Млада Сидорова
Конспект музыкального занятия «Спящая красавица» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект музыкального занятия в старшей группе «Спящая красавица»
Тема: Сказка в музыке
Цель: Познакомить детей с сюжетом сказки, музыкой вступления и адажио из балета П. И. Чайковского, учить различать образы добра и зла, лежащие в основе драматургии балета.
Публикация «Конспект музыкального занятия „Спящая красавица“ в старшей группе» размещена в разделах
Оборудование: экран, ноутбук, веретено, корона, портрет П. И. Чайковского
Методический материал: мультимедийная презентация, аудиозапись музыки из балета
Ход занятия:
Вход в зал под песню «Зимняя сказка»
Музыкальное приветствие «Здравствуйте»
Муз. рук: Ребята! Сегодня мы с вами отправимся в гости к сказке. А к какой, вы попробуете догадаться по волшебным предметам из неё. (Показывает веретено и корону) Как вы думаете, что это? Это веретено и корона. А в какой сказке принцесса, главная героиня уколола палец веретеном и уснула? Верно, в сказке «Спящая красавица».
А кто написал эту сказку? Французский сказочник Шарль Перро. А вот русский композитор П. Чайковский написал к этой сказке музыку и создал балет «Спящая красавица»
Вы уже знакомы со сказками-балетами П. Чайковского «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» (показывает портрет П. И. Чайковского)
А давайте поиграем в игру «Быстрый вопрос - быстрый ответ»:
- Кто мне скажет, что такое балет?
- Как называют людей, которые танцуют балет?
-Кто исполняет музыку в балете?
- Какие группы инструментов вы знаете?
- Кто управляет симфоническим оркестром?
(Дети отвечают)
Сегодня мы познакомимся ещё с одним балетом П. И. Чайковского - «Спящая красавица» по сказке Шарля Перро.
Но прежде, чтобы в сказку попасть, мы с вами должны исполнить песню З. Роот «Сказки гуляют по свету», которую учили на прошлом занятии.
Исполнение песни З. Роот «Сказки гуляют по свету»
А теперь мы отправимся в сказку с помощью волшебного веретена:
Ты, веретено кружись,
Прямо в сказке окажись!
С веретеном подружимся,
Как оно, закружимся!
Дети под музыку кружатся
Муз. рук: (включает презентацию) Вот мы и в сказке. Давайте присядем, посмотрим и послушаем.
Презентация на экране с пересказом сюжета балета П. Чайковского
Муз. рук: А теперь послушайте вступление к балету, в котором звучит музыка, характеризующая злую фею Карабос и добрую фею Сирени. Прислушайтесь: какая фея изображена в начале вступления (добрая или злая, а какая во второй его части?
Звучит вступление к балету в записи. Обсуждение
Муз. Рук: Сначала звучит музыка, изображающая злую фею (грозная, злая, колючая, а потом - феи Сирени (нежная, добрая, ласковая).
Первая тема звучит зловеще, угрожающе, а вторая спокойно и ласково.
Вступление к балету звучит, когда занавес ещё не открыт. Его исполняет один оркестр. Сказку начинает рассказывать сама музыка. Но вы уже почувствовали, как эта музыка выразительна.
Начинается вступление с таинственной и злой темы. Зная сюжет сказки, мы связываем эту музыку с феей Карабос. Музыка второй части вступления иная по характеру - ласковая, светящаяся добром, успокаивающая. Очень красивая мелодия звучит все более уверенно, торжественно, как бы предсказывая, что злые силы будут побеждены. Эта музыка характеризует добрую фею Сирени.
Темы злой и доброй фей звучат в балете несколько раз, когда на сцене появляются эти персонажи.
А теперь послушайте, как нежно и светло звучит музыка, когда принц и принцесса танцуют вместе
Звучит адажио из III действия в записи
Муз. рук: Да, как и всегда, добро победило зло. Любовь сильнее любых злых чар. Не забывайте об этом! Давайте будем относиться друг другу с любовью, тогда никакое зло к нам войти не сможет. И пусть наши девочки будут такими же нежными и грациозными, добрыми и красивыми, как принцесса Аврора. А мальчики будут смелыми, отважными, настоящими защитниками и спасителями для наших девочек, как принц Дезире. Предлагаю это показать - исполнить танец «Жила-была царевна», ведь у нас в Росси принцев и принцесс называли царевичами и царевнами.
Танец «Жила-была царевна»
Муз. рук: Молодцы! Пора со сказкой нам проститься, но мы ещё встретимся с ней на следующем занятии
Музыкальная попевка «До свидания!»
Выход из зала под музыку