Мария Большакова
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [М], [М]. буква «М»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ: закрепление правильной акустико-артикуляционной характеристики звуков [м], [м’], дифференциация их на слух и в произношении, знакомство с буквой М.
ЗАДАЧИ:
Коррекционно-образовательные задачи:
1. Упражнять в подборе слов на заданные звуки.
2. Упражнять в умении делить слова на слоги.
3. Упражнять в определении позиции звуков [м], [м’] в словах.
4. Упражнять в умении выполнять звукобуквенный анализ.
5. Упражнять в составлении и анализе предложений.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Развивать слуховое восприятие.
2. Развивать общую моторику.
3. Развивать мелкую моторику через пальчиковую гимнастику.
Публикация «Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе „Звуки [М], [М], буква „М“» размещена в разделах
- Буква М и звуки [М], [М’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
4. Развивать графо-моторные навыки.
Коррекционно-воспитательные задачи:
1. Воспитывать доброжелательность, сотрудничество.
Оборудование: фигурки 2 мышат, демонстрационные символы характеристики звуков, буква М (разрезанная на 4 части, мяч, цветные фишки (демонстрационные и на каждого ребенка, буквы: А, И, Ы, М (демонстрационные и на каждого ребенка, в конвертах листы с напечатанной буквой М для штриховки, синие карандаши, листы с домашним заданием.
Ход занятия:
1. Организационная часть.
(дети заходят, здороваются и подходят к магнитной доске)
Ребята, у меня есть знакомые мышата-братья Мик и Мак.
(выставляю картинки мышат в синей и зеленой одежде)
Они большие шалуны и проказники. Маму с папой не слушаются и делают все, что им запрещено. Вот и на этот раз мышата вели себя так плохо, бегали, прыгали, шалили, что с полки упала книга. Называется Букварь. От удара выпала из него какая-то буква и разбилась. Кусочки разлетелись в разные стороны. Теперь, чтобы появились части буквы, нужно выполнить задания. А мышата учились плохо, как выполнить правильно задания не знают. Давайте им поможем. Согласны. Тогда сядем за столы и постараемся вернуть букву в Букварь.
(дети рассаживаются за столы)
2. Основная часть.
Л: Скажите, в имени старшего брата Мака, какой первый звук?
Д: [м]
Л: Расскажите, какой это звук?
Д: Согласный.
Л: Почему?
Д: Есть преграда – губы.
(на доске выставляется символ - заборчик)
Л: А еще какой?
Д: Твердый.
Л: Обозначаем его каким цветом?
Д: Синим.
(выкладывается символ – синий квадрат)
Л: И еще звонкий. Приложите руку к горлу и произнесите звук. Горлышко дрожит, значит, звук звонкий.
(выставляется символ - колокольчик)
Л: Ребята, кто сможет рассказать о звуке сам?
(вызывается один из детей и составляет характеристику звука)
Л: А в имени Мик, какой первый звук?
Д: [м’]
Л: Расскажите какой этот звук.
Д: Согласный (символ, мягкий (символ).
Л: Снова прикладываем руку к горлу. Произносим звук. Горлышко дрожит? Значит звук, какой?
Д: Звонкий (символ).
Л: Расскажи Коля о звуке [м’].
(ребенок составляет характеристику звука)
Л: Ребята, А когда мы произносим звуки [м’] и [м], что делают наши губы? Воздух проходит через нос. Произнесите звуки и дотроньтесь до носа, он дрожит от воздуха.
(дети выполняют инструкции; выкладывается часть буквы)
Л: Смотрите, появилась первая часть буквы. Значит, мы все верно выполняем.
(на доску выкладывается 1 часть буквы)
Л: Я вижу, вы немного утомились. Давайте выйдем на ковер и поиграем немного в мяч.
(игра с мячом)
Л: Я буду кидать каждому из вас мяч, а вы мне его возвращаете со словом, в названии которого встречаются звук [м] или [м’]. Готовы. Яна, лови. Сколько слогов в твоем слове? Прыгни столько же раз/покажи количество слогов любым движением. Где находится звук в этом слове?
(детям дается задание на слоговой анализ слова в виде какого-либо выполнения движений: прошагать, наклониться и т. д. Дети выбирают способ сами.)
Л: Молодцы! Теперь давайте вернемся за столы.
(дети рассаживаются; в этот момент выкладывается на доску 2 часть буквы)
Л: Ура! Появилась еще одна часть буквы.
(части выкладываются вразброс)
Л: Ребята, у старшего брата Мака есть любимая игрушка – маленькая заводная мышка. Пододвиньте к себе фишки и выложите схему слова МЫШКА.
(дети выполняют звуковой анализ слова самостоятельно)
Л: Костя, подойди к доске и выложи схему слова.
(ребенок работает у доски)
Л: Ребята, Костя правильно все сделал?
(проверка выполнения звукового анализа слова; выделение гласных звуков, ударного звука)
Л: Мы с вами уже знакомы с гласными буквами, обозначающими эти звуки. Замените фишки на буквы.
(ребенок у доски тоже заменяет фишки на буквы)
Л: Садись Костя на свое место. А у нас появилась еще одна часть буквы.
(выкладывается 3 часть буквы)
Л: У Мика тоже есть любимая игрушка. Как вы думаете какая? Это мишка.
Выложите рядом со схемой первого слова схему слова МИШКА.
(дети работают самостоятельно)
Л: Соня, выложи схему на доске.
(после выполнения проверяется правильность выложенной схемы, выделяются гласные звуки; определяется ударный звук, гласные звуки заменяются на буквы)
Л: Садись Соня. Ребята посмотрите на схемы. Чем они отличаются?
Д: В слове мышка первый звук твердый, обозначен синей фишкой, а во втором, первый звук мягкий, обозначен синей фишкой.
(выкладывается 4 часть буквы)
Л: А вот и последняя часть буквы. Теперь мы можем все части сложить, и узнать какая буква рассыпалась. Кто сможет выполнить это задание?
(один из детей на доске составляет части в целую картинку; логопед в это время раздает листы с заданием на обведение буквы по точкам и штриховку буквы)
Л: Какая это буква?
Д: Буква М.
Л: Но буква пока какая-то не яркая. Нужно ее обвести. Но сначала давайте разомнем пальчики.
(выполнение пальчиковой гимнастики)
Л: А теперь возьмите синий и зеленый карандаши и заштрихуйте букву.
Дети выполняют задание
Л: Теперь мы можем в звуковых схемах слова, фишку, обозначающую звуки [м] и [м’] заменить на букву.
(детям выдается по 2 буквы; фишки заменяются буквами)
Л: Молодцы! Придумайте предложения с этими словами. Сколько слов в твоем предложении? Какое слово первое (второе, третье?
(ответы детей)
Л: Надеюсь, мышата получили урок, будут теперь послушными и впредь будут аккуратнее с такими важными книгами как Букварь.
3. Заключительная часть.
Л: Ребята, о каких звуках мы сегодня с вами узнали? С какой буквой познакомились? Какое задание вам понравилось больше всего? А какое было очень трудным? Молодцы, ребята! Мне очень понравилось, как вы сегодня работали. А вам понравилось? Мышата отправляются домой, и оставляют вам задание на дом. Мне было приятно с вами общаться. Занятие закончено.