татьяна самолкина
«Зимние фантазии». Конспект совместной музыкальной деятельности с детьми старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создать условия для развития у детей эмоциональной отзывчивости на музыку различного характера в разных видах музыкальной деятельности.
Задачи:
• развивать способность к образным и свободным импровизациям;
• развивать тембровый слух, чувство ритма, воображение, ассоциативное мышление.
Пособия и материалы: снежинки, ленточки, прозрачная ткань, султанчики, целлофан, детские музыкальные инструменты: бубенчики, колокольчики, металлофон, треугольники, маракасы, детская арфа, тон блок, клавесы, ксилофон, тарелки.
Дети входят в зал.
Звучит музыка, музыкальный руководитель (далее М. Р.) предлагает присесть в круг, закрыть глаза и прислушаться.
Ребята, вы заметили, какая волшебная музыка вас встретила! Какое у вас настроение вовремя слушания этой музыки? (Дети дают характеристику услышанной музыке).
М. р. Звонкая погода снега кутерьма,
Это время года мы зовём…. (зима) (В. Данько)
Зимой природа так красива! Чем вам нравится зима?
Что вы представляете при слове «зима»?
- Мне сразу представляется снегопад. А тебе (Передает снежинку ребенку (как снег хрустит под ногами, как воет вьюга, праздник Новый год, метет метель, большие сугробы на улице, мороз на улице, можно кататься на санках, кататься на лыжах, лепить снежную бабу)
М. р. Отлично! Посмотрите, что здесь лежит? (музыкальные инструменты). Давайте попробуем среди них найти звуки зимы, извлечь из них воздушное, лёгкое, прозрачное звучание, осторожным звукоизвлечением. (дети подходят к инструментам, экспериментируют)
А сейчас, я прочту стихотворение, а вы постарайтесь сделать его музыкальным.
Снег идёт, снег идёт,
Снег по свету бродит.
И откуда он идёт
И куда уходит?
Снегопад, снегопад,
Снежное паденье.
Снег идёт наугад,
Словно сновиденье.
Какой красивый, музыкальный снег у нас получился!
Что вы чувствуете, когда на улице идет снег?
Вспомните, когда проснувшись утром, вы увидели в окно, что выпал снег.
Какие эмоции у вас вызвал первый снег (веселье, радость, восторг, праздничное настроение)
М. р. Вам хотелось бы побыть снежинкой – кружинкой (Да).
Лёгкой! Быстрой! Как снежинка.
Выберите подходящий для тебя предмет (газовый платок, шуршалки-блестинки, звоночки-холодинки)
Двигайтесь так, как вам подскажет музыка.
Танцевальная импровизация «Вальс» Делиб
Как вы думаете, ребята, какие зимние звуки мы с вами еще можем услышать? (Дети: скрип снега, как едут сани по снегу и т. д.)
Когда сердитый Дед Мороз стукнет своим волшебным посохом, снежинки из пушинок превращаются в «хрустики»: хруп-хруп- слышится под ногами (хруст целлофана). Пробуем хрустеть разным целлофаном.
Ребята, как вы думаете, какой вариант звучания больше похож на скрип настоящего снега. (Выбираем). А какой инструмент подойдёт для озвучивания храпа медведя?
Как на горке – снег, снег,
И под горкой – снег, снег,
И на ёлке – снег, снег,
И под ёлкой – снег, снег.
А под ёлкой спит медведь, Хр-р-р!
Тише, тише, не шуметь. (И. Токмакова)
Ребята, а как вы думаете, где живёт медведь? (В лесу). Зимой в лесу можно услышать и увидеть много интересного, но на чём же нам можно поехать в лес? (Дети: на санках, на лошадях). Ну что ж, занимайте свои места, поедем в лес на лошадке
Сказка «Зимнее рондо» (инструментальное музицирование (Т. Тютюнниковой)
Едем, едем на лошадке
По дорожке зимней гладкой:
Скок, скок, скок – 2 р.
Санки скрипят,
Бубенчики звенят,
Дятел стучит,
Вьюга свистит,
Белка на елке
Орешки все грызет:
Цок-цок-цок – 2 р.
Рыжая лисичка
Зайчишку стережет.
Холод, холод,
Стужа, стужа,
Снег пушистый
Кружит, кружит…
Ехали мы, ехали,
Наконец, доехали:
С горки «у-ух!»
В ямку «бух!»
Приехали!
Какое сейчас у вас настроение?
Вот и приехали мы в лес, кругом много снега, сугробы…Природа спит, только вьюга завывает, да снежинки порхают, искрятся, хоровод свой танцуют. Хотите и вы потанцевать? Давайте выберем атрибуты, чтобы у нас получилась красивая «живая» картина. Попробуйте придумать движения снежинок, отражающие эмоциональную окраску произведения. А, скажите, какие движения подойдут для этого танца? (Способствовать ответам детей: легкий бег на носочках, кружение, покачивания, пружинка, махи руками).
Двигательная импровизация «Юмореска» А. Дворжак
Какая красивая картина у нас получилась!
Но, вдруг подул холодный зимний ветер, загудела метель. (фрагмент записи звуков зимней бури) Продолжение двигательной импровизации.
Метель гу-дит, в трубе шу-мит.
Очень страшно одному.
А метель всё «У-у» да «у-у»!
Ребята, скажите мне, что вы чувствуете, когда за окном слышите вьюгу? Какая эмоция у вас возникает, если вьюга застала вас на улице? (Страшно, тревожно, неуютно становится от такого ветра). Влияет ли на наши эмоции громкость музыки?
Скажите, а звуки вьюги все время звучат одинаково или по-разному? (Дети: то тихо, то громко, то высоко, то низко, с завыванием).
Давайте попробуем изобразить голосом на звуке «у» завывание зимнего ветра. Рукой «рисуем» в воздухе линии, моделируя условно высоту и динамику «бури»; затем выставляют руки вперед, муз. рук. берет газовый шарфик белого цвета и слегка им касается рук детей, чтоб они смогли «почувствовать дыхание холодного ветра и легкое прикосновение метелицы» Звуки бури стихают, упражнение заканчивается.
Ну вот, вьюга утихла. Выглянуло солнышко! Снег искрится, серебрится, переливается, словно драгоценные камни. Давайте сядем на ковер, представим, что он весь сверкает и порисуем.
Рисование в воздухе «Вальс-шутка» Д. Б. Шостаковича.
Какое настроение у нас возникает при слушании этой музыки? Что вы чувствовали, слушая эту музыку? Может возникнуть эмоция страха, злости под эту музыку? Почему? Мы почувствовали, что музыка влияет на наши эмоции. И эмоции от одной и той же музыки у разных людей могут быть разными.
Но если Дед Мороз ударит своим волшебным посохом, то превратит снежинки в льдинки. Ребята, скажите – музыку звонких льдинок на чем мы можем сыграть? Да, на колокольчиках, треугольниках. Давайте сыграем.
«Фея Драже» П. И. Чайковский

Замечательная хрустальная музыка у нас получилась!
Рефлексия
Посмотрите, какие необычные снежинки появились у нас (Снежинки-пиктограммы)
Посмотрите, эта снежинка, с каким настроением? (весёлая, а эта (грустная).
Детям раздают вырезанные снежинки, на которых их просят нарисовать свою эмоцию, с которой они покинут музыкальный зал.