Абдулова Джюме Сиражутдиновна
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Р] и буква Р»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Р. Закрепляем умение находить в слове заданный звук (букву, определять его место, твердость или мягкость. Учим дифференцировать согласные Р и Л. Анализируя знакомое слово продукты, учим находить пропущенные в нем гласные буквы. Развиваем умение разгадывать ребусы
Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки и карандаши, неваляшки, счетные палочки, фломастеры для работы у доски (Астафьева Е. О. стр. 47)
Предварительная работа:
За лугами, над водой хлынул дождик проливной,
А потом повисло в небе коромысло.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Звук [Р] и буква Р“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2018
Ребятишек радует та цветная…
Верно, это радуга.
А вы знаете, что….Чаще всего радуга возникает утром и вечером.
Чтобы запомнить порядок цветов радуги, — заучите стишок: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». (Красный, Оранжевый, Желтый, Зеленый, Голубой, Синий, Фиолетовый).
А вы знаете, что радуга- это кольцо. Но мы не видим её нижнюю часть, нам мешает Земля. Круглую радугу можно увидеть с борта самолёта, глядя на дождь сверху.
Какой первый звук в слове «радуга»? Вы догадались с каким звуком мы будем работать на нашем уроке?
В одном дворе жили две собаки, одна большая, другая – маленькая. В этот двор повадился ходить кот Васька. Собаки очень сердились на него и рычали: большая собака – р-р-р, а маленькая – р’-р’-р’.
Игра «Порычим как маленькая и большая собака»…
Характеристика звука. Звук согласный. Звонкий. Бывает твердым и мягким.
1. Найдите слова на звук [р] и [р`].
2. Речевая зарядка
Тра – тро – тру – тры — — пра – про – пру – пры — — стра – стро – стру – стры
Ра – ра – ра – рама, рак, гора, нора
Ро – ро – ро – роза, роща, рот, перо.
Ру – ру – ру – руки, ружья, кенгуру
Ры – ры – ры – рыба, рынок, рыжик, рысь.
3. Доскажи словечко
Лесники ее котят
Взять домой не захотят,
Ей не скажешь: «Кошка, брысь!»,
Потому что это… (рысь).
***
Слон шагает по дороге.
Вот так хобот! Вот так ноги!
Под слоном прогнулся мост.
У слона огромный… (рост)
***
Как веселые звезды,
Средь розовой кашки
Цветут нам знакомые
С детства… (ромашки)
Чистоговорки
Ра-ра-ра – начинается игра.
Ры-ры-ры – у мальчиков шары.
Ро-ро-ро – у рас новое ведро.
Ру-ру-ру – продолжим мы игру
Ре-ре-ре – стоит домик на горе.
Ри-ри-ри – на ветках снегири.
Ар-ар-ар – кипит наш самовар.
Ра-ра-ра – у мышонка есть нора.
Ре-ре-ре – носим воду мы в ведре
Ход занятия
I. Организационный момент
Воспитатель: Давайте вместе произнесем звук «Р»
Артикуляция звука
«Вкусное варенье»
Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков. Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
II. Основная часть.
Один ребенок делает задание у доски.
К доске идет Роман
(Работа в тетради Елена Астафьева: Играем, читаем, пишем. Рабочая тетрадь № 2. ФГОС).
1. Игровое упражнение «Посели букву в ее квартиру»
Цели: закрепить знания об изученных звуке и букве; учить выбирать правый и левый парадный домик, отсчитывать этажи по порядку, начиная снизу; объяснить выбор своего решения, опираясь на знания о звуке.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, в тетради у вас нарисован домик для букв, хозяйка этого домика неваляшка. Посели Рома букву Р на первом этаже, под буквой Н,перед буквой З.
Воспитатель: какую неваляшку выбираем?
Рома: синею и зеленую с колокольчиком
Воспитатель: почему?
