Людмила Хдошоянц
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.
Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги.
Воспитатель Хдошоянц Л. Т.
ГБДОУ д/с №23 Московского района г. Санкт- Петербург
Темочки:
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Звуковой анализ. Конспекты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Задачи: Образовательные: совершенствовать навыки звукового анализа слов : определять гласные, согласные (мягкий, твердый); место звука в слове; делить слова на слоги, определяя количество слогов;
Развивающие: развивать фонематический слух, зрительное восприятие, мышление, внимание, память; развивать умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом
Воспитательные: воспитывать чувство товарищества, умение слушать воспитателя.
Словарная работа :звук, слог, слово, предложение, буква.
Материал:
Раздаточный: буквы для разукрашивания, цветные карандаши (синий, красный, таблица для определения места звука в слове, фишки, предметные картинки для определения количества слогов, ребусы и карточки для составления слова.
Демонстрационный: цифры 1, 2, 3 для определения количества слогов в слове, слоговая таблица для чтения, картинки для составления слова по первым буквам.
Сюрпризный момент медведи игрушки – Миша и Маша.
Ход занятия:
«Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро! солнцу и птицам.
- Доброе утро! улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым.
- Ребята, давайте посмотрим, друг на друга, и улыбнемся. Пусть ваши улыбки и хорошее настроение будут с нами целый день.
- Ребята, сегодня рано утром, когда я шла в детский сад мне встретились медвежата Миша и Маша. Они горько плакали… Я спросила, почему они плачут, и они мне сказали, что очень хотят научиться читать и писать но их в школу не взяли потому -что надо подготовиться к школе. Я их успокоила и пригласила к нам на занятие по грамоте. Пообещала, что вы им поможете. Медвежата пришли к нам в группу и спрятались, а нам оставили подсказки. Давайте разгадаем, где же они спрятались. Девочки будут искать Машу, а мальчики Мишу. (собрать картинку и прочитать где спрятались медвежата) (дети садятся за столы)
- Ребята давайте расскажем Мише и Маше, что мы изучаем на занятиях по обучению грамоте? (мы изучаем звуки и буквы).
- Чем отличаются звуки и буквы? (звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем).
- Какие бывают звуки? (звуки бывают гласные и согласные).
- Как произносятся гласные звуки? (поются, не встречают преград при произношении). (карточка№1)
- Как произносятся согласные звуки? (не поются, встречают преграду при произношении). (карточка№2)
«Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать».
«А согласные согласны
Шелестеть, шептать, шипеть,
Но не хочется им петь».
- У меня для вас следующее задание. Попробуйте определить по артикуляции какой звук произносит мальчик. (карточка №3)
Давайте все вместе произнесем -Звук /У/ - Вдох и на выдохе произносим звук /У/ (плечики не поднимаем, а теперь короткие на выдохе. Молодцы!
А сейчас слушайте внимательно. Читаю скороговорку: «Собирала Маргарита маргаритки на траве, потеряла Маргарита маргаритки во дворе».
- Какой звук очень часто встречается в этой скороговорке? (звук «Р»).
- Сейчас я буду произносить слова, а вы должны определить место звука «Р» в слове : в начале, середине или в конце слова, и отмечаем фишкой тот квадратик на карточке, где находится данный звук.
(река, барабан, комар, радуга, размер, сыр, арбуз, кругозор)
- Молодцы, ребята, справились с заданием.
Физкультминутка
Ветер
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше. (Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище
то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают,
на «выше, выше» — выпрямляются.)
Ветер веет над полями
Ветер веет над полями,
Облако плывет над нами,
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
Там немного отдохнём. (Дети садятся.)
- Назовите, какое время года изображено на моей картинке? (зима). - «ЗИМА» - давайте разберём это слово. (на доске составить слово «ЗИМА»)
- Сколько букв в слове «ЗИМА»? (4 буквы)
- А сколько звуков в слове «ЗИМА»? (тоже 4)
- Сколько согласных звуков в слове «ЗИМА»? (2 согласных звука). Назовите их (звуки З, М).
- Где в этом слове находится звук З, а звук М? (звук З находится в начале слова, а звук М – в середине).
- Сколько гласных звуков в слове «ЗИМА»? (2 гласных звука)
- Какие это звуки? (и, а).
- Какой гласный находится в середине слова? (И)
- Где находится звук «а»? (в конце слова)
- Разделите это слово на слоги. Сколько слогов в слове «ЗИМА» (два).
- Почему в этом слове два слога? (потому что два гласных звука).
Вспомним правило - «Сколько в слове гласных звуков, столько в слове и слогов».
- Прочитайте первый слог (ЗИ, второй слог (МА).
Составьте цветовую схему. (дети составляют схему)
- Молодцы, ребята, справились с заданием.
Теперь, ребята, составьте, пожалуйста предложение со словом «зима».
(Дети составляют предложение).
Сколько слов в этом предложении? (Ответы детей).
- Ребята, я рада за вас, вы выполнили все задания, которые я вам приготовила.
- Вы показали свои умения, знания, проявили смекалку. Молодцы!
Но нашим друзьям нужна подсказка. Чтобы они запомнили гласные и согласные звуки и буквы. (все дети получают задание «Раскрась гласные и согласные буквы»)
Отлично все справились.
Давайте попрощаемся с нашими друзьями. (дети встают в круг и передают медвежат по кругу, каждый говорит добрые слова на прощание)
Ребята, кому мы помогли сегодня с вами? (Ответ детей).
-Все вы сегодня были большие молодцы, не испугались сложных заданий и отлично с ними справились!
Занятие окончено.