Елена Николаевна Радыгина
Конспект занятия по познавательной деятельности «Весна в лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательной деятельности «Весна в лесу».
(Старший дошкольный возраст).
Цель: Дать представление о чудесах в весеннем лесу.
Программное содержание. Расширять представления детей о весенних изменениях в природе в весенний период.
Публикация «Конспект занятия по познавательной деятельности „Весна в лесу“» размещена в разделах
- Весенний лес. Конспекты занятий на тему весеннего леса
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
Учить различать и называть растения, животных и их детёнышей.
Развивать умение выбирать нужные картинки и размещать их в соответствующих местах.
Воспитывать уважительное отношение к жизни леса весной, культуру поведения в лесу.
Материалы к занятию. Картинки с изображением подснежника, распускающихся листочков, деревьев хвойных и лиственных; плакат с незаконченной панорамой весны; маска скворца; клей.
Ход занятия.
Воспитатель читает стихотворение В. Берестова «Песенка весенних минут».
Что ни сутки по минутке
День длинней, короче ночь.
Потихоньку, полегоньку
Прогоняем зиму прочь.
Ребята, догадайтесь, о каком времени года и месяце говорится в этом стихотворении?
Дети. О весне, о марте месяце.
Воспитатель. Совершенно верно, о весне. Что же происходит в природе весной?
Дети. Весной природа пробуждается от зимнего сна, возвращаются перелётные птицы.
Воспитатель. Как вы думаете, с какой частью суток можно сравнить это время года?
Дети. С утром.
Воспитатель. Правильно. Мы с вами тоже утром просыпаемся после сна. Вот и природа просыпается весной. Поэтому весну очень часто называют «утром года». Вот послушайте (воспитатель читает отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Евгений Онегин»).
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея, блещут небеса.
Ещё прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.
(Звучит фонограмма с голосом скворца).
Воспитатель. Ой, послушайте, кто это кричит?
Дети. Скворец!
Воспитатель. Да, это скворец. Вернулся уже из дальних стран и всем об этом сообщает. Давайте послушаем!
(Появляется «скворец»).
Скворец. Весна! Весна! Снег кое-где, конечно, лежит – по склонам, в низине, в тенёчке, куда солнечные лучи не проникают. Но скоро и до него доберутся, как только день станет равен ночи. Недолго ждать осталось! (Подходит к плакату с незаконченной панорамой весны). Ой, а на снегу, неужели цветы? Что-то я плохо вижу.
Воспитатель. Наверное, и вправду плохо видит скворец. Как можно не увидеть такие замечательные цветы? (Дети наклеивают картинку с изображением подснежников).
Как они называются?
Дети. Подснежники!
Скворец. А на деревьях-то, смотрите, молодые листочки пробиваются. (Дети наклеивают картинку с изображением распускающихся листьев).
Воспитатель Красив весенний лес! Это весна-художница раскрашивает его своими красками. Зелёный цвет – один из любимых цветов весны. День за днём пишет им весна. В жизни многих растений происходят изменения весной, правда, ребята?
(Ответы детей).
Воспитатель. Ребята, давайте прочитаем нашему гостю стихотворение с движениями «Утренние заморозки».
(Дети читают стихотворение и выполняют движения).
Тепло весеннее пришло,
(поглаживают ладонями себя по груди)
Всё ожило и расцвело,
(из пальцев рук делают воображаемый бутон цветка)
Но только утром рано
(потягиваются, зевают)
Морозить что-то стало
(обхватывают туловище руками)
Покрыта инеем трава
(совершают движение вниз ладонями рук)
Седою она стала.
(поглаживают себя по голове)
Внутри, как прежде, зелена,
(прикрывают ладонью указательный палец правой руки)
Но от зимы устала.
(опускают плечи и руки, немного наклоняются)
Вот солнце жаркое взошло,
(руки поднимают вверх, разводят)
И травке стало вновь тепло.
(руки выставляют вперёд, ладони направляют вверх, приподнимают голову вверх)
Скворец. Оттаяла, значит, земля. Вот и началось сокодвижение. Побежали питательные вещества от корней до самых кончиков веток. На соснах и ёлках иголки как будто зеленее стали. А вы знаете деревья, которые растут в лесу?
Воспитатель. Наши ребята хорошо знают растения леса и могут различать хвойные и лиственные деревья. Ребята, расскажем скворцу о лесных деревьях?
(Дети показывают карточки с изображением деревьев и называют их).
Скворец. Под деревьями прошлогодних листьев почти не видно. Куда они подевались?
Дети. Они перегнили за зиму. А ещё дождевые черви, личинки да кроты за зиму всё съели.
Скворец. Верно. Из года в год опавшие листья превращаются в перегной благодаря почвенным обитателям, возвращая земле больше, чем взяли растения. Ну, прямо все друг о друге заботятся!
Воспитатель. Значит, в лесу ничего просто так не происходит?
Скворец. Конечно, нет. Весной оживает всё кругом. Почувствовав тепло, выползают из разных щелок разные букашки, жучки, паучки.
Воспитатель. А сколько птиц появилось в нашем лесу!
Скворец. Да. Птиц в лесу сейчас много можно увидеть. И тех, которые в зимнем лесу были, и других, которые прилетели из далёких тёплых стран. Вот я и хочу проверить, как вы знаете птиц. Давайте поиграем в игру. Она называется «Назови птицу».
Скворец бросает мяч, говорит «зимующая» («перелётная»). Ребёнок ловит мяч и называет птицу, которая относится к данной группе.
Скворец. Молодцы, ребята! Хорошо справились! Птицы гнёзда вьют да яички высиживают. Жуки пару ищут. Пауки паутину плетут, в которую кто только не попадается. А зверья-то сколько! И все с малышами. Давайте поиграем в игру «Чей детёныш?»
Дети. Давайте!
Скворец бросает мяч и называет детёныша, а ребёнок ловит мяч и называет маму этого детёныша (у волчонка – волчица, у зайчонка – зайчиха)
Скворец. Ну, молодцы, молодцы! И с этим заданием отлично справились! А ещё бывает в лесу можно услышать чей-то шорох. Вы знаете, кто это зашевелился в корнях пня?
Дети. Это ужи.
Воспитатель. А наши ребята знают стихотворение про ужа. Хочешь его послушать?
Скворец. Конечно! Мне очень интересно.
Ребёнок читает стихотворение В. И. Мирясовой «Уж ползёт».
Уж ползёт, уж ползёт по лесной тропинке.
Уж свою, уж свою выгибает спинку.
У ужа, у Ужа жёлтые кружочки
На головке горят словно огонёчки.
Мы ужа отличить сможем от гадюки.
Уж уполз, уж уполз, нам не дался в руки.
Скворец. Удивительные эти животные. Их температура тела зависит от температуры воздуха. Поэтому до поры до времени их не увидеть в лесу.
Воспитатель. Давайте поблагодарим Скворца за интересную беседу. Спасибо тебе, Скворец. Приходи к нам ещё. Будем очень рады встрече с тобой.
Дети. До свидания!