Абдулова Джюме Сиражутдиновна
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [И] и буква И»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве И.
Материал: демонстрационный материал, картинки со звуком И, рабочие тетради Елена Астафьева: «Играем, читаем, пишем» 1 част, неваляшки, ручки, цветные карандаши,
I. Организационный момент
Воспитатель: Ребята, у нас в гостях сегодня кукла. А как ее зовут вы узнаете если выполните ее первое задание.
Воспитатель: Послушайте и назовите первый звук в словах:
Ирис, индюк, игрушка (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, слышится звук «И». Это звук гласный, он поется и мы во рту, когда его произносим, не чувствуем преграды.
Артикуляция звука.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Звук [И] и буква И“» размещена в разделах
- Буква И и звук [И]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2018
Давайте вместе произнесем звук «И».
Воспитатель Как зовут куклу?
Дети: Ира
Широко рот открываем
Куклу ласково качаем. (Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса – тише, громче.)
II. Основная часть.
1. Игровое упражнение «Посели букву в ее квартиру»
Цели: закрепить знания об изученных звуке и букве; учить выбирать правый и левый парадный домик, отсчитывать этажи по порядку, начиная снизу; объяснить выбор своего решения, опираясь на знания о звуке.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, в тетради у вас нарисован домик для букв, хозяйка этого домика неваляшка. В кармане у неваляшки лежит ключик от квартир букв (это карточки с цветными буквами).
Воспитатель: какую неваляшку выбираем (красную).
Ответы детей: (красную)
Воспитатель: почему красную?
Ответы детей: потому что звук И гласный, а гласные звуки обозначаем красным цветом.
Воспитатель: у нас с вами две неваляшки красного цвета. Неваляшка со звездочкой для гласных букв волшебниц, которые смягчают предшествующие согласные, их мы будем, поселим во второй ряд домика. А гласные, которые не смягчают предшествующие согласные, будем прописывать в первый ряд.
Воспитатель:
Кто скажет, куда поселиться наша буква А. (Ответы детей)
Дети с воспитателем проговаривают слова сапоги, валенки, сила,лимон,и т. д. в во второй ряд, так как звук И согласные смягчает)
Воспитатель: Правильно, берём с кармана хозяйки цветную букву И и поселяем ее справа в первом этаже, а теперь, выполняем с своих тетрадях. (Работа в тетради:)дети пишут букву И красной ручкой, разукрашивают крышу домика и неваляшку красным цветом,, в кармане пишут рисуют звездочку.
Воспитатель: Посмотрите на картинки внимательно и назовите их.
Воспитатель: внимательно посмотри картинки с слева и называем слова (Игла, сапоги, слива).
Воспитатель: Какое слово начинается на звук И. (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, это игла, пишем букву И в начале слова.
Воспитатель: В каком слове в середине (Ответы детей)
Воспитатель: Это слива, пишем букву И в середине.
Воспитатель: В каком слове в конце (Ответы детей)
Воспитатель: Это сапоги, пишем букву И в конце.
(в пустых клетках, дети выполняют задания в индивидуальной работе)
Физминутка
2. Игровое упражнение «Буква потерялась»
Цели: закрепляем знания о звук и букве. Тренируем зрительную память ребенка
Ход игры: незаметно вынув букву с домика, воспитатель предлагает одному ребенку, ее обратно поселить, далее дети самостоятельно прописывают большую и маленькую букву И в рабочей тетради.
3. Упражнение «Графический диктант»
Цель: развивать зрительную память
Ход игры: продолжить по образцу
4. Упражнение «Дорисуй картину»
Цель: учить находить изображение буквы И и обводить по точкам картинки.
5. Упражнение «Помоги повару»
Цели. Закрепляем обобщающие понятия овощи и фрукты. Учим узнавать знакомые предметы, изображенные контуром. Закрепляем знание названий и окраски овощей и фруктов. Учим выделять звук И и определять его место в слове. Учим угадывать задуманное слово по его первой и последней букве. На примере слова ОВОЩИ показываем, что некоторые слова звучат и пишутся по-разному (говорим [оващи], а пишем овощи).
Ход игры. Ребенок рассматривает и называет изображенные на картинке плоды. Объясняем, что повар решил приготовить обед, но забыл, какие из этих предметов нужно взять для первого, а какие для второго блюда. Ребенок «помогает» повару: стрелками от предмета к кастрюле указывает, из чего можно приготовить первое и второе. Затем он объясняет, почему так выполнено задание; дает общее название выбранным плодам (овощи); обобщает остальные плоды (фрукты).
Предлагаем ребенку перечислить названия первых блюд и сказать, какие овощи нужны для их приготовления, а после этого «сварить» первое блюдо: нарисовать внутри кастрюли те овощи, которые нужны для додуманного блюда. Взрослый старается угадать, какое блюдо было задумано. Игру можно продолжить устно, чередуя загадки ребенка и взрослого. Затем ребенок должен напомнить повару, что можно приготовить из фруктов. В завершение игры ребенок раскрашивает фрукты и овощи вокруг кастрюли.
6. Игра «Ослик»
Цели. Продолжаем учить ребенка звуко-буквенному анализу и синтезу слов на примере слова Иа. Учим писать слово и зарисовывать его звуковую схему. Закрепляем правильное написание букв И и, А а. Учим узнавать их среди других букв и знаков.
Ход игры. Ребенок рассматривает картинку и называет нарисованное животное (ослик). Нужно раскрасить ослика, рассказать, какой он; вспомнить, как кричит ослик. Проводим звуко-буквенный анализ слова Иа.
Ребенок рассматривает буквы, написанные около ослика, выбирает правильные начертания, называет буквы, неправильно написанные зачеркивает; обводит по точкам буквы внизу листа и дописывает недостающую букву (Иа! Иа, называя ее. Под словами зарисовывает звуковые схемы (закрашивает красным цветом две клетки — гласные звуки).