Папки-передвижки

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [c], [c’]. Буква С»

Вера Харитонова
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [c], [c’]. Буква С»
▼ Скачать + Заказать документы

«Звуки [с], [с’]. Буква «С»

Программное содержание: Познакомить с новыми звуками [с], [с’] и буквой «С». Продолжать учить детей звуковому анализу слов, умению делить слова на слоги, называть количество слогов, ставить ударение. Учить составлять предложения, подбирать антонимы к заданным словам. Закреплять умение находить слова с заданным звуком, определять его место в слове (начале, конце, середине, выделять его при произношении. Развивать фонематический слух, память, внимание.

Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе „Звуки [c], [c’], Буква С“» размещена в разделах

Оборудование: Демонстрационные и раздаточные предметные картинки на заданные звуки [с] и [с’]; цветные квадратики для звукового анализа; полоски и фишки (треугольники) для игры «Засели домик», демонстрационные карточки с буквами «С», «с».

Ход занятия:

I. Повторение пройденного.

- Ребята, давайте с вами вспомним, чем отличаются звуки от букв?

(Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем).

- Какие звуки называются гласными?

(Звуки, которые можно долго тянуть, при этом во рту не образуется преграды).

- С какими гласными звуками мы с вами уже познакомились?

(а, о. у, и).

- Каким цветом мы обозначаем гласные звуки в схеме слова?

(Красным).

- Какие звуки называются согласными?

(Те звуки, при произнесении которых воздух встречает препятствие – губы, зубы. Звуки согласны с тем, что воздух встречает препятствие).

- С какими согласными звуками мы с вами уже знакомы?

(м, н, р, п, т, д, х, к, г, б).

- Каким цветом в схеме слова мы обозначаем согласные твердые звуки?

(Синим).

- Каким цветом в схеме слова мы обозначаем согласные мягкие звуки?

(Зеленым).

II. Новый материал.

- Сегодня мы с вами познакомимся с новыми звуками [с], [с’] и буквой «С».

1. Фонематическая зарядка.

- Когда воздушный шарик начинает сдуваться, воздух из него выходит так

[с – с – с].

- Давайте все вместе произнесем.

2. Артикуляция звука.

- Обратите внимание, что когда мы произносим звук [с] наши губки растянуты в улыбке, а кончик язычка спрятался за нижние зубки.

- Давайте проверим какая струйка воздуха выходит изо рта, когда мы произносим звук [с], теплая или холодная? Подставьте ладошку.

(Холодная струя воздуха).

3. Характеристика звука [с].

- Звук [с] гласный или согласный? Как вы определили?

(Согласный, т. к. воздух встречает препятствие - зубы.)

- Давайте определим звук [с] глухой или звонкий? Помните, что домик нашего голоса – это горло. Положим ладошку на горлышко и произнесем звук [с] – дрожит горлышко или нет?

(Горлышко не дрожит, значит, звук [с] глухой).

- Какой он по твердости-мягкости?

(Твердый).

- Значит звук [с] – согласный, глухой, твердый.

(Попросить повторить 2-3 детей).

- Каким цветом в схеме слова мы будем обозначать звук [с]?

(Синим).

4. Работа со звуком [с].

В начале слова.

-Что изображено на картинке?

(Стул).

-В слове «стул» есть звук [с]? А где он стоит в начале, в середине или в конце слова?

(В начале слова).

-Вспомните, пожалуйста, слова, где звук [с] стоит в начале.

(Собака, стол, сыр, сова, сын, свет, соболь, слива. Если дети затрудняются в подборе слов, можно поиграть в игру «Доскажи словечко»).

- Молодцы! Сейчас мы с вами составим схему слова «собака».

(Один ребенок выполняет задание у доски, остальные на местах. Проводится характеристика каждого звука в слове).

- А сколько слогов в слове «собака»?

(Три слога).

-Давайте поставим ударение в слове «собака». На какой слог падает ударение?

(На второй).

- Правильно, значит, в слове «собака» второй слог ударный.

В середине слова.

-Что изображено на картинке?

(Часы).

-В слове «часы» есть звук [с]? А где он стоит в начале, в середине или в конце слова?

