Абдулова Джюме Сиражутдиновна
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [П] и буква П»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве П
Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные ручки и карандаши, неваляшки, фломастеры для работы у доски
I. Организационный момент
Воспитатель: Ребята, послушайте и назовите первый звук в словах:
Помидор, пакет, посуда (ответы детей) Пила, песня,письмо (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, слышится звук «П». Это звук согласный, он не поется и мы во рту, когда его произносим, чувствуем преграды.
Артикуляция звука
Давайте вместе произнесем звук «П».
II. Основная часть.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Звук [П] и буква П“» размещена в разделах
- Буквы Б, П и звуки [Б], [П]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2018
Один ребенок делает задание у доски.
(Работа в тетради Елена Астафьева: Играем, читаем, пишем. Рабочая тетрадь № 1. ФГОС) дети пишут букву П, разукрашивают крышу домика и неваляшку синим и зеленым цветом, в кармане пишут букву П. )
1. Игровое упражнение «Посели букву в ее квартиру»
Цели: закрепить знания об изученных звуке и букве; учить выбирать правый и левый парадный домик, отсчитывать этажи по порядку, начиная снизу; объяснить выбор своего решения, опираясь на знания о звуке.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, в тетради у вас нарисован домик для букв, хозяйка этого домика неваляшка. В кармане у неваляшки лежит ключик от квартир букв (это карточки с цветными буквами).
Воспитатель: какую неваляшку выбираем?
Ответы детей: синюю и зеленую без колокольчика
Воспитатель: почему?
Ответы детей: потому что звук П- согласный, глухой бывает мягким и твердым.
1. Игровое упражнение «Найди свое место»
Цель: учить находить место звука в слова и прописывать букву п.
2. Игровое упражнение «Буква потерялась»
Воспитатель: ребята, теперь выполняем второе упражнение, прописываем букву П, большую и маленькую в воздухе пальцами, потом ручкой в тетради, а чтобы закрепить пишем 6 зеленым и 6 синим цветом.
Цели: закрепляем знания о звук и букве. Тренируем зрительную память ребенка
3. Упражнение «Графический диктант»
Цель: продолжить по образцу; развивать зрительную память
4. Упражнение «Дорисуй картину»
Цель: учить находить изображение буквы П и обводить по точкам картинки; учить находить в картинке слова со звуком П, закрепить знания лексической темы «Посуда»
Воспитатель: внимательно смори м на доску и скажите, какая тут ошибка (ответы детей)
Правильно Саша допустила ошибку, разукрасив колокольчик, так как п-глухой звук
5. Игровое упражнение «Листопад»
Цели. Учим ребенка узнавать знакомые деревья и их листья по контурному изображению. Закрепляем знания о лиственных и хвойных деревьях и учим их различать. Учим образовывать прилагательные от существительных (дуб — дубовый, ива — ивовый). Продолжаем учить находить на картинке предметы, в названиях которых есть заданный звук П, определять его место в слове. Закрепляем умение выделять в данных словах знакомые гласные и определять их место в слове.
Ход игры. Ребенку нужно узнать изображенные деревья, раскрасить их в осенний наряд, определить, какое дерево в этом ряду лишнее и почему (лишняя сосна, так как это хвойное дерево, а все остальные — лиственные).
Ребенок соединяет стрелкой дерево и опавший с него лист, называет этот лист (с дуба — дубовый,с березы — березовыйи т. д.); перечисляет деревья, в названиях которых есть звук [п]; определяет место звука в слове, дает его характеристику (твердый или мягкий согласный). Завершая игру, ребенок обводит по точкам буквы, написанные в прямоугольниках под картинками, называет их, определяет, какое слово здесь зашифровано. Очень важно, чтобы ребенок объяснил свою догадку. Если он затрудняется, взрослый приходит на помощь, проводя звуко-буквенный анализ слов.
6. Игровое упражнение «Прочитай и напиши слоги»
Игра проводится аналогично игре «Собери слоги в мешки».
7. Игровое упражнение «Мышка»
Цели. Знакомим ребенка с мягким слиянием на примере анализа и синтеза слога ПИ. Учим записывать схему этого слияния. Учим образовывать от междометия глагол (ПИ! — пищит). Закрепляем правильное написание букв П, И. Учим находить их среди других букв, выделять правильно и неправильно написанные буквы.
Ход игры. Ребенок вспоминает, какие звуки издает мышь. (Пи, пи, пи.)
— Что же делает мышь, когда издает эти звуки? (Пищит.)
Можно продолжить ряд: кошка мяукает, корова мычит, кукушка кукует и т. д.
Проводим анализ слога ПИ. Объясняем ребенку понятие «мягкое слияние». В рабочей тетради он зачеркивает неправильно написанные буквы и обводит в кружок те, которые нужны для записи слога ПИ; слог и его звуковую схему (мягкое слияние) записывает под изображением мышки.
8. Игровое упражнение «Зверек, где твой кружок?» (Деление слов на слоги)
Цели. Учим ребенка делить слова на слоги. Закрепляем умение выделять гласные в слове. Объясняем правило определения количества слогов по количеству гласных в слове. Учим проверять это правило с помощью руки (см. стр. 5). Учим рисовать слоговую схему слова и записывать в ней гласные. Закрепляем умение узнавать и раскрашивать знакомые предметы, изображенные контуром.
Ход игры. Нужно назвать нарисованных животных; гласные, которые есть в названии каждого животного, их количество в слове; определить количество слогов в слове, проверить правильность ответа с помощью руки; найти кружок со слоговой схемой для этого слова; соединить стрелкой картинку и соответствующий кружок; написать гласные над схемой (лось о; жираф и|а: крокодил о|о|и). Для животных, которым не хватило слоговых схем, ребенок сам рисует их в пустых кружках.
В конце игры предлагается сделать обобщение, ответить на вопросы: «Как можно назвать сразу всех животных в левом столбике?» (Дикие животные наших лесов.) — «Как можно назвать животных в правом столбике?» (Дикие животные жарких стран.)
Кто не успел задание выполняются в индивидуальной работе в течении недели.