к нам пришло. Давайте с ними поздороваемся и подарим им свои улыбки. А теперь подарите свои улыбки друг другу и мне.
-Ребята, а вы любите гулять?
Дети: да!
- Куда можно пойти погулять?
Ответы детей.
- Сегодня мы отправимся на прогулку в зимний лес. (звучит музыка П. И. Чайковского «январь»)
- Давайте закроем глаза. Раз, два, три – в зимний лес попади!
-Вот мы и оказались в зимнем лесу. Посмотрите, до чего же красив зимний лес
Слайд № 2 «Зимний лес»
- Чародейкою – зимой околдован лес стоит.
И под снежной бахромой
Неподвижною, немою
Чудной жизнью лес блестит.
Воспитатель:
- послушайте, как тихо в нашем лесу.
Ой, посмотрите кто- то к нам идет! Это же умная сова.
- здравствуй умная сова.
Что случилось, почему ты такая грустная?
Посмотрите ребята умная сова принесла для нас письмо, давайте его прочтем и все узнаем.
Дети: давайте.
Воспитатель читает письмо:
- здравствуйте дети!
Я очень рада видеть вас в своем лесу.
Знаю, вы любите природу и не потревожите лесных жителей.
В моем лесу много разных деревьев. А попробуйте, отгадайте, какое самое любимое?
Что же эта за девица
Не швея, не мастерица
Ничего сама не шьет
А в иголках круглый год!
Дети: ель.
Слайд №3
Правильно, ель.
Воспитатель:
- ребята, а давайте расскажем умной сове, что мы знаем о лесной красавице если.
- как называют еловый лес? (ельник)
- а какие еще хвойные деревья вы знаете? (сосна)
Слайд№4
- ребята, а вы знаете, как можно по другому назвать сосновый лес? (Сосновый бор)
-ребята, посмотрите, умная сова принесла для нас корзинки с еловыми и сосновыми веточками.
- ребята, давайте я сейчас раздам вам веточки и шишки еловые и сосновые, мы внимательно рассмотрим, что общего у них?
Слайд№5
(Цвет, есть хвоя, шишки)
- а чем отличаются? (у сосны хвоинки длиннее и растут по 2 вместе, у ели хвоя короткая и расположена по одной)
Ответы детей
- правильно, их можно отличить по расположению веточек, по хвоинкам и форме шишек.
-а я знаю интересную (дидактическую) игру «найди веточку», давайте поиграем.
Нужно на тарелочку с положить еловые веточки, а на тарелочку с сосновые веточки.
(Воспитатель берет шишку ели и постукивает ей по столу, вылетают семена.)
- Ребята, как вы думаете, что это такое?
Ответы детей
- Правильно, это семена. Как вы думаете, что нужно для того, чтобы это семечко выросло и превратилось в ель?
Ответы детей.
Слайд №6 Рассматривание алгоритма роста дерева.
- Ребята, а как вы думаете, дерево живое или нет?
Ответы детей
- Деревья – это живой организм, т. к для их роста и жизни нужна земля, свет и вода.
Физкультминутка.
Ребята, представьте, что вы маленькое семечко ели и это семечко посадили в землю.
Прошел теплый дождь, засветило яркое солнышко.
Семечко пустило росток. Росток тянется к солнцу, слегла покачается на ветку и тянется все выше, выше. Вот и выросли стройные, красивые елочки.
Много лесных обитателей можно встретить в ельнике
Слайд № 7 «С кем дружит ель?»
- Посмотрите внимательно и скажите, каким птицам и зверям ель дает пищу и укрытие?
Ответы детей
- Много в лесу любителей полакомится еловыми шишками:
Клест срывает шишку своим сильным клювом, выедает только часть семян, она падает на снег, а тут и дятлу, и зайцу, и белке еда готова.
А особенно это необходимо лесной мышке, т. к она не может сорвать шишку с дерева. Это им всем облегчает добычу пищи.
Значит не только ель «дружит» с клестом, дятлом, белкой, лесной мышкой, зайцем, но и «друзья» ели дружны между собой.
Ребята, а что же может произойти с обитателями леса, если вдруг исчезнут ели?
Ответы детей
- Но ели помогают не только птицам и животным, они незаменимые помощники человека.
Слайд № 8,9,10,11
Из древесины ели делают мебель, картон, бумагу, ткани, музыкальные инструменты.
Слайд № 12
- Ель очень красивое дерево. Особенно нарядна она зимой, когда стоит среди других деревьев, пушистая и зеленая.
Ели высаживают во дворах, в парках. Ель в любое время года очищает воздух и дарит людям здоровье.
Дети читают стихи:
Как дышится легко в лесу еловом!
Он кажется смолистым срубом новым:
По гладким веткам белки скачут ловко,
Стволы, как медь, горят по вечерам.
И дятлы ярко- красная головка
Мелькают в ельниках то здесь, то там.
Шумят сосновые леса,
И сосны стройные, литые,
Как будто стрелы золотые,
Уходят словно в небеса.
Скачет белка- шалунишка
Рвет с еловых веток шишки
Есть у белки семена
И зима ей не страшна.
Воспитатель читает письмо умной совы:
Вот и умная сова пишет нам что несколько лет должно пройти, чтобы выросла ель. А некоторые люди срубают в лесу красивые, самые пушистые ели, чтобы всего несколько дней полюбоваться ее красотой. Как вы думаете –это правильно.
- ребята, а давайте эти семена посадим и вырастим свою лесную полянку.
Пусть вырастет новый молодой ельник.
- для посадки мы с вами возьмем семена ели, стаканчики с приготовленной землей и воду.
(Посадка семян).
Умная сова вас благодарит за работу.
- Хорошо в зимнем лесу. Но нам пора возвращаться в детский сад.
Спасибо тебе умная сова, до свидания.
Ребята, давайте закроем глаза!
Раз, два, три- в детский сад попади.
Вот и закончилась наша прогулка по зимнему лесу.
Мы сегодня узнали с вами много интересного:
- чем отличается сосновая ветка от еловой;
- с кем дружит ель;
- почему надо беречь лес;
- что мы для этого с вами сделали.
- а что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии?
Я думаю, что вы дома обязательно расскажите, какую пользу приносит ель, и почему ее нельзя срубать.