Ольга Зыкова
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [с], [с’]. Буква С. Слог-слияние»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели занятия : продолжить знакомство с буквой С;
учить детей распознавать слог-слияние;
объяснить механизм соединения твердого согласного с гласным;
научить воспроизводить услышанные слоги на письме, читать целые слова;
развивать умение анализировать и обобщать.
Оборудование: альбом, синий, красный, зеленый и простой карандаши (на каждого ребенка).
Ход занятия
I. Повторение пройденного материала
(упражнение 1, с. 13)
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Звуки [с], [с’], Буква С, Слог-слияние“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
Педагог: Рассмотрите и назовите картинки. (Сливы, свекла, абрикос, апельсин.) Какой звуковичок — [с] или [с*] — есть в этих словах? Где он находится? Закрасьте символ рядом с каждой картинкой нужным цветом. Зачеркните лишний предмет. (Свекла.) Почему он лишний? Назовите оставшиеся предметы одним словом. (Фрукты.) Какие еще фрукты вы знаете?
Педагог может обратить внимание детей на то, что предметы
можно также классифицировать:
— по цвету (фиолетовые — свекла, слива; оранжевые — абрикос,
апельсин);
— по размеру (маленькие — абрикос, слива, свекла; большие —
апельсин);
— по форме (круглые — апельсин, свекла; вытянутые — абрикос, сли-
ва).
II. Объяснение нового материала
1. Знакомство со слогом-слиянием (упражнение 2, с. 13).
Педагог: Вы, конечно, знаете, что звуковичок [с] — согласный. А звуковички-согласные петь не умеют.
Планы-конспекты занятий по обучению чтению 25
Звуковичок [с] очень из-за этого огорчался. Каждое утро он просыпался с мыслью о том, как бы научится петь. Однажды звуковичок услышал пение гласных и решил попросить у них помощи. Девочки с радостью согласились ему помочь:
— Мы обязательно научим тебя петь! — сказали они.
— Только не мог бы и ты помочь нам? Мы такие слабенькие. И нам так бы хотелось, чтобы иногда кто-нибудь шел перед нами, защищая от трудностей и опасностей.
— Я с радостью помогу вам! — ответил звуковичок [с], протянул свою руку гласным и встал перед ними вот так.
Педагог воспроизводит рисунок на доске.
Педагог: С тех пор многие звуковички — мальчики и девочки — дружат между собой. Если звуковички дружат, то они вместе поют одну песенку. Но когда звуковички не дружат и стоят по-другому, пения у них не получается.
2. Письменное задание (упражнение 3, с. 13).
Цель этого упражнения — научить детей распознавать слоги-
слияния.
Педагог: Рассмотрите схемы. Эти звуковички никак не могут решить, дружить им или нет. Давайте им поможем!
Если звуковички будут дружить между собой (согласный звук стоит перед гласным, помоги им взяться за руки (соедини их дугой — v—у). Под звуковичками, которые остались без пары, поставь точки — • .
3. Чтение (упражнение 4, с. 13).
Чтению предшествует подготовительная работа. Педагог предлагает детям подружить звуковичков, соединив буквы дугами.
Педагог: Прочитайте песенки звуковичков. Справиться с этим заданием вам помогут дуги между буквами : проводите по ним пальчиком, протяжно прочитайте первый звук и плавно переходите-на второй.
Педагог следит за тем, чтобы при чтении переход от согласного к гласному был плавным. Затем обращает внимание детей на то, что первый звук в слогах твердый.
4. Знакомство со схемой слога-слияния
(упражнение 4, с. 13).
Педагог: Как звучит песенка звука С, подружившегося с гласными А, О, У, Э, Ы — твердо или мягко? (Твердо.) Рассмотрите и запомните, как это будет выглядеть на схеме.
III. Закрепление изученного материала
1. Диктант (упражнение 5, с. 14).
Педагог: Послушайте внимательно песенки и допишите нужные гласные буквы : су, со, са, сэ, сы. (Педагог диктует слоги по одному.)
Будут ли эти звуковички дружить? Подружите букву С с гласными — помогите им взяться за ручки.
2. Чтение. Составление звуковых схем слов
(упражнение 6, с. 14).
Педагог: Рассмотрите и назовите картинки. (Оса, осы, усы, СОС.) Прочитайте записанные под ними слова.
Педагог объясняет детям смысл слова «СОС!», просит подготовить слова для чтения. Затем напоминает о том, что букву с точкой нужно читать отдельно, а подружившиеся буквы слитно.
Педагог: Под каждым прочитанным словом нарисуйте его схему.
Процесс выполнения этого задания не должен превращаться в механическое рисование квадратиков и кружков. Схема должна быть результатом тщательного звукового анализа, который педагог проводит с детьми. (Какой звук первый? Назовите его.
Планы-конспекты занятий по обучению чтению 21
Гласный он или согласный? Твердый или мягкий? Какой звук второй, третий)
3. Работа с итоговой информацией.
Педагог читает выводы (альбом, с. 14) и проверяет, наcколько правильно и точно дети усвоили материал занятия.