Екатерина Малых
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе с ТНР «Звуки [З] — [З`]. Буква З»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Звуки З – З`. Буква З».
Цель: Закрепить у детей представление о звуках [З] и [З`], познакомить с буквой «З»
Задачи:
• Образовательные
• Закрепление у детей представления об артикуляционном укладе звуков [З] и [З`].
• Отрабатывание навыка выделения заданного звука в слове, определение места звука в слове (на примере звуков [З] и [З`]).
• Закрепление умения дифференцировать звуки (на материале слов со звуками [З] и [З`])
Публикация «Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе с ТНР „Звуки [З] — [З`], Буква З“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
• Продолжение обучения фонетическому анализу двухсложных слов (на примере слов со звуками [З]и [З`]).
• Знакомство с буквой «З», усвоение зрительного образа буквы «З».
• Корррекционные
o Развитие фонематического слуха.
o Расширение и уточнение словаря детей.
o Развитие ВПФ (внимания, памяти).
o Коррекция зрительного восприятия (учет зрительной нагрузки и диагноза при подборе наглядного материала для каждого ребенка).
o Развитие мелкой моторики и осязания.
Воспитательные
o Воспитание у детей позитивного отношения к логопедическим занятиям.
o Воспитание у детей культуры поведения на подгрупповых по типу фронтальных занятиях.
Оборудование: Волшебный мешочек, сигнальные карточки, пластилин синего и зеленого цвета, силуэты букв «З», буквы, предметные картинки со звуками [З] и [З`], зеркала 9х12см на каждого ребенка; ребусы и схемы слов; предметы, в названиях которых есть звуки [З] и [З'], две корзины, подарки
План занятия
I. Организационный момент:
Логопед :- Придумано кем-то
Просто и мудро
При встречи здороваться:
- Доброе утро!
-Солнцу и птицам.
- Доброе утро!
- Улыбчивым лицам.
- И каждый становится
Добрым, доверчивым….
Пусть доброе утро
Длится до вечера.
Логопед : - Сегодня на занятии нам предстоит выполнить очень много заданий, но чтобы их преодолеть нужно очень постараться и как следует размяться!
(Упражнение для развития внимания, памяти, мышления, речи).
Логопед :
- Чтобы на занятии слышать все внимательно, надо делать массаж ушей старательно.
Улыбнулись.
Взяли наши ушки,
Тянем до макушки, (Тянуть указательным и большим
Тянем их старательно, пальцем верхние края ушей вверх)
Слушаем внимательно.
Тянем, тянем наши ушки,
Но уже не до макушки, (Тянуть боковые края ушей в стороны)
Тянем ушки в стороны,
Чтобы все запомнить здорово.
Тянем наши ушки снова, (Мочки ушей – вниз)
Четко произносим каждое слово.
Речевая гимнастика.
(Дети за логопедом произносят чистоговорки)
За-за-за – в саду привязана коза.
Зы-зы-зы – мало травки у козы.
Зу-зу-зу – отвязали мы козу.
За-за-за – убегает прочь коза.
Зу-зу-зу – догонять пришлось козу.
За-за-за – вот упрямая коза.
Зу-зу-зу – привязали мы козу.
Логопед. - Молодцы! Мы хорошо размялись, и я думаю, теперь мы смело можем начинать наше занятие.
-На занятие я пришла не с пустыми руками, а взяла с собой волшебный мешочек. В этом мешочке чего только нет! А главное, здесь припрятаны задания с которыми вам нужно будет справиться. Каждый раз вам предстоит вытягивать из мешочка новое задание. Давайте же посмотрим, что там?
(ребенок достаёт из мешочка первое задание)
- Конверт! Посмотрите, что спрятано в конверте? (картинки)
- Давайте назовём изображённые на них предметы.
Дети называют слова, логопед объясняет значение непонятных и незнакомых слов.
- Как вы думаете, какие звуки мы будем сегодня повторять? ([З] и [З`])
II. Сообщение темы занятия.
Логопед : - Итак, сегодня мы будем вспоминать звуки [З] и [З`], а также познакомимся с буквой «З», которая обозначает эти звуки на письме.
III. Характеристика звуков по артикуляционным признакам.
Логопед : - Давайте вспомним, что такое звуки? (Это то, что мы слышим и произносим)
- Правильно! Произнесём звук [З]
Дети, каждый перед зеркалом, произносят звук
- Что вы чувствуете? Как у нас выходит изо рта воздух?
(Воздушная струя встречает преграду)
- Значит, какой это звук? (согласный)
- Он твёрдый или мягкий? (твёрдый)
- Давайте проверим, звенит у нас в горле волшебный колокольчик при произнесении этого звука, или нет? Положим ладошку на горло и проверим. (звенит)
- Значит, это какой звук, звонкий или глухой? (звонкий)
- А теперь произнесём звук [З`]
Дети, каждый перед зеркалом, произносят звук
- Что вы чувствуете? Как у нас выходит изо рта воздух?