(В середине).

-Вспомните, пожалуйста, слова, где звук [с] стоит в середине.

(Весы, бусы, волосы, косы, паруса, крыса, носы. Если дети затрудняются в подборе слов, можно поиграть в игру «Доскажи словечко»).

- Молодцы! Сейчас мы с вами составим схему слова «крыса».

(Один ребенок выполняет задание у доски, остальные на местах. Проводится характеристика каждого звука в слове).

- А сколько слогов в слове «крыса»?

(Два).

-Давайте поставим ударение в слове «крыса». На какой слог падает ударение?

(На первый).

- Правильно, значит, в слове «крыса» первый слог ударный.

(Попросить повторить 2-3 детей).

В конце слова.

-Что изображено на картинке?

(Автобус).

-В слове «автобус» есть звук [с]? А где он стоит в начале, в середине или в конце слова?

(В конце).

-Вспомните, пожалуйста, слова, где звук [с] стоит в конце.

(Волос, парус, нос, мороз. Если дети затрудняются в подборе слов, можно поиграть в игру «Доскажи словечко»).

- Молодцы! Сейчас мы с вами составим схему слова «мороз».

(Один ребенок выполняет задание у доски, остальные на местах. Проводится характеристика каждого звука в слове).

- А сколько слогов в слове «мороз»?

(Два).

-Давайте поставим ударение в слове «мороз». На какой слог падает ударение?

(На второй).

- Правильно, значит, в слове «мороз» второй слог ударный.

(Попросить повторить 2-3 детей).

5. Характеристика звука [с’].

-Что изображено на картинке?

(Семь).

-Какой первый звук в слове «семь»?

(Звук [с’]).

- Звук [с’] гласный или согласный?

(Согласный).

- Какой звук [с’] глухой или звонкий?

(Глухой).

- Какой он по твердости-мягкости?

(Мягкий).

- Значит звук [с’] – согласный, глухой, мягкий.

(Попросить повторить 2-3 детей).

- Каким цветом в схеме слова мы будем обозначать звук [с’]?

(Зеленым).

6. Работа со звуком [с’].

В начале слова.

-Вспомните, пожалуйста, слова, где звук [с’] стоит в начале.

(Синий, сито, сирень, Сима, Семен, Сережа, синица. Если дети затрудняются в подборе слов, можно поиграть в игру «Доскажи словечко»).

- Молодцы! Сейчас мы с вами составим схему слова «синица».

(Один ребенок выполняет задание у доски, остальные на местах. Проводится характеристика каждого звука в слове).

- А сколько слогов в слове «синица»?

(Три слога).

-Давайте поставим ударение в слове «синица». На какой слог падает ударение?

(На второй).

- Правильно, значит, в слове «синица» второй слог ударный.

В середине слова.

-Какое время года изображено на картинке?

(Осень).

-В слове «осень» есть звук [с’]? А где он стоит в начале, в середине или в конце слова?

(В середине).

-Вспомните, пожалуйста, слова, где звук [с’] стоит в середине.

(Василек, Вася, носик, песик, лисичка, косичка. Если дети затрудняются в подборе слов, можно поиграть в игру «Доскажи словечко»).

- Молодцы! Сейчас мы с вами составим схему слова «гуси».

(Один ребенок выполняет задание у доски, остальные на местах. Проводится характеристика каждого звука в слове).

- А сколько слогов в слове «гуси»?

(Два).

-Давайте поставим ударение в слове «гуси». На какой слог падает ударение?

(На первый).

- Правильно, значит, в слове «гуси» первый слог ударный.

(Попросить повторить 2-3 детей).

В конце слова.

-Что изображено на картинке?

(Гусь).

-В слове «гусь» есть звук [с’]? А где он стоит в начале, в середине или в конце слова?

(В конце).

-Вспомните, пожалуйста, слова, где звук [с’] стоит в конце.

(Лось, рысь, ось, высь). Если дети затрудняются в подборе слов, можно поиграть в игру «Доскажи словечко»).

- Молодцы! Сейчас мы с вами составим схему слова «лось».

(Один ребенок выполняет задание у доски, остальные на местах. Проводится характеристика каждого звука в слове).

