Попович Елена Федоровна
Перспективный план по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективный план по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе
Программное содержание Сроки Дополнения
Тема 1: Звуковая культура речи
ЦЕЛЬ: Добиваться отчетливого, грамматически и орфографически правильного произношения всех звуков русского языка. Звукопроизношение
1. Закрепить правильное отчетливое произношение всех звуков русского языка.
Публикация «Перспективный план по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе» размещена в разделах
2. Продолжать развивать голосовой аппарат детей: учить выделять звуки голосом в словах, произносить гласные звуки протяжно, пропевать их.
3. Закреплять умение дифференцировать часто смешиваемые звуки с наглядным материалом и на слух ([с]-[з], [с]-[ц], [ш]-[с], [ш]-[ж], [ц]-[ч], [ж]-[з], [л]-[р] и др.)
Развитие фонематического слуха
1. Совершенствовать умение различать на слух все звуки русского языка.
2. Продолжать учить выделять любой звук в звуковом окружении, подбирать слова с заданным звуком.
3. Продолжать учить детей определять место звука в слове (в начале, в конце, в середине).
4. Учить детей дифференцировать звуки по твердости-мягкости (с опорой на наглядный материал).
Звуковая манипуляция
1. Учить детей сочленять два звука в слияние (склад) с наглядным материалом и на слух.
2. Учить детей складывать из складов небольшие слова (2-4 склада).
3. Учить детей делить слова на слоги и слоги на звуки.
4. Формировать у детей представление о звуке как о строительном материале языка, учить применять данное знание практически в играх со словами. Работа в данном направлении ведется на каждом занятии в течение года как часть занятия или игровое упражнение.
Одно занятие в месяц полностью подчинено звуковой культуре речи.
Октябрь
Сентябрь
Октябрь
Декабрь-январь 2 раза в год, совместно с логопедом диагностика нарушений звукопроизношения (октябрь-апрель).
Развлечение «Мы знаем много букв».
Программное содержание Сроки Дополнения
Тема 2:Обучение чтению
ЦЕЛЬ: Научить детей осознанно читать короткие фразы (до 4 слов, до 15 знаков) с запоминанием прочитанного, добиваться слогово-плавного чтения от всех детей.
Знакомство со складами (по методике Зайцева)
1. Познакомить детей с таблицей русских складов Н. А. Зайцева, учить элементарно пропевать склады.
2. Учить детей пропевать склады по таблице на любые мелодии, в любой последовательности и порядке.
3. Учить детей ориентироваться в таблицах, находить любой склад самостоятельно.
Освоение слогово-плавного чтения
1. Учить детей читать короткие слова (из 2-3 складов) с открытым и закрытым слогом.
2. Учить детей: а) «читать-писать» слова по таблицам Н. А. Зайцева; б) читать их на карточках; в) складывать их из кубиков Зайцева на темы: «Имена»
«Моя семья»
«Любимое слово»
«Новый год»
«Зима»
«Зоопарк» Сентябрь
Сентябрь-
октябрь
Октябрь-
февраль
Сентябрь-февраль
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль Занятие-развлечение «Поле чудес».
Программное содержание Сроки Дополнения
3. Познакомить детей с понятием ударения, учить ставить ударение в словах.
4. Учить детей «читать-писать» по таблицам, на карточках, склады-вать из кубиков небольшие фразы (до 3 слов, обозначая заглавную букву, пропуски между словами, простейшие знаки препинания (., на темы:
«Мы трудимся»
«Весна пришла»
«Страна Вообразилия»
5. Учить детей читать любые слова, склады и короткие простые предложения широкой тематики, отвечать на причинно-следственные вопросы к ним (по букварю, а также творческие вопросы. Побуждать детей к самостоятельному чтению. Март
Апрель
Май
Март-май Каждое второе занятие, как часть занятия.
Тема 3: Подготовка к освоению письма
ЦЕЛЬ: Привить детям навыки работы с тетрадью; готовить руку ребенка к освоению каллиграфии.
