Марина Слесарчук
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Космос» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Провела воспитатель подготовительной группы «Б» Слесарчук М. В.
8 апреля 2019г., время: 9-30.
Цедь: развитие у детей интереса к учебно – познавательной деятельности.
Задачи:
Образовательные – продолжить обучать звуковому анализу слов.
Развивающие – закреплять умение делить слова на части (слоги, отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, упражнять в придумывании предложений с заданным словом и составлении схем, развивать навык чтения слогов и слов, мышление, внимание, память.
Публикация «Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте „Космос“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
Воспитательные – воспитывать доброту, взаимовыручку, отзывчивость, желание и умение работать в коллективе, умение слушать воспитателя и товарищей.
Материалы и оборудование:
Карточки – звездочки со словами: спутник, космонавт, комета, ракета, луноход, космодром, звезда, скафандр, астероид; мяч; карточки со словами: «В, космонавт, летит, ракете». (команда «Космонавты»)
«Звезды, светят, небе, на», «В, корабль, космический. Полет, отправляется»,
«Падает, комета, с, неба, хвостатая»; наборы с цветными фишками для звукового анализа слов;
Ход занятия:
- Ребята, какой праздник состоится на этой неделе? У нас даже девочка в этот день родилась! (Д. -День космонавтики). Вот и мы сегодня отправимся путешествовать в космические просторы и вспомним, какие объекты там находятся.
-Но сначала подготовим язычки.
Артикуляционная гимнастика (показ детьми)
Упражнения «Грибок», «Маляр».
Чистоговорки (выполняется хором).
-Послушайте и повторяйте за мной:
Чу – чу – чу, в космос полететь хочу.
Им – им – им, на ракете полетим.
Ды – ды – ды, долетим мы до звезды.
Ой – ой – ой, затем вернёмся мы домой.
Упражнение «Прочти, что написано»
- В галактике прошел космический ураган и разметал все звезды.
- Прочтите названия на звездочках:
Спут- ник, кос- мо- навт, ко –ме- та, ра- ке- та, лу- но -ход, кос -мод -ром, звез- да, звез-до-пад, асте- ро- ид, стан-ция.
Объединение в команды
-Ребята, у кого в слове встречается звук «Д», вы в команде за первым столом, подойдите к первому столу, у кого в названии есть звук «Т», вы - в другой команде.
-Теперь придумайте названия своим командам – на звуки – Д, Т. Варианты: «Звездочеты», «Космонавты» - в названиях есть звуки «Д», «Т»).
Задание для команды «Д…»
Деление слов на слоги.
В: – На нашем пути три планеты. На первой планете живут слова, состоящие из одного слога, на второй планете – состоящие из двух слогов, на третьей планете – состоящие из трёх слогов.
- Космические пираты напугали всех жителей, и они сбежали со своих планет, давайте поможем им вернуться домой. У вас на столах картинки, прочтите слово и определите количество слогов в этом слове.
- Как можно проверить, сколько слогов или частей в слове (д. -прохлопать или коснуться ладонью подбородка)
Д: – Марс. Слово Марс состоит из одного слога
Д: – Лу-на, спут-ник. Эти слова состоят из двух слогов.
Д: – Ве-не-ра, Ра-ке-та, кос-мо-навт. Эти слова состоят из трёх слогов.
В: – Молодцы, помогли словам вернуться домой.
Игра «5 лишний»
-Послушайте и определите, какое слово лишнее:
Меркурий, Венера, Марс, Луна, Большая медведица.
Земля, планета, галактика, созвездия, телескоп.
Ракета, спутник, луноход, космическая станция, лодка.
Комета, метеорит, звезда, астероид, глобус.
Астролет, астронавт, астроном, астролог, космонавт.
Море, океан, река, озеро, пустыня.
В: – А мы отправляемся дальше. На нашем пути … отгадайте что.
Упражнение «Составь предложение» (по карточкам)
- Космические пираты повредили пароль. В предложениях слова поменялись местами, чтобы их восстановить, надо составить предложение из слов:
В, космонавт, летит, ракете. (команда «Космонавты»)
Звезды, светят, небе, на. («Космонавты»)
В, корабль, космический. Полет, отправляется. («Звездочеты»)
Падает, комета, с, неба, хвостатая. («Звездочеты»)
- А теперь сами придумайте предложения со словом «Ракета», «Звезды» (Ракета летит высоко в небе. В небе яркие звезды.)