- А сколько слогов в слове «лось»?

(Один).

-А раз в слове один слог, значит, он и будет ударным.

Физкультминутка «Снежок».

7. Знакомство с буквами «С» и «с».

-Это большая буква «С», это маленькая буква «с».

-На что похожа буква «С»?

(Месяц, подкова, кусочек бублика).

Что за буква светится

Старым ясным месяцем?

Полумесяц в небе темном

Буквой «С» повис над домом.

III. Речевые игры.

«Засели домик»

(Определение позиции звуков).

«Скажи наоборот»

(Широкий - узкий, низкий – высокий, темный – светлый, сильный – слабый, грустный – веселый).

«Составь предложение»

(Саша, горка, спустился – Саша спустился с горки.

Слон, зоопарк, живет – Слон живет в зоопарке.

Санки, крыльцо, стоят – На крыльце стоят санки.)

«Кто больше запомнит слов со звуками [с] и [с’]»

(Чтение небольшого текста).

«Чистоговорки»

Са-са-са — бегает лиса. Се-се-се — ленточки в косе.

Со-со-со — мне дали колесо. Си-си-си — подъехало такси.

Су-су-су — ягоды в лесу. Ась-ась-ась — плавает карась.

Сы-сы-сы — тикают часы. Ось-ось-ось — на поляне лось.

Ас-ас-ас — свет в окне погас. Иска-иска — на столе миска.

Ос-ос-ос — на палубе матрос. Си-си-си — сена накоси.

Ус-ус-ус — на ёлке много бус. Усь-усь-усь — подходит гусь.

Ыс-ыс-ыс — такса ловит крыс. Ысь-ысь-ысь - в капкане рысь.

IV. Итог занятия.

Публикации по теме:

Конспект игрового занятия в подготовительной группе по обучению грамоте «В гости в Простоквашино. Звуки [ Т, Т’], буква Т»Конспект игрового занятия в подготовительной группе по обучению грамоте «В гости в Простоквашино. Звуки [ Т, Т’], буква Т» Конспект игрового занятия «В гости в Простоквашино» в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: «Звуки [ Т, Т’], буква Т»..

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей с ФФНР «Звуки [Л] и [Л’]. Буква Л» ЦЕЛЬ: Познакомить детей со звуками Л, Ль, и буквой Л. ЗАДАЧИ: Коррекционно-образовательные: •Познакомить детей с механизмом образования.

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР «Звуки [Х] — [Х`]. Буква Х» КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР Тема: «Звуки Х – Х`. Буква Х».Лексическая.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки [к]-[к’]. Буква К» Задачи : формировать у детей умение слышать звуки «к-кь», давать им характеристику, выделять эти звуки в словах (в начале, середине и конце.

Конспект ННОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки [Л]-[Л’] и буква Лл. Приключения Лунтика» Конспект ННОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки [Л- Ль] и буква Лл» Цели: Коррекционно-образовательные: Знакомство.

Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: «Звуки [з], [зь] и буква З» Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: «Звуки [з], [з,] и буква З» Программное содержание: закреплять правильное.

Конспект по обучению грамоте в старшей группе для детей с ЗПР «Звуки [В] и [В’]. Буква В» ЦЕЛЬ: автоматизация звуков [В] и [В’] в словах, слогах, предложениях. Знакомство с буквой В”. ЗАДАЧИ: развивать фонематический.

Конспект занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте. Тема занятия «Звуки [с], [с’]. Буква С» Тема занятия: Звуки С, СЬ. Буква С. 1. Коррекционно-образовательные цели. Закреплять навыки различения и произношения звуков С, СЬ в слогах,.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме «Звуки [Б]-Б], буква Б» Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме: «Звуки Б-Бь, буква.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Звуки [Д], [Д’] и буква Д» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности дети должны: 1. Закрепить правильное произношение звука[ Д]; 2. Продолжить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [c], [c’]. Буква С»
Опубликовано: 17 августа 2015 в 09:11
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [c], [c’]. Буква С»» (включая файлы) размещена пользователем Вера Харитонова (УИ 350215) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД