Валентина Матыцина
Проект «Юные финансисты» по формированию финансовой грамотности
▼ Скачать + Заказать документы
Лучшая методическая разработка в области
финансовой грамотности
Проект «Юные финансисты»
.
Введение
Проект по формированию финансовой грамотности «Юные финансисты» включает следующую информацию:
- цели и задачи образовательной деятельности с детьми в рамках предложенного проекта;
- актуальность экономического воспитания на современном этапе и социальную значимость;
- условия реализации проекта;
- сроки и этапы реализации проекта;
- управление и обеспечение проекта;
- ожидаемые результаты после реализации проектных мероприятий и показатели эффективности проекта;
- планируемые мероприятия в рамках проекта;
- заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта.
Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным и федеральной образовательной программой дошкольного образованиястандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО).
Проект по формированию финансовой грамотности, разработан в целях финансового просвещения детей подготовительного возраста (6-7 лет) в рамках комплексно-тематического планирования образовательной деятельности. Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.
Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала.
Данный проект реализован с воспитанниками МДОБУ «Детский сад «Чебурашка» с. Сухоречка.
Цель проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
- Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
-Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
- Совершенствовать коммуникативные качества детей;
-Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
- Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
Актуальность
Вся страна пришла в движение – заговорили о рыночной экономике, об экономической «революции», о новых взаимоотношениях между потребителями и производителями, о пользе рекламы и т. п. Сегодняшнее молодое поколение живет в иных экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, а в их лексикон включается все больше слов финансовой среды. Ребенок сталкивается с экономическими понятиями, соприкасается с социальной деятельностью, бытом, узнает о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи и у нег возникает множество вопросов. Нынешние дошкольники живут в двадцать первом веке, где они осваивают новую картину мира, складывающуюся, в том числе из экономики. Это требует от них умений правильно ориентироваться в жизни, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.
Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.
Экономическое образование надо начинать как можно раньше, желательно уже с дошкольного возраста, так как экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и школой.
Условия реализации и содержания
Содержание проекта, в соответствии с ФГОС,ФОП ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.
Участники проекта:
- дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет);
- воспитатели группы;
- родители.
Постановка проблемы: Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.
Сроки реализации проекта:
краткосрочный (Январь с 09.01. – по 31.01)
Предполагаемые результаты
- Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
- Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
- Педагоги получат систему работы по формированию финансового опыта детей.
План мероприятий по финансовой грамоте детей
в подготовительной группе (6 -7 лет)
День недели Тема занятий Цель
1 неделя
(9.01 – 12.01.) -Конспект занятия познавательное развитие по финансовой грамотности «Путешествие в страну финансов»
-Чтение пословиц и поговорок на тему: «Экономическое воспитание дошкольников».
- Конспект занятие финансовой грамотности аппликация «Моя первая копилка»
- Сюжетно-ролевые игры: «Парикмахерская», «Больница», «Магазин овощей», «Банк».
- Дидактическая игра «Какие бывают доходы»
-Зрительная гимнастика «Весёлая неделька»
- Изготовление лепбука
«В мире финансов»
Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закрепить знания детей о внешнем виде современных денег
Научить выделять в окружающем мире экономические характеристики.
Формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных элементарных экономических представлений.
Дать понятие новым словам: бюджет и его составляющих (зарплата, пенсия, стипендия)
Дать представление о доходе, его динамике (увеличение, уменьшение); о сущности расходов, показать их многообразие.
Профилактика зрительного утомления и близорукости
2 неделя (15.01. -19.01.) - Конспект занятие на тему «Путешествие с Тетушкой Совой «Что такое деньги?»
- Просмотр видеофильма «Деньги разных стран»
-Интеллектуально-познавательная игра интернет-викторина «Знатоки финансовой грамотности»
-Занимательные задачи, шутки на развитие логического мышления
-Загадки на сообразительность. Познакомить с историей возникновения денег, их предназначением.
Познакомить с монетами, денежными единицами разных стран.
Закрепить знания детей о деньгах разных стран.
Формирование навыка составления бюджета семьи.
Развивать память, мышление, сообразительность.
3 неделя (22.01. -26.01.) -Пальчиковая физкультминутка «Будем денежки считать»
- Чтение произведений А. Романова К. Чуковского «Муха-Цокотуха».
-Дидактическая игра «Найди купюру страны» «Банкомат», «Что быстрее купят?», «Монополия» и т. д.
- Конспект занятия «Дом, где живут деньги»
-Раскраска по теме
-Просмотр презентации «История возникновения денег»
-Консультации и рекомендации для родителей
Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?
Развитие мелкой и общей моторики дошкольников. Развитие тонких движений пальцев рук.
Познакомить детей с новым художественным произведением К. И. Чуковского; воспитывать у детей эмоциональное отношение к героям сказки; расширять кругозор детей и пополнять словарный запас; учить детей давать полный ответ используя строки из сказки и опираясь на иллюстрации.
Дать первоначальные знания о банке (банк принимает деньги на хранение, выдает деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг).
Содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста
Продолжать знакомить детей с «История возникновения денег»
4 неделя (29.01. -31.01.) -Занятие по ФЭМП на тему: «Путешествие в сказочную страну Экономию»
- Картотека сказок по финансовой грамотности
- Просмотр мультфильма: «Смешарики. Азбука финансовой грамотности».
- Итоговое мероприятие в форме интеллектуально-познавательной Игры-викторины «Знатоки финансовой грамотности»
-Памятка для родителей ««Как можно сэкономить деньги в семье» Содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создать необходимую мотивацию для повышения их финансовой грамотности.
Чтения и знакомство сказок по финансовой грамотности
Дать детям понять о мультфильмах по теме «Финансовой грамотности».
Дети выбирают товар и рекламируют его с целью продажи.
Заключение
Далее будет продолжено осуществление мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности дошкольника. В дальнейшем можно организовать работу с детьми по следующим направлениям:
- деньги «растут» если их хранить не в банке – копилке, а в Банке;
- авторитетные качества человека–хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие, примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п. ,
- правила поведения в реальных жизненных ситуациях.
Наиболее важный эффект, который ожидаем от реализации данного проекта -это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. На занятиях в игровой форме, через интересный и познавательный сюжет дети знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой грамотности. На занятиях педагог дает им знания, но правильные навыки обращения с личными финансами дети могут получить только в семье. Ожидаем, что дошкольников за этот период получат необходимые знания, но и родители заинтересуются вопросами финансовой грамотности.
Список использованной литературы
1. Аменд А. Ф., Саламатов А. А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 55.
2. Аношина Л. М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 103.
3. Белокашина С. В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с. 8.
4. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с. : ил.
5. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт. - сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
6. Лушникова Е. В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М. ; 2008. № 11. с. 75.
7. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб. : «Детство – пресс», 2001. – 176с.
8. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М. : АРКТИ, 2006. – 88 с.
9. Смоленцева А. А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 63.
10. Ягунова Н. М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 128.
Интернет ресурсы https://www.minfin.ru/ru/document https://dohcolonoc.ru/ http://e.stvospitatel.ru/