Ольга Зыкова
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [б], [б’]. Буква Б»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели занятия : познакомить детей с буквой Б; учить читать
слова с этой буквой, делить слова на слоги,
ставить ударение; познакомить детей со сло-
говым способом чтения; расширять знания
детей по теме «Хлебобулочные изделия»;
познакомить с пословицами о хлебе; воспи-
тывать бережное отношение к хлебу, добро-
ту и вежливость.
Оборудование: альбом, простые карандаши, разрезные аз-
буки, ножницы, клей (на каждого ребенка).
Ход занятия
I. Объяснение нового материала
1. Пополнение знаний по теме «Хлебобулочные изделия».
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Звуки [б], [б’], Буква Б“» размещена в разделах
- Буквы Б, П и звуки [Б], [П]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
Знакомство со звуками [б], [б'] (упражнение 1, с. 41).
Педагог: Рассмотрите и назовите картинки. (Батон, бул-
ка, баранки, блины.) Все эти изделия готовят из пшенич-
ной — белой муки. Определите первый звук в словах. (Звук
[б].) Назовите все предметы обобщающим словом. (Хлеб,
хлебобулочные изделия.) Придумайте сначала несколько
слов, в которых есть твердый звук [б], а затем несколько
слов с мягким звуком [б'].
2. Знакомство с буквой Б (упражнение 2, с. 41).
Прочитать детям информацию о следах, которые стави-
ли звуковички [б], [б']. Записать буквы Б, б на доске.
3. Работа с Городом букв, буквой Б.
Педагог: Б — это согласная буква. Она живет в двухэтаж-
ном доме на Парной улице. Эта буква живет на втором эта-
же дома.
Вырежьте из разрезной азбуки и наклейте букву Б в свой
домик (упражнение 3, с. 41).
Планы-конспекты занятий по обучению чтению 67
4. Письменное задание (упражнение 4, с. 41).
Педагог: Научитесь писать печатные буквы Б, б по кле-
точкам.
5. Развитие навыков словообразования
(упражнение 5, с. 41).
Предварительно педагог обращает внимание детей на то, что
слова для чтения теперь разделены по-другому и объясняет, что
это тоже способ деления на слоги. Говорит о том, что в книгах
чаще всего встречается именно такое деление. Так как дети уже
умеют хорошо читать по складам (определяют «дружат» или
«не дружат» звуки, то можно смело переходить к слоговому
чтению.
Педагог: Прочитайте слова.
был бил
за-был за-бил
от-был от-бил
при-был при-бил
Педагог: Чем похожи и чем отличаются друг от друга сло-
ва в столбиках? Что обозначают эти слова?
II. Закрепление изученного материала
1. Деление слов на слоги, выделение ударного слога
(упражнение 6, с. 41).
Педагог: Прочитайте слова. (Грибы, бананы, банки, бар-
суки.) Разделите их на слоги, поставьте ударение.
2. Работа с пословицей (упражнение 7, с. 42).
Педагог: Прочитайте пословицу.
Хлеб — все-му го-ло-ва!
Педагог: В пословицах заключена народная мудрость со
скрытым смыслом. Очень важно разгадать этот смысл, как
загадку, понять, что люди хотели сказать, пословицей.
Что означают пословицы «Хлеб — всему голова», «Будет
хлеб — будет и пища»? (Хлеб — главный продукт на сто-
5*-2403
68 До школы шесть месяцев: срочно учимся читать
ле.) Какие еще поговорки и пословицы о хлебе вы знаете?
Если дети затрудняются с ответом, педагог может предложить
им расспросить дома родителей и запомнить другие пословицы
и поговорки о хлебе.
Педагог: Чтобы испечь хлеб, нужен труд многих людей
— комбайнера, хлебороба, пекаря. Поэтому к хлебу нужно
относиться очень бережно.
3. Развитие связной речи (упражнение 8, с. 42).
Прежде, чем детй начнут читать, необходимо попросить их рас-
смотреть слова с символами, прочитать и запомнить их.
*
Педагог: Прочитайте рассказ^
Вел-ка.
Бо-рис и Глеб бы-ли в ле-су.
— Как кра-си-во! — ска-зал Бо-ря.
Bo-круг клё-ны, бе-рё-зы и о-си-ны. Мно-го гри-бов со-бра-
ли ре-бя-та: бе-лых и бо-ро-ви-ков.
На по-ля-нерос-ла сос-на. На сос-не бы-ла бел-ка. О-на раз-
ве-си-ла гри-бы на су-ку.
— И бел-ка — гриб-ник, — ска-зал Глеб.
Он вы-нул из кор-зи-ны гриб и бро-сил у сос-ны.
Бел-ка мах-ну-ла хвос. ом.
О-на го-во-ри-ла!
Педагог: Обратите внимание на знак в конце последнего
предложения. Прочитайте это предложение еще раз с выра-
жением. Какое слово сказала белка детям? Почему?
После чтения педагог задает детям вопросы по тексту. Затем
спрашивает, в каких ситуациях надо говорить: «Спасибо», какие
еще вежливые слова знают дети.
4. Составление схемы, предложения (упражнение 9, с. 42).
Планы-конспекты занятий по обучению чтению 69
Педагог: Послушайте предложение : На поляне росла со-
сна. Нарисуйте в прямоугольнике его схему.
III. Подведение итогов занятия
Педагог: С какими звуками мы сегодня познакомились?
(Со звуками [б], [б'].) Какие это звуки? (Звук [б] — соглас-
ный, парный, звонкий, твердый. Звук [б'] — согласный, пар-
ный, звонкий, мягкий.) Какой буквой они обозначаются?
(Буквой Б.)
Что такое пословица? (Пословица — это народная муд-
рость.) Какие пословицы о хлебе мы сегодня изучили?
(Хлеб всему голова! Будет хлеб — будет и пища.) Запомните: теперь мы будем читать по слогам.