ольга шувайкина
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Буква Д. Звук [Д] и [Д’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Програмное содержание -продолжать знакомить детей с согласными звуками Д, Д’ и буквой Д,д. Продолжать учить находить место звука в трех позициях, учить детей опираться на тактильные, слуховые, зрительные анализаторы. Учить детей составлять и читать слоги и слова из разрезной азбуки. Продолжать учить детей выделять в словах ударный слог. Развивать фонематический слух. Закрепить понятие согласный, ожет быть твёрдым и мягким звуком. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе „Буква Д, Звук [Д] и [Д’]“» размещена в разделах
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
Материалы и оборудование-разрезная азбука большого формата, индивидуальные разрезные азбуки, предметные картинки, тетрадь солнечные ступеньки, карандаши.
Предварительная работа- игра «Дятел», загадывание загадок, чтение слогов с договариванием до целого слова, упражнение «Забьем гвоздь молотком», «Переставь слова в предложении».
Ход НОД.
I. Организационный момент.
Дети сидят на стульчиках на ковре.
Воспитатель: Здравствуйте дети. Сегодня мы с вами будем на нашем занятии играть, отгадывать загадки, придумывать новые слова, работать в тетрадях, искать заданный звук и делать звуковой анализ слов, составлять слова на доске. Посмотрите пожалуйста на экран. (Слайд №1). Скажите, какая буква изображена на картинке?
Дети: Буква Д.
Воспит. Правильно. Это буква Д. А кто мне сможет ответить, чем буква отличается от звука?
Дети: Букву мы видим, читаем и пишем, а звук мы слышим и произносим.
Воспит. : Совершенно верно. Скажите мне, а каким звуком может быть буква Д?
Дети: Может твёрдым звуком и может быть мягким звуком.
Воспитат. Правильно. А кто мне может рассказать о звуке Д, какой он? (если дети затрудняются, задаёт наводящие вопросы).
Дети: Он согласный, твердый, обозначается синим цветом.
Воспит. Молодцы. А какой звук обозначается зелёным цветом?
Дети: Звук Д ’.
Воспит. : Хорошо. Всё правильно ответили. Пришло время отгадать загадки. Готовы?
Дети: Да.
I. Основная часть.
1. Отгадывание загадок.
Воспит. : тогда слушайте.
Вот огромный шумный мир.
В нём четыреста квартир, пять подъездов, домофоны,
Остеклённые балконы.
Дети: Это дом.
Воспит. : Правильно. Это дом. Скажите мне, а в этом слове какой звук, твёрдый или мягкий?
Дети: твёрдый.
Воспит. : правильно, твёрдый. А находится он где в этом слове?
Дети: он находится в начале слова.
Воспит. : Молодцы. С первой загадкой справились, самое время переходить ко второй. Готовы?
Дети: Да.
Воспитат. :
В морях и реках обитает, но часто в облаках витает.
А как наскучит ей летать, на землю падает опять!
Дети: это вода.
Воспит. : Правильно, это вода. А кто мне сможет охарактеризовать звук в этом слове, о котором мы говорим?
Дети: Это звук Д, он обозначается синим цветом и находится в середине слова. (дети дополняют ответы друг друга и исправляют неточности и неправильные ответы друг друга).
Воспит. : Молодцы, и с этим заданием справились. Слушайте следующую загадку. Хорошо, когда он есть, на него и лечь и сесть…
Он для отдыха нам дан, мягкий, плюшевый …
Дети: Это диван!
Воспит. : Правильно, это диван. Скажите мне, а какой звук спрятался в этом слове и где он находится?
Дети: Звук Д ’. он находится вначале слова и обозначается зелёным цветом.
Воспит. : Молодцы, справились с заданием. А сейчас давайте немного отдохнём.
2. Физминутка.
Проводится физминутка под музыкальное сопровождение (по выбору воспитателя).
3. «Придумывание слов с заданным звуком».
