Гончарова Татьяна
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой Е, е»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Звук [е], буква Е.
Программное содержание : 1. Познакомить детей со звуком [е] и буквой.
2. Формировать умение детей находить эту букву в трёх позициях, продолжать заменять и наращивать буквы в словах, формировать быструю реакцию на слово.
3. Закрепить знания о гласных, согласных звуках, твердых, мягких, звонких, глухих.
4. Развивать устную речь детей.
Публикация «Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе „Знакомство с буквой Е, е“» размещена в разделах
- Буква Е и звук [Е]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
Оборудование: на каждого ребёнка – счётные палочки, цветные карандаши, картинка с буквой.
Демонстрационный материал: иллюстрация «енот», схемы слов (ем, ели, поехали, енот, море, поле, воет, карточки с этими словами, плакат с буквой «Е», медиа- проектор.
Ход НОД:
1. Организационный момент.
Дети встают кругом (играет музыка из м/ф «Крошка Енот»)
-Дети, улыбнёмся друг другу.
-Потянем руки к солнцу, улыбнёмся ему.
-Что вы хотите пожелать друг им детям (вышлушиваются2-3 ребёнка)
2. Артикуляционная гимнастика.
-Ребята сегодня мы познакомимся с новыми звуками и буквой, но сначала сделаем артикуляционную разминку - выучим чистоговорку:
Ежевику мирно ели
Два енотика под елью.
3. Знакомство с новым материалом
- К нам в гости пришел зверек, а какой, вы сами угадаете.
Немытое в рот ни за что не возьмёт,
И ты будь таким, как чистюля… (ЕНОТ (иллюстрация)
-Правильно, Енот.
Рассказ о животном
Енот живёт в лесу у реки. За любовь к чистоте его называют полоскун. Передние лапки могут захватывать, мыть любые предметы, пищу. Енот ловко прыгает и проворно бегает. Это весёлое и красивое животное.
- Посмотрите, как пишется слово «ЕНОТ»(карточка)
-Разделите слово ЕНОТ на слоги.
-Сколько в слове слогов(2)
- Назовите первый слог. (е)
-Назовите второй слог. (нот)
-Рассмотрите схему.
-Прочитайте второй слог.
А первый слог е обозначается буквой Е.
-Рассмотрите буквы Е, е.
- Чем они похожи?
- Чем отличаются?
-Сколько элементов у большой буквы Е?
-Рассмотрите маленькую букву е. Сколько у нее элементов?
-Прорисуйте в воздухе букву Е (Самостоятельно. Если ребенок не справился с заданием, прорисуйте рукой ребенка в воздухе заданную букву.)
-Сложите букву из палочек. (Помощь ребенку при необходимости.)
-Прочитайте букву (несколько детей)
-Сколько букв Е (больших и маленьких) на рисунке?
4. Характеристика звука (Й –Э)
-Ребята, посмотрите как я произношу звук «Е».
Зубы сближены в улыбке, губы приближены к зубам, кончик языка находится за нижними резцами, воздушная струя идет через рот, голосовые связки напряжены, колеблются, в результате образуется голос и я произношу звук «Е».
-Попробуйте вы произнести звук «Е».
-Какие звуки вы услышали? (й-э)
-Правильно, Е состоит из двух звуков [й] и [э]. Если буква Е стоит в начале слова или после гласной, мы будем обозначать ее прямоугольником зелено-красного цвета.
-Зеленый цвет обозначает всегда мягкий согласный звук [й], а красный цвет—гласный звук [э].
5. Звуко-буквенный анализ.
-Прочтите слова. Рассмотрите схемы.
ем ели поехали енот воет
море поле
-Ребята, назовите слова, где звук «Е» стоит в начале слова? (ем, ели, енот)
-А теперь назовите слова где звук «Е» в середине слова? (поехали, воет)
-Назовите слова где звук «Е» в конце слова (море, поле)
-Молодцы! Как вы думаете звук «Е» гласный или согласный? (ответы детей)
-Какие еще гласные звуки вы знаете? (ответы детей)
-Почему они называются гласными? (ответы детей)
-Какие еще бывают звуки (согласные)
-Почему их называют согласными? (ответы детей)
-Твердые и мягкие звуки
-Как определить твердые и мягкие звуки. Приведите примеры, (ответы детей)
-Звонкие и глухие.
-Как определить звонкие и глухие звуки? Приведите примеры, (ответы детей)
-Молодцы! А сейчас давайте отдохнем.
3. Физминутка
На реке живёт енот,
Чешет лапкой он живот,
Своим хвостиком виляет,
Кверху лапки поднимает.
Шустро он по кочкам скачет
И запас под корень прячет.
Он среди воды живёт,
Добродушный наш енот.
5. Закрепление пройденного материала.
Проводится игра «Эхо».
-Я называю слово или букву, а вы повторяете только последний звук.
При произношении воспитатель утрированно выделяет последний звук.
Е (Э-э-э)
Я (А-а-а)
Ю (У-у-у)
Ё(О-о-о)
Новые (Э-э-э)
Моя (А-а-а)
Качаю (У-у-у)
Твоё (О-о-о)
6. Пальчиковая гимнастика
В гости к пальчику большому
Приходили прямо у дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Сам мизинчик- малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики друзья,
Друг без друга им нельзя.
7. Письмо буквы «Е».
На каждого ребёнка карандаши и лист бумаги, на котором изображены буква «Е», енот. Букву раскрашиваем красным цветом. Затем дети раскрашивают картинку енота.
8. Гимнастика для глаз. (электронный вариант)
9. Рефлексия.
-С какой буквой и звуком познакомились (ответы детей)
- Что понравилось в занятии больше всего (ответы детей)
-Что нового узнали?
- Енотику понравилось, как вы работали, и он дарит вам вот такие картинки (с енотиком цветные). Вы отлично справились со всеми заданиями, спасибо.
-На следующем занятии мы продолжим знакомство со звуком «Е»
и буквой «Е».