Виктория Царигородцева
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Д] и буква Д»
▼ Скачать + Заказать документы
Звуки «Д» «Дь» и буква «Д»
Цель: познакомить детей с буквой и звуком Д.
Задачи: учить различать букву и звук, обучать звуковому анализу. Учить определять место звука в словах, развивать фонематический слух, связную речь и артикуляционный аппарат. Уметь выделять звук Д среди других согласных, различать твердые и мягкие звуки, звонкие и глухие согласные, развивать моторику, воспитывать интерес к обучению грамоте и желание учиться в школе.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе „Звук [Д] и буква Д“» размещена в разделах
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Оборудование: фонограмма, презентация, мольберт, книга, бумажные красные, синие, зелёные фишки, картина-схема с окошечками для звукового анализа, предметные картинки (посуда, мебель, тарелки с фасолью, с камешками.
Ход занятия:
1. Введение в образовательную ситуацию (организация детей)
Ритуал- приветствие
Дети стоят в кругу.
-Ты и я, ты и я (дети указывают пальчиком друг на друга. ,
Мы с тобой- одна семья (кладут руки на плечи друг другу).
Вместе читаем (делают " очки",
Вместе играем (прыгают на одной ноге,
Вместе и во всём друзьям мы помогаем (хлопают в ладоши).
Ребята, к нам сегодня пришли гости посмотреть на то, как мы с вами играем. Как встречают гостей? Давайте мы поздороваемся и встретим гостей.
2. Создание проблемной ситуации, постановка цели, мотивирование к деятельности.
Ребята, посмотрите, у нас в группе появилась новая книга. Я хотела ее прочитать, но не смогла. Как вы думаете почему? Т. к. какой-то буквы в словах не хватает. Посмотрите на картинку, кто на ней изображен? (Дядя Федор)
Ребята, какое необычное у него имя. Оно состоит из двух слов. Как вы думаете, какого звука не хватает? (Звука Д)
3. Проектирование решения проблемной ситуации.
Нам нужно его найти, а для этого мы должны знать его особенности, какой он.
Произношение и характеристика звуков [д] и [д']
Давайте ещё раз произнесём его имя. Дядя Фёдор. В слове дядя, какой звук я выделяю? Дядя. Звук Дь.
- Произнесите звук [дь], расскажите о произношении звука [дь]:
- Губы что делают? (Губы в улыбке). Как он произносится? Мягко.
Где находятся губы, и язык, когда мы произносим этот звук? (Губы раскрыты, язычок упирается за нижние зубы и мешает воздуху свободно выходить) Есть преграда, значит это какой звук? Гласный или согласный? (согласный) Каким цветом обозначаем мягкий согласный звук Дь? Зелёным.
Приготовьте тыльную сторону ладошки. Приложите ее к горлу и произнесите звук [д]. Поет горлышко? (Да) Значит, какой это звук: глухой или звонкий? (Звонкий)
- Катя, проговори, характеристику звука [дь] еще раз.
Теперь слово Фёдор. Какой звук я выделила, он слышится больше других.
Звук Д. Произнесите три раза звук [д].
- Когда мы произносим звук Д, кончик языка стучит по бугоркам за верхними зубами и мешает воздуху свободно выходить. Есть преграда, значит это какой звук? Гласный или согласный? (согласный)
- С голосом или шепотом мы произносим согласный звук [д]? (С голосом)
- Давайте проверим. Приготовьте тыльную сторону ладошки. Приложите ее к горлу и произнесите звук [д]. Поет горлышко? (Да) Значит, какой это звук: глухой или звонкий? (Звонкий)
Как мы произносим этот звук? Д. твёрдо. Каким цветом мы обозначим этот звук? Синим.
- Саша, проговори, характеристику звука [д] еще раз.
Запомнили характеристику звуков [д], [дь]? Молодцы!
4. Выполнение действий.
Нам нужно его найти. Где мы будем его искать? Куда мы отправимся? Отгадайте. (Звучит музыка)
- В Простоквашино.
Нахождение и определение позиции звука в слове.