- Значит, какой это звук? (согласный)
- Он твёрдый или мягкий? (мягкий)
- Давайте проверим, звенит у нас в горле волшебный колокольчик при произнесении этого звука, или нет? Положим ладошку на горло и проверим. (звенит)
- Значит, это какой звук, звонкий или глухой? (звонкий)
- Ребята, давайте произнесём наши звуки по очереди : З- зь – з- зь, они похожи или нет? (похожи)
- А чем эти звуки отличаются? ([З`] – мягкий, а [З] - твёрдый)
- Давайте повторим: звук [З] какой? (согласный твёрдый, звонкий)
- А звук [З`]? (согласный, мягкий, звонкий)
IV. Различение звуков [З] и [З`] на слух, определение места данных звуков в слове, придумывание детьми слов со звуками [З] и [З`].
Логопед : - А в мешочке уже новое задание!
Д/И «Сигнальщики»
Дети достают сигнальные карточки синего и зеленого цвета.
- Я предлагаю поиграть нам в игру «Сигнальщики»
Я буду называть слова со звуками [З] и [З '], а вы должны будете поднять соответствующую карточку синего или зеленого цвета.
Слушайте внимательно!
Д/и «Найди место звука в слове»
Логопед : - Следующее задание.
Детям попадаются схемы для определения места звука в слове и предметные картинки. Логопед вывешивает схемы где звуки [ З], [З'] вначале слова и в середине. Дети берут картинку, и прикрепляют её с помощью магнита под той или иной схемой.
- А теперь придумайте сами слова где звуки [З], [З'] будут вначале слова, а затем в середине.
V. Знакомство с буквой «З».
Логопед вывешивает изображение буквы «З».
Логопед : - Как вы думаете, что это?
- Это буква «З», которая обозначает какие звуки? ([З] и [З`])
- На что ещё похожа наша буква (на цифру три)
На эту букву посмотри!
Она совсем как цифра 3.
3 не просто завитушка,
3 — пружина, крендель, стружка.
- А в волшебном мешочке опять что-то есть. Проверти, что же там? (буквы)
-Вы правы, там буквы. Он разные, а ваша задача будет найти закрытыми глазами, на ощупь только букву «З».
(Дети по очереди достают Буквы)
-Какие молодцы!
- Итак, давайте повторим: Буква «З» обозначает 2 звука : [З] – согласный, твердый, звонкий и [З`] – согласный, мягкий, звонкий.
- А теперь настало время нам размяться.
VI. Физкультминутка
На полу разложены предметы, в названии которых есть [З] или [З`], дети делятся на две команды: одна собирает в свою корзину предметы со звуком [З], другая – в свою корзину предметы со звуком [З`]. (Зонт, заяц, зеркало, замок, забор, зебра, зерно, змея, резинка, звезда, узел)
VII. Закрепление зрительного образа буквы, профилактика нарушений письменной речи
- А теперь давайте представим, что мы художники, и рисуем портрет нашей буквы : нарисуем нашу букву пальцем в воздухе.
- Молодцы!
Логопед раздаёт детям карточки с контурным изображением буквы «З» и пластилин зелёного и синего цветов.
- Как вы думаете, что с этим можно сделать? (лепить буквы)
- Мы с вами будем создавать портрет нашей буквы.
- Почему я приготовила синий и зелёный пластилин (буква «З» обозначает два звука [З] и [З`], для твёрдого – синий цвет, для мягкого - зелёный)
- Выберете цвет, и замажьте пластилином букву, старайтесь не заходить за контур. Если украсите свою букву зелёным пластилином, то должны будете придумать слово на звук [З`], если синим - [З].
Дети выполняют задание
IX. Закрепление навыка звукового анализа и чтения
Логопед : - И последние задание, которое вам приготовил мешочек.
Дети достают ребусы
- Однажды слоги поиграли,
Не по порядку в слово встали,
И плачут слоги громко, дружно:
Кто нас расставит так, как нужно?
(дети ставят слоги по порядку и читают слова)
(Замок, зима, зонт, зубы)
- Ребусы вы разгадали, слоги по порядку расставили. Еще нужно подобрать к этим словам схемы.
Дети выполняют задание, логопед помогает.
- А теперь давайте прочитаем, что у нас получилось (дети читают слова)
- Молодцы!
X. Итог занятия
Припоминание детьми слов со звуками [З] и [З`], прозвучавших на занятии, повторение характеристик звуков.
- Ребята, вы справились со всеми заданиями, а в волшебном мешочке снова что-то есть!
-Ой, а это он, за ваши старания, сюрприз для вас приготовил!
Дети достают из мешочка подарки.