Инна Шерстнева
Конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Буква «мягкий знак»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.
Тема: Буква мягкий знак
Цель: Познакомить с буквой «Ь». Раскрыть значение мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме. Научиться обозначать мягкость согласных на письме с помощью мягкого знака в конце слов.
Публикация «Конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе „Буква „мягкий знак“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
Задачи:
- Развивать фонематическое восприятие через различение твёрдых и мягких фонем.
- Формировать навыки звуко - буквенного и слогового анализа.
- Развивать навыки преобразования слов.
- Закреплять понятия "звук - буква".
- Совершенствовать навыки чтения и письма.
- Развивать познавательные процессы.
Оборудование: магнитная доска, касса магнитных букв, схема для звукового анализа слова, фишки (гласный звук, твердый согласный звук, мягкий согласный звук, «светофорики» - синий, зеленый квадратики на палочке, листочки с заданием, карандаши.
Ход занятия:
1. Организационный момент
садится тот, кто назовет слово со звуком [Л’]
2. Повторение пройденного материала:
- Что вы знаете о звуках родного языка? (Звуки бывают речевые и неречевые, гласные и согласные.)
- Что вы знаете о гласных звуках? (гласные звуки бывают первого и второго ряда). Повторение гласных звуков.
- Что вы знаете о согласных звуках? (Согласные звуки бывают звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими). Повторение твердых согласных звуков.
- Когда согласные звуки звучат в словах мягко? (Перед гласными второго ряда).
- Какие согласные звуки бывают только твёрдыми? Только мягкими? Повторение только мягких, твердых звуков.
- Дидактическое упражнение «Кто больше назовёт слов?» - прослушать и повторить по памяти слова: уголь, пыль, пень, конь, букварь, карась, кровать, тополь, окунь, огонь, зверь, олень.
- Кто может повторить несколько слов подряд, назвав последний звук в слове?
- Как звучал последний согласный во всех этих словах? (Мягко)
3. Знакомство с новым материалом.
Логопед предлагает детям послушать сказку про букву «Ь».
Жили – были в Азбуке буквы, разные – гласные, согласные. Ходили друг к другу в гости и распевали свои песенки. ( Чтение детьми слогов с гласными: ЛЯ, МЫ, НО, БА).
Буквы жили - не тужили, потому что все дружили. И жила среди них одна буква, похожая на половинку Ы, с которой никто не дружил, она не обозначала звука.
- Что это за буква? – смеялись они.
Вот эта буква. (Логопед показывает букву Ь.)
- Как она называется? (дети называют букву).
Буква молчала, не умела говорить, никто с ней не дружил, жилось ей одиноко.
Как – то раз, стали буквы составлять слова, это было их любимое занятие.
- Послушаем, что это были за слова. Но они зашифрованы загадкой:
- Деревце колючее, зелёное, пахучее. Прилетела к нам метель,
Стала белой наша. (ель)
Стали буквы составлять слово ЕЛЬ. А получается только – ЕЛ.
- Что то у нас не так получается! – говорили буквы. Звук Л в слове мягко звучит, а у нас твёрдо. Позвали букву И встать после буквы Л.
- Что получилось? – ЕЛИ.
- Что же делать? Ребята, подскажите! (Надо поставить Ь.)
Позвали букву «Ь», он с радостью согласился помочь и встал в конце слова.
- Что получилось? (ЕЛЬ)
Развеселились буквы и стали все приглашать в гости Ь.
Буквы предлагают ребятам отгадать другие загадки и самостоятельно составить отгадки (из букв отгадок к загадкам выстроили хоровод) :
Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко, рога раскинув широко. (Лось)
Спит или купается, всё не разувается.
День и ночь на ножках красные сапожки. (Гусь.)
С тех пор согласные буквы часто приглашают мягкий звук в гости. И не только, чтобы смягчить последний согласный в конце слова, но и в середине слова между согласными.
