Вера Харитонова
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [c], [c’]. Буква С»
▼ Скачать + Заказать документы
«Звуки [с], [с’]. Буква «С»
Программное содержание: Познакомить с новыми звуками [с], [с’] и буквой «С». Продолжать учить детей звуковому анализу слов, умению делить слова на слоги, называть количество слогов, ставить ударение. Учить составлять предложения, подбирать антонимы к заданным словам. Закреплять умение находить слова с заданным звуком, определять его место в слове (начале, конце, середине, выделять его при произношении. Развивать фонематический слух, память, внимание.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе „Звуки [c], [c’], Буква С“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2015
Оборудование: Демонстрационные и раздаточные предметные картинки на заданные звуки [с] и [с’]; цветные квадратики для звукового анализа; полоски и фишки (треугольники) для игры «Засели домик», демонстрационные карточки с буквами «С», «с».
Ход занятия:
I. Повторение пройденного.
- Ребята, давайте с вами вспомним, чем отличаются звуки от букв?
(Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем).
- Какие звуки называются гласными?
(Звуки, которые можно долго тянуть, при этом во рту не образуется преграды).
- С какими гласными звуками мы с вами уже познакомились?
(а, о. у, и).
- Каким цветом мы обозначаем гласные звуки в схеме слова?
(Красным).
- Какие звуки называются согласными?
(Те звуки, при произнесении которых воздух встречает препятствие – губы, зубы. Звуки согласны с тем, что воздух встречает препятствие).
- С какими согласными звуками мы с вами уже знакомы?
(м, н, р, п, т, д, х, к, г, б).
- Каким цветом в схеме слова мы обозначаем согласные твердые звуки?
(Синим).
- Каким цветом в схеме слова мы обозначаем согласные мягкие звуки?
(Зеленым).
II. Новый материал.
- Сегодня мы с вами познакомимся с новыми звуками [с], [с’] и буквой «С».
1. Фонематическая зарядка.
- Когда воздушный шарик начинает сдуваться, воздух из него выходит так
[с – с – с].
- Давайте все вместе произнесем.
2. Артикуляция звука.
- Обратите внимание, что когда мы произносим звук [с] наши губки растянуты в улыбке, а кончик язычка спрятался за нижние зубки.
- Давайте проверим какая струйка воздуха выходит изо рта, когда мы произносим звук [с], теплая или холодная? Подставьте ладошку.
(Холодная струя воздуха).
3. Характеристика звука [с].
- Звук [с] гласный или согласный? Как вы определили?
(Согласный, т. к. воздух встречает препятствие - зубы.)
- Давайте определим звук [с] глухой или звонкий? Помните, что домик нашего голоса – это горло. Положим ладошку на горлышко и произнесем звук [с] – дрожит горлышко или нет?
(Горлышко не дрожит, значит, звук [с] глухой).
- Какой он по твердости-мягкости?
(Твердый).
- Значит звук [с] – согласный, глухой, твердый.
(Попросить повторить 2-3 детей).
- Каким цветом в схеме слова мы будем обозначать звук [с]?
(Синим).
4. Работа со звуком [с].
В начале слова.
-Что изображено на картинке?
(Стул).
-В слове «стул» есть звук [с]? А где он стоит в начале, в середине или в конце слова?
(В начале слова).
-Вспомните, пожалуйста, слова, где звук [с] стоит в начале.
(Собака, стол, сыр, сова, сын, свет, соболь, слива. Если дети затрудняются в подборе слов, можно поиграть в игру «Доскажи словечко»).
- Молодцы! Сейчас мы с вами составим схему слова «собака».
(Один ребенок выполняет задание у доски, остальные на местах. Проводится характеристика каждого звука в слове).
- А сколько слогов в слове «собака»?
(Три слога).
-Давайте поставим ударение в слове «собака». На какой слог падает ударение?
(На второй).
- Правильно, значит, в слове «собака» второй слог ударный.
В середине слова.
-Что изображено на картинке?
(Часы).
-В слове «часы» есть звук [с]? А где он стоит в начале, в середине или в конце слова?
(В середине).
-Вспомните, пожалуйста, слова, где звук [с] стоит в середине.
(Весы, бусы, волосы, косы, паруса, крыса, носы. Если дети затрудняются в подборе слов, можно поиграть в игру «Доскажи словечко»).
- Молодцы! Сейчас мы с вами составим схему слова «крыса».
(Один ребенок выполняет задание у доски, остальные на местах. Проводится характеристика каждого звука в слове).
- А сколько слогов в слове «крыса»?
(Два).
-Давайте поставим ударение в слове «крыса». На какой слог падает ударение?
(На первый).
- Правильно, значит, в слове «крыса» первый слог ударный.
(Попросить повторить 2-3 детей).
В конце слова.
-Что изображено на картинке?
(Автобус).
-В слове «автобус» есть звук [с]? А где он стоит в начале, в середине или в конце слова?
(В конце).