Знакомство с тетрадью
1. Познакомить детей с тетрадью в клетку, воспитывать аккуратное, ответственное отношение к тетради, желание гордиться ею, видеть ее всегда чистой и опрятной.
Декабрь-январь
Декабрь-январь
Программное содержание Сроки Дополнения
4. Учить находить угол и центр клетки.
5. Учить ориентироваться на листе тетради в клетку.
Развитие навыков письма
1. Учить детей рисовать в тетради в клетку прямые и наклонные линии различной длины.
2. Учить детей рисовать в тетради в клетку округлые и овальные формы различных размеров.
3. Учить детей рисовать печатные буквы в тетради с соблюдением строки, столбика, расстояния между буквами, определенного размера.
4. Познакомить детей с понятием «красной строки» и заглавной буквы.
5. Воспитывать устойчивую школьную мотивацию, вызывать желание научиться писать, освоить каллиграфию. Формировать навык самоконтроля и самооценки. Январь
Февраль
Комплексное занятие совместно с руководителем изодеятельности «Буквица».
Тема 4: Формирование общих представлений о языке
ЦЕЛЬ: Сформировать у детей представление о структуре языка (звук -склад — слово — предложение).
Понятие о звуке
1. Закрепить с детьми понятие о звуке, о звуковой системе русскою языка.
2. Уточнить представления детей о различиях в звучании звуков (гласных и согласных, звонких и глухих, твердых и мягких) без фонетических определений.
3. Учить в игровой форме дифференцировать звуки по твердости-мягкости, глухости—звонкости, гласности—согласности. Сентябрь-
ноябрь
Сентябрь-
ноябрь
Сентябрь-
ноябрь
Программное содержание Сроки Дополнения
4. Сформировать у детей представление о звуке как о минимальной единице языка.
Понятие о слове
1. Продолжать знакомить детей с понятием слова, продолжать учить подбирать слова по вопросам педагога (что? кто? какой? что делает).
2. Закрепить представления детей о том, что слова бывают разные по звучанию, по смыслу, по длительности звучания, по звуковому составу.
3. Подвести детей к пониманию того, что наша речь состоит из слов, что слово является единицей языка и состоит из звуков.
Знакомство с понятием предложения
1. Учить детей при чтении видеть и выделять предложение.
2. Знакомить детей с понятием о предложении, подводить к осознанию того, что предложение состоит из слов (без грамматических определений и терминов).
Сентябрь-ноябрь
Сентябрь-ноябрь
Сентябрь-ноябрь
Сентябрь-ноябрь
Март-май
Март-май
Тема 5: Общая речевая культура
ЦЕЛЬ: Овладение навыками выражения собственных мыслей, согласно орфографическим и выразительным нормам русского литературного языка.
Усвоение произносительных норм русского языка
1. Закрепление правильного и отчетливого произношения всех звуков русского языка.
2. Вырабатывать правильное речевое ударение в высказываниях и произношении отдельных слов.
Программное содержание Сроки Дополнения
3. Продолжать учить грамматически правильно строить высказывание.
Средства выразительности речи
1. Вырабатывать образную эмоциональную, интонационно выразительную речь.
2. Учить детей выражать свои мысли самостоятельно, самим подбирать точные и образные выражения и слова при ответах.
3. Давать детям чувствовать величие, красоту и гармонию родного языка.
Работа ведется в течение всего периода обучения на каждом занятии.
Сентябрь-ноябрь
Тема 6: Лексика и фразеология
Общее понятие о разговорно-бытовой лексике, лексике книжно-письменной речи, поэтической лексике, экспрессивной, возвышенной, просторечной, романтической лексике.
Общее понятие об идиомах (фразеологических сращениях, например: диву даваться, как пить дать, точить балясы, шутка сказать, остаться с носом и другие. Сентябрь
Декабрь
Январь
Май
Тема 7: Риторика. “Учись говорить”
Плавно. Свободно. Складно. Откровенно. Воодушевленно. Сентябрь-май