Ольга Зыкова
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [м], [м’]. Буква М. Деление слов на слоги»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели занятия : познакомить детей с буквой М и научить соединять ее с гласными А, О, У, Э, Ы; учить детей делить слова на слоги; развивать умение сопоставлять слова и схемы, находить одинаковые; уточнить знания о диких и до-
машних животных.
Оборудование: альбом, простые карандаши, сигнальные карточки (синий и зеленый квадраты, разрезные азбуки, ножницы, клей (на каждого ребенка).
Ход занятия
I. Повторение пройденного материала
1. Диктант-повторение (упражнение 1, с. 16).
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Звуки [м], [м’], Буква М, Деление слов на слоги“» размещена в разделах
- Буква М и звуки [М], [М’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
Прежде чем начать диктант, педагог должен обратить внимание детей на то, что в первый ряд они должны будут записывать только гласные, с которыми согласный читается твердо, а во второй — гласные, с которыми согласный читается мягко. При необходимости еще раз повторить эти гласные.
Педагог: Послушайте внимательно слоги. Запишите каждую гласную букву в свой ряд : са, со, сю, се, су, ся, сы,
сё, сэ, си.
II. Объяснение нового материала
1. Различение звуков [Ж] — [м'] на слух
(упражнение 2, с. 16).
Педагог: Послушайте имена детей. Определите первый звук в этих словах. Покажите его с помощью синей или зеленой сигнальной карточки: Максим, Миша, Марина, Матвей, Мила, Маша. Придумайте еще слова со звуками [м], [м'] в конце и в середине.
30 До школы шесть месяцев: срочно учимся читать
2. Знакомство с буквой М (упражнение 3, с. 16).
Прочитать детям информацию о следах, которые оставили звуковички [м], [м'], Записать буквы М, м на доске.
3. Работа с Городом букв, буквой М.
Педагог: М — это согласная буква. У нее нет ни сестер, ни братьев, она непарная. Буква М живет на Непарной улице. Вырежьте из разрезной азбуки и наклейте букву М в свой домик (упражнение 4, с. 16).
4. Письменное задание (упражнение 5, с. 16).
Педагог: Научитесь писать печатные буквы М, м по клеточкам.
5. Чтение (упражнение 6, с. 16).
Педагог: Подготовьте слоги для чтения и прочитайте их.
Плавно соединяйте согласный с гласным.
ма мо му мэ мы
6. Работа со звуковыми схемами слов
(упражнение 7, с. 16).
Педагог: Прочитайте слова. (Мама, сам, им, сумма.) Соедините каждое слово с его звуковой схемой.
Чтобы детям было легче выполнить задание, педагог может попросить их сначала разметить схемы по принципу «дружит — не дружит», а затем сопоставить схемы со словами.
7. Знакомство с понятием слог
(упражнение 8, с. 17).
Педагог: Подставьте ладошку под подбородок и произнесите слово мама.
Сколько раз опустилась ладошка? (Два.) Значит, слово мама состоит из двух частей. Эти части называются слогами.
Прочитайте слово мама. Нарисуйте под ним прямую линию и разделите эту линию на две части.
Планы-конспекты занятий по обучению чтению 31
Сравните свой результат со схемой справа от слова. Запомните: линией, разделенной на части, обозначается количество слогов в слове.
Аналогичную работу педагог проводит со словами корова, зима, лес. Часто у детей вызывают сложности слова, состоящие из одного слога. Ребята пытаются отделить последний звук и сделать из него отдельный слог. В таком случае педагог просит ребенка еще раз подставить ладошку под подбородок и произнести слово лес. При этом необходимо обратить внимание ребенка на то, что при произношении звука [с], ладошка не опускается.
III. Закрепление изученного материала
1. Деление слов на слоги (упражнение 9, с. 17).
Педагог: Рассмотрите и назовите картинки. (Лиса, кот, заяц, коза, собака, корова.) Поделите слова на слоги. Обозначьте на схемах количество слогов в каждом слове. Если в слове одйн слог, то линию на части не делят.
2. Работа с итоговой информацией.
Педагог читает выводы (альбом, с. 17) и проверяет, насколько правильно и точно дети усвоили материал занятия.