-Вспомните, пожалуйста, слова, где звук [с] стоит в конце.
(Волос, парус, нос, мороз. Если дети затрудняются в подборе слов, можно поиграть в игру «Доскажи словечко»).
- Молодцы! Сейчас мы с вами составим схему слова «мороз».
(Один ребенок выполняет задание у доски, остальные на местах. Проводится характеристика каждого звука в слове).
- А сколько слогов в слове «мороз»?
(Два).
-Давайте поставим ударение в слове «мороз». На какой слог падает ударение?
(На второй).
- Правильно, значит, в слове «мороз» второй слог ударный.
(Попросить повторить 2-3 детей).
5. Характеристика звука [с’].
-Что изображено на картинке?
(Семь).
-Какой первый звук в слове «семь»?
(Звук [с’]).
- Звук [с’] гласный или согласный?
(Согласный).
- Какой звук [с’] глухой или звонкий?
(Глухой).
- Какой он по твердости-мягкости?
(Мягкий).
- Значит звук [с’] – согласный, глухой, мягкий.
(Попросить повторить 2-3 детей).
- Каким цветом в схеме слова мы будем обозначать звук [с’]?
(Зеленым).
6. Работа со звуком [с’].
В начале слова.
-Вспомните, пожалуйста, слова, где звук [с’] стоит в начале.
(Синий, сито, сирень, Сима, Семен, Сережа, синица. Если дети затрудняются в подборе слов, можно поиграть в игру «Доскажи словечко»).
- Молодцы! Сейчас мы с вами составим схему слова «синица».
(Один ребенок выполняет задание у доски, остальные на местах. Проводится характеристика каждого звука в слове).
- А сколько слогов в слове «синица»?
(Три слога).
-Давайте поставим ударение в слове «синица». На какой слог падает ударение?
(На второй).
- Правильно, значит, в слове «синица» второй слог ударный.
В середине слова.
-Какое время года изображено на картинке?
(Осень).
-В слове «осень» есть звук [с’]? А где он стоит в начале, в середине или в конце слова?
(В середине).
-Вспомните, пожалуйста, слова, где звук [с’] стоит в середине.
(Василек, Вася, носик, песик, лисичка, косичка. Если дети затрудняются в подборе слов, можно поиграть в игру «Доскажи словечко»).
- Молодцы! Сейчас мы с вами составим схему слова «гуси».
(Один ребенок выполняет задание у доски, остальные на местах. Проводится характеристика каждого звука в слове).
- А сколько слогов в слове «гуси»?
(Два).
-Давайте поставим ударение в слове «гуси». На какой слог падает ударение?
(На первый).
- Правильно, значит, в слове «гуси» первый слог ударный.
(Попросить повторить 2-3 детей).
В конце слова.
-Что изображено на картинке?
(Гусь).
-В слове «гусь» есть звук [с’]? А где он стоит в начале, в середине или в конце слова?
(В конце).
-Вспомните, пожалуйста, слова, где звук [с’] стоит в конце.
(Лось, рысь, ось, высь). Если дети затрудняются в подборе слов, можно поиграть в игру «Доскажи словечко»).
- Молодцы! Сейчас мы с вами составим схему слова «лось».
(Один ребенок выполняет задание у доски, остальные на местах. Проводится характеристика каждого звука в слове).
- А сколько слогов в слове «лось»?
(Один).
-А раз в слове один слог, значит, он и будет ударным.
Физкультминутка «Снежок».
7. Знакомство с буквами «С» и «с».
-Это большая буква «С», это маленькая буква «с».
-На что похожа буква «С»?
(Месяц, подкова, кусочек бублика).
Что за буква светится
Старым ясным месяцем?
Полумесяц в небе темном
Буквой «С» повис над домом.
III. Речевые игры.
«Засели домик»
(Определение позиции звуков).
«Скажи наоборот»
(Широкий - узкий, низкий – высокий, темный – светлый, сильный – слабый, грустный – веселый).
«Составь предложение»
(Саша, горка, спустился – Саша спустился с горки.
Слон, зоопарк, живет – Слон живет в зоопарке.
Санки, крыльцо, стоят – На крыльце стоят санки.)
«Кто больше запомнит слов со звуками [с] и [с’]»
(Чтение небольшого текста).
«Чистоговорки»
Са-са-са — бегает лиса. Се-се-се — ленточки в косе.
Со-со-со — мне дали колесо. Си-си-си — подъехало такси.
Су-су-су — ягоды в лесу. Ась-ась-ась — плавает карась.
Сы-сы-сы — тикают часы. Ось-ось-ось — на поляне лось.
Ас-ас-ас — свет в окне погас. Иска-иска — на столе миска.
Ос-ос-ос — на палубе матрос. Си-си-си — сена накоси.
Ус-ус-ус — на ёлке много бус. Усь-усь-усь — подходит гусь.
Ыс-ыс-ыс — такса ловит крыс. Ысь-ысь-ысь - в капкане рысь.
IV. Итог занятия.