Ну что ж, молодцы, присаживайтесь на стульчики. Следующее для вас задание. За стол сядет тот, кто придумает и назовёт слово, которое начинается со звука Д или Д ’. Задание всем понятно?
Дети: да. Придумав слово, ребёнок поднимает руку и назвав правильное слово садится за стол.
Воспитат. Помогает тем деткам, которые столкнулись с небольшими трудностями наводящими вопросами, но не называет за них слова.
4. «Определи, какой звук».
Воспит. : Я буду называть слова со звуком Д, а вы поднимаете карандаш того цвета, которому соответствует звук в слове. Например, я называю слово ДВОР, вы какого цвета поднимите карандаш?
Дети: Синего.
Воспит. : Правильно. Приготовьте карандаши и ушки. (Читает слова) :
Дятел, Доктор, День, Садик, Домино, Владик, Дерево, Друг, Дожди, Вода, Природа, Дорога, Стадо.
5. «Придумай слово» -добавление слогов ДА или ДЯ.
Воспит. : Ребята, мы сейчас с вами будем играть в игру «Придумай слово». Я буду вам называть слово, а вам нужно добавить к нему слог ДА или ДЯ. Вам понятно задание?
Дети: Да.
Воспит. : Тогда слушайте:
На…. Лю… Ли…. Воло… Фе… Вла…. Со…
Мо… Да….
6. «Скажи по- другому» - замена звука Т - Ть на звук Д - Дь.
Воспит. : А теперь задание посложнее будет. Ваша задача заменить в словах звук Т- Ть на звук Д -Дь.
Том-дом Точка- дочка Плоты-плоды Тень-день Тима-Дима
Трава-дрова Тело-дело Уточка-удочка Прутик-прудик Тачка-дачка.
Молодцы, справились с такой сложной задачей.
7. Составление слова по картинке. На доску прикрепляется картинка, а ребёнок подходит к доске, угадывает слово и составляет его под картинкой.
Ребята, посмотрите, что нарисовано на картинке, которую я повесила на доску.
Дети: Это душ.
Воспит. : Правильно, это ДУШ. Кто хочет выйти и составить слово душ на доске?
Желающий выходит, а остальные дети проверяют правильность составления слова.
Воспит. : А кто может сделать звуковой анализ слова ДУШ?
По желанию ребёнок выходит и делает звуковой анализ, обозначая звук цветным магнитом соответствующего цвета (синим, красным, синим).
Аналогично отгадываются, составляются и разбираются слова ДВЕРЬ, ДЕРЕВО.
8. Пальчиковая гимнастика по желанию детей.
III. Заключительный этап.
9. Работа в тетради.
Воспит. : Ребята, откройте пожалуйста свои тетради. Прочитайте первое слово, которое у вас написано в тетрадях.
Дети: ДУШ
Воспит. : Правильно, это слово ДУШ. Кто хочет выйти и составить это слово на доске? (Желающий выходит, а остальные дети проверяют правильность составления слова и делаю звуковой разбор в своих тетрадях). А кто может сделать звуковой анализ слова? По желанию ребёнок выходит и делает звуковой анализ, обозначая звук цветным магнитом соответствующего цвета (синим, красным, синим, а остальные дети проверяют правильность составления слова и делаю звуковой разбор в своих тетрадях.
Аналогично разбирается слово ДЕРЕВО.
А третье слово разбирают дети самостоятельно, каждый в своей тетради.
10. Рефлексия.
Воспит. : Ребята, подумайте немного, что вам сегодня на занятии понравилось, а что вам не очень понравилось. Может быть вам было сложно, или не интересно, или другая причина. Я буду называть вам задания, которые мы сегодня выполняли на заданиях, а вы если вам понравилось это задание поднимите вверх карандаш красного цвета, а если не –то зелёного. Все поняли задание?
Дети: Да.
Воспит. : Первое задание- отгадывание загадок. Дети поднимают
руку с карандашом вверх. Аналогично оцениваются задания №3, №7.
Спасибо вам, вы сегодня все большие молодцы и мне было очень приятно с вами сегодня работать. Наше занятие окончено.