Упражнение «Подбери схему к предложению»
- Команда «Звездочеты», подберите схему к предложению «Космический корабль отправляется в полет». Команда «Космонавты» - вам предложение «С неба падает хвостатая комета».
-Назовите первое, второе, третье слово в предложении. Назовите короткое слово. В каких словах слышите звук «Т» («Д»?
Подвижное упражнение «Ракета»
- Повторяйте движения за мной:
А сейчас мы с вами, дети, улетаем на ракете. Маршируют по кругу
На носки поднимись, Подним-ся вверх на носки, руки вверх, сомкнув их
А потом – руки вниз. Опускают руки
Раз, два, потянись, Вновь тянутся вверх
Вот летит ракета вниз! Бегут по кругу на носочках
Дифференциация звуков «Д», «Т»
На хвосте кометы разместились слова. В этих словах поймайте звуки «Д», «Т» :
Телескоп,
Звезда,
Астероид,
Звездочет,
Астроном,
Космонавт
(если в слове есть звук «Д» дети хлопают руками, если «Т» – топают).
В: – Ну что ж, и с этим заданием мы справились, получили ещё одну звезду (У). А на нашем пути следующее испытание.
Рассыпалось к ночи зерно,
Глянули утром – нет ничего.
Д: – Звёзды.
Игра с мячом «Семейка слов»
-Вставайте в круг, поиграем с мячом и образуем слова, близкие к слову звезда.
-Как можно ласково назвать звезду?
-Если на небе много звезд, какое оно? (звездное)
-Как можно назвать корабль, который летит к звездам? (звездолет)
-Как называют в сказках волшебника, который определяет будущее по звездам и считает их? (звездочет)
-Как называется явление, когда падают звезды? (звездопад)
Разрезные картинки «Буквы Д, Т»
Местоположение звуков «Д», «Т», характеристика звуков
-Назовите каждая команда друг другу, в каких словах спрятался и где находится звук «Д», «Т» и какой он – мягкий, твердый, глухой или звонкий.
Загадки (по командам)
- Узнаем сейчас, как вы знаете планеты! Отгадайте загадки
- Планета, на которой имеется скопление газов? (МАРС)
- Планета солнечной системы, вокруг которой кольца (САТУРН)
Звуковой анализ слов
- А сейчас вашим командам нужно составить схемы слов, которые на карточках, выберете любое одно слово и выполните звуковой анализ слова. Вам нужно договорится, какое слово будете составлять. (МАРС, САТУРН).
- Послушайте загадку:
Рассыпалось к ночи зерно,
Глянули утром – нет ничего.
Д: – Звёзды.
-Наша ракета не может взлететь, космические пираты повредили пароль. Чтобы его восстановить, вам надо составить предложение из слов:
Ракета, пролетала, пустыней, над. (Ракета пролетала над пустыней.)
Яркие, небе, большие, на, звезды. (На небе яркие большие звезды)
- Выберите схему, которая подходит для этого предложения (работа в командах).
Пальчиковая игра (проводит Женя)
На Луне жил звездочет (смотрят в «телескоп»)
Он планетам вел учет (показывать в небо рукой)
Меркурий - раз, (описать руками круг)
Венера – два-с (хлопок)
Три – Земля, четыре – Марс (присесть)
Пять – Юпитер, шесть – Сатурн (наклон вправо, влево)
Семь – Уран, восемь – Нептун (наклон вперед, прогнуться назад)
Девять – дальше всех – Плутон (прыжок,
Кто не видит – выйди вон! (руки в стороны).
Работа на листах бумаги.
Обведите предметы, которые начинаются на звук Д - красным, а предметы, которые начинаются на звук Т - синим карандашом.
-А теперь нам пора возвращаться домой. Закройте глаза и скажите волшебные слова:
Д (хором) : – Из полёта возвратились
И на Землю приземлились.