А теперь собираемся в дорогу, но прежде всего мы должны купить дяде Фёдору и его друзьям подарки, ведь без подарков в гости не ездят. Сначала мы с девочками отправимся в хозяйственный магазин. Что мы видим в магазине, назовите? Стакан, кастрюля…Одним словом? Посуда.
Нам нужно выбрать посуду, в названии которых есть звук Д. Сковорода. Ведро.
Где находится звук [Д] в этих словах: начале, середине или конце? (проверяем на слайде)
Теперь с мальчиками идём в мебельный. Перечислите, что вы видите в мебельном магазине. Кровать, стул. Кресло…Покупаем со звуком [Д']. Диван. Где находится звук [Д']?
А теперь давайте проверим, правильно ли мы выбрали подарки. (слайд)
Считаем количество слогов в слове.
Купили мы подарки. А повезём мы наши подарки на волшебном паровозике. В первый вагон нужно положить самое длинное слово, во второй слова покороче. Как нам измерить слова? Что нужно для этого сделать? (прохлопать)
Ско - во - ро - да, сколько слогов в слове? Ди - ван, Вед - ро.
Проверяем на слайде
Физминутка.
Подарки мы отправляем на паровозе, а сами отправляемся на
лыжах.
Встали все друг за другом на лыжню, взяли палки. Под музыку шагают.
Мы на лыжах в лес идем, (Дети машут руками, словно работают лыжными палками)
Мы взбираемся на холм.
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога.
Вдруг поднялся сильный ветер, (Вращение туловищем вправо и влево)
Он деревья крутит, вертит
И среди ветвей шумит.
Снег летит, летит, летит.
По опушке зайчик скачет, (Прыжки)
Словно белый мягкий мячик.
Раз прыжок и два прыжок –
Вот и скрылся наш дружок!
Хоть приятно здесь кататься,
Надо снова заниматься.
Вот и доехали.
Знакомство с буквой Д
Ребята, в нашей книжке пропали не только звуки, но и буквы. Давайте вспомним, чем отличаются звуки от букв (звуки мы слышим и произносим, буквы - пишем и читаем). Звуки Д, Дь на письме обозначаются буквой Д. Посмотрите на доску. Скажите, на что она похожа? (на дом с крышей)
Д - словно домик аккуратный
С высокой крышею двускатной.
- Сейчас каждый из вас попробует выложить букву Д. А из чего вы решайте сами.
- Какие аккуратные буквы получились у вас.
- Теперь уберем фасоль и камешки на край стола, перейдем к другому заданию.
Звуковой анализ слова дом.
У меня на слайде картинка. На ней изображен дом, где живет дядя Фёдор со своими друзьями. Рядом с домом растет дерево.
Ребята, под домом нарисованы 3 клеточки. Что обозначают эти клеточки? Звуки. Каждая клеточка обозначает один звук. Значит в слове дом три звука.
Дом. Какой первый звук мы слышим? Д
Звук Д - согласный, твердый, звонкий и обозначается синим цветом.
О - гласный обозначаем красным цветом
М - твёрдый согласный звонкий
Слово дерево вы разберете самостоятельно. А теперь каждый проверьте у себя.
Чтение слогов, слов (на слайде)
Ребята, вы молодцы! Мы с вами и звуки, и букву нашли. А теперь давайте подружим звуки Д и ДЬ с гласными звуками.
- Положите рядом с буквой Д букву А. Назовите слог? (ДА)
- Замените букву А, буквой У.
- Пускай подружатся звуки [д] и [у]. Что получится? (ДУ)
Аналогично проводится работа с изученными гласными.
5. Этап подведения итогов и анализа деятельности (рефлексия)
Ребята, посмотрите, что произошло с книгой. Теперь в книге стало все в порядке, все буквы нашли свое место. И теперь я могу прочитать ее вам.
Где мы побывали? В деревне Простоквашино, в которой живет Дядя Федор со своими приятелями - котом Матроскиным и верным псом по кличке Шарик.
Какой звук мы сегодня выучили? Полный ответ.
Что больше всего понравилось?
Что было легко?
А трудности были?