Рома : потому что Р- согласный, звонкий, бывает мягким и твердым
Воспитатель: Теперь Рома найди в словах звук Р и напиши букву Р. (ребенок пишет букву, если короткие слова пишет все буквы)
1. Приозносим слова:
Шары-Р- согласный, звонкий, твердый, находиться в середине слова, пишем синим цветом
Ракета: Р- согласный, звонкий, твердый, находиться в начале слова, пишем синим цветом
Сыр: Р- согласный, звонкий, твердый, находиться в конце слова, пишем синим цветом
2. В пустых клетках, рисует предметы со звуком р
Рома:
Рыба: Р- согласный звук, звонкий, твердый, находиться в начале слова, пишем синим цветом.
Помидор: Р- согласный, звонкий, твердый, находиться в конце слова, пишем синим цветом
Редис: Р- согласный, звонкий, мягкий, находиться в начале слова, пишем зеленым цветом
Воспитатель: А вы какие предметы нарисовали Дима и Варя?
Дима : ручка, огурец, картошка
Варя :картина, карандаш, телевизор
Воспитатель: молодцы ребята, все справились
2. Игровое упражнение «Продолжи по образцу»
Цели: закрепляем знания о звук и букве. Тренируем зрительную память ребенка
3. Упражнение «Продолжи орнамент»
Цель: продолжить по образцу; развивать зрительную память
4. Упражнение «Закончи рисунок»
Цель: развивать моторику рук
Воспитатель: Рома внимательно проверь не допустил ли ты ошибки.
5. Игра «Покупки»
Цели. Закрепляем умение находить в слове заданный звук (букву, определять его место, твердость или мягкость. Учим дифференцировать согласные Р и Л. Анализируя знакомое слово продукты, учим находить пропущенные в нем гласные буквы.
Ход игры. Ребенок называет и обобщает одним словом изображенные предметы (продукты). Анализируя недописанное слово, он вписывает пропущенные гласные. Взрослый обращает внимание ребенка на различие в произношении и написании слова продукты, объясняя его правильное написание. Ребенок обводит красной ручкой О, комментируя написание слова; выполняет его звуковую и слоговую схемы. Взрослый объясняет, что эти продукты были куплены детьми — Ромой и Леной. Придя домой, дети выложили продукты, каждый на свой стол. Ребенок должен узнать и обвести по точкам буквы, написанные на столах, и догадаться, где стол Ромы, а где Лены. Ребенок комментирует свой выбор (Л — Ленин стол, Р — Ромин стол). Теперь ребенок должен «разложить» продукты по столам (указать стрелками). На Ленином столе должны лежать те продукты, в названиях которых есть буква Л, на Ромином — в названиях которых есть буква Р. В заключение ребенок раскрашивает рисунки.
6. Упражнение «Разгадай слово» (Ребус)
Цели. Развиваем умение разгадывать ребусы. На примере слова пирог закрепляем навыки звуко-буквенного анализа и синтеза. Продолжаем тренировать в определении парной согласной на конце слова, используя подбор слов-родственников (пирог — пироги). Закрепляем умение узнавать предметы, изображенные точками, и самостоятельно завершать рисунок.
Ход игры. Прочитав в ребусе слог ПИ, ребенок подбирает на картинке предмет (рог, с помощью названия которого можно разгадать этот ребус. Угадав слово — пирог, — ребенок анализирует его: какая буква пишется на конце (подбирает слова-родственники). Записывает это слово под соседней картинкой, выполняет звуковую и слоговую схемы этого слова. Завершая игру, ребенок дорисовывает по точкам картинку-отгадку и раскрашивает ее.
7. Упражнение «Очень вкусное слово»
Цели. Закрепляем знания ребенка по теме «Продукты».
Учим находить на рисунке очертания знакомых букв (конфеты — Т, бублик — О, сосиски — Р, батоны — Т). На примере слова торт тренируем умение выполнять звуко-буквенный анализ и синтез.
Ход игры. Ребенок называет предметы на картинке, определяет, к каким видам продуктов они относятся (конфеты — кондитерские, бублик — хлебобулочные) и в каких отделах магазина их можно купить. Взрослый обращает внимание ребенка на то, что с помощью предметов на рисунке написано слово. Ребенок называет увиденные буквы, читает слово, записывает его, раскрашивает предметы на картинке.