Закрепление. Игра «Преобразование слов» : день — пень — лень— тень. (Объяснить значение слов)
4. Развитие фонематического слуха и восприятия. Речевая зарядка.
Повторить на слух за логопедом:
Аль-оль-уль-иль ;ать-оть-уть-ить; авь-овь-увь-ивь;
ась-ось-усь-ись; арь-орь-урь-ирь; ань-онь-унь-инь
Прочитать с разной интонацией.
Ять-ять-ять – мы пошли гулять.
Онь-онь-онь – на лугу пасётся конь.
Ень-ень-ень – в саду растёт сирень.
5. Дидактическая игра «Светофор».
Логопед произносит слова, дети должны поднять зелёный сигнал, если услышат, что последний звук в слове мягкий : стул, уголь, диван, конь, дом, сирень, комар, карась, окунь, знак, тополь, насос, пузырь, подсолнух, букварь.
6. Физминутка. Координация речи с движением.
«Дом»
Мы хотим построить дом, Руки над головой «домиком».
Чтоб окошко было в нём, Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в «окошко».
Чтоб у дома дверь была, Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями.
Рядом чтоб сосна росла Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.
Чтоб вокруг забор стоял, Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.
Пёс ворота охранял. Соединить пальцы и приставить «ушки» к голове.
Солнце было, Поднять кисти рук, пальцы растопырены.
Дождик шёл, «Стряхивающие» движения
И тюльпан в саду расцвел. Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки развести.
7. Закрепление нового материала.
Звуковой анализ слова угол.
Произносим слово, делим на слоги, находим ударный.
- Назовите 1й слог, какой это звук гласный или согласный? Какой звук 2, 3?
- Сколько всего звуков в слове? Сколько букв?
- Замените в схеме слова последний твёрдый звук Л на мягкий. (Меняем синий квадратик на зелёный).
- Как теперь звучит слово? Произнесите его!
- УГОЛЬ.
- Давайте обозначим буквами слова УГОЛ и УГОЛЬ.
- Какую нужно добавить букву, чтобы уголь превратился в уголь? (Мягкий знак).
Посчитаем звуки и буквы в слове УГОЛЬ.
Есть такая буква – помощница, которую пишут после согласных букв, если согласный звук в слове произносится мягко. Это буква – мягкий знак.
8. Самостоятельная работа
Выполни задание.
Вставить нужную букву. Учитель – логопед читает стихотворение.
Дополнительное задание: обведи только «Ь»
Итог занятия.
С какой новой буквой познакомились?
Чем отличается новая буква от уже знакомых?
Зачем нужна в словах буква «Ь»?
Когда нам на помощь при письме приходит эта буква?
Назовите слова с мягким звуком.
Приложение 1
Повтори как можно больше слов: уголь, пыль, пень, конь, букварь, карась, кровать, тополь, окунь, огонь, зверь, олень.
Деревце колючее, зелёное, пахучее. Прилетела к нам метель, стала белой наша (ЕЛЬ)
Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко, рога раскинув широко. (Лось)
Спит или купается, всё не разувается.
День и ночь на ножках красные сапожки. (Гусь.)
Слова для «светофориков» : стул, уголь, диван, конь, дом, сирень, комар, карась, окунь, знак, тополь, насос, пузырь, подсолнух, букварь.
Игра «Преобразование слов» : день — пень — лень— тень.
Приложение 2
1. Повторение пройденного материала: по ленте букв – звуков.
2. Запоминание и определение последнего звука в словах.
3. Сказка про «Ь». ЛЯ, МЫ, НО, БА; ЕЛ - ЕЛЬ
4. Загадки с отгадками в хороводе. ЛОСЬ, ГУСЬ.
5. Игра «Преобразование слов».
6. Речевая зарядка. СТОЯ
7. Д/И «Светофорчики»
8. Физминутка.
9. Закрепление нового. УГОЛ – УГОЛЬ
10. Печатание «Ь»