Шумова Фарида
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звуковой анализ слова»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия :Продолжать обучению звукового анализа слов; учить различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки.
Образовательные задачи:
1. Развивать фонематическое восприятие, слуховой контроль над речью.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе „Звуковой анализ слова“» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
2. Учить проведению звукового анализа слова. Знакомство со звуковым анализом слова ПАУК.
3. Закреплять умение различать гласные и согласные звуки
4. Продолжать учить называть слова с заданным звуком.
5. Способствовать сохранению правильной осанки и положительному эмоциональному настрою детей.
Развивающие задачи:
• развивать логическое мышление, творческое воображение, зрительную память, мелкую моторику
• развивать связную, выразительную речь детей
• развивать умение отвечать полным предложением.
Воспитательные задачи :
• воспитывать уважение ко взрослым, друг к другу
• воспитывать такие чувства, как: взаимопомощь, взаимовыручка
• воспитывать любовь к природе.
Создание среды для организации и проведения ОД:
• Телефон с СМС сообщением
• Проектор, аудиозаписи,компьютер;
• Фишки, обозначающие звуки
• Мяч, снежинка
• Шапочки звуковичков
• Посылка
Приемы руководства деятельностью детей в ОД:
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: создание проблемной ситуации; игровая ситуация.
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД: беседа, вопросы к детям, создание развивающей среды, анализ и выводы.
3. Приемы организации практической деятельности детей: художественное слово; физкультминутка «Зима», звуковой анализ слова
4. Приемы поддержания интереса у детей: ситуация выбора, планирование, музыкальное сопровождение, чередование видов детской деятельности, показ слайдов.
5. Приемы оценки и самооценки: анализ деятельности, поощрение, взаимопомощь детей.
Предварительная работа:
Беседа «Что такое посылка»
Знакомство с дедом Грамотеем
Разучивание физминутки «Зима»
Виды детской деятельности в ОД:
Игровая.
Коммуникативная.
Трудовая.
Продуктивная.
Музыкальная
Физическая
Речевая
Ожидаемые результаты:
- умения детей действовать самостоятельно;
- проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками;
- воспитание нравственных качеств;
- активизация словарного запаса;
- формирование умения выполнять звуковой анализ слова
Критерии оценки деятельности детей на занятии
1. Активно участвует в продуктивной деятельности.
2. Проявляет самостоятельность.
3. Обращается за помощью к взрослому и детям и оказывает ее своим сверстникам.
4. Сопереживает.
5. Эмоционально реагирует.
6. Соподчиняет мотивы.
7. Проявляет волевое усилие.
8. Аргументирует самооценку.
9. Ребенок вступает в обсуждение.
Ход ОД:
1. Организационный момент.
Дети заходят в зал.
(Звук СМС сообщения)
Воспитатель: Пришло СМС сообщение от деда Грамотея из страны АБВГДейка. «Дорогие ребята старшей группы № 2, хочу выслать вам посылку, но не знаю вашего адреса. Позвоните по телефону 907010 и назовите свой адрес. До свидания. Дед Грамотей из страны АБВГДейка»
-Ребята, хотите получить посылку?
-Тогда давайте позвоним и сообщим свой адрес (адрес сада)
- Я включаю громкую связь, а вы хором говорите свой адрес (г. Оренбург, пр. Гагарина 12 в, детский сад № 87)
2. Основная часть.
-Ребята, пока посылка в пути, давайте поиграем. А поиграем мы с вами в игру «Слова наоборот» (с мячом)
Зима-лето
Друг-враг
Весёлый-грустный
Добрый-злой
Длинный-короткий
Красивый-безобразный
Чистый-грязный
Высокий-низкий
Бежать-стоять
Кричать –молчать
Радоваться-огорчаться
(дети садятся на, лицом к экрану)
Звучат звуки зимы
Воспитатель: Что за звуки мы слышим? (слайд № 2)
Дети: Это зима
Вос-ль: Правильно! на экране пейзаж зимы
- Какими словами мы можем сказать о зиме? Какая она? (передаём снежинку и называем описательные слова)
Дети: снежная, холодная, суровая, морозная…
ГОЛОС с экрана: (слайд № 3) Здравствуйте, ребята! Посылку Дед Грамотей выслал, но она попала в мои снежные владения. Наверное её я оставлю себе. Хотя… Я верну её вам, если вы выполните мои задания.
(на экране появляется одна снежинка – 1 задание. Слайд № 4)
1. Артикуляция звуков : ЗИМА хочет поиграть с вами в дразнилки. А вы хотите поиграть?
Дети: Да! (Слайд № 5, № 6)
Вос-ль: Я буду показывать звуки, а вы их будете озвучивать все вместе хором.
Ветер со снежинками играет - У-У-У-У
Ветки с дерева срывает - И-И-И-И
Снежинки по ветру летят- О-О-О-О
Прямо под ноги ребят - А-А-А-А
А,О,У, И – это что за звуки? (подходим к столу)
Дети: Гласные.
Вос-ль: Почему их так называют?
Дети: Они легко, тянутся, поются.
Вос-ль: Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?
Дети: Красным.
(правильный ответ на слайде 7)
Восп: Сколько гласных звуков вы знаете?
Вос-ль: А звуки, которые нельзя спеть, как называются?
Дети: Согласные.
Вос-ль: Какие согласные бывают?
Дети: Твёрдые и мягкие.
Восп: Согласные твёрдые звуки каким цветом обозначаем?
Дети: Синим
(слайд 8)
Воспитатель: Согласные мягкие каким цветом обозначаем?
Дети: Зелёным
(Слайд 9)
_Ребята, кто понял почему Зима нам задаёт вопросы о звуках?
(Да, потомучто у зимы много разных звуков : то как зверь она завоет, то заплачет как дитя… Вот она и захотела побольше узнать о звуках)
(Слайд № 10 – второе задание)
2. Игра «Угадай какой звук?» (за столом сидя)
Воспитатель называет звуки, а дети показывают нужные фишки
Воспитатель:
(Слайд № 10--11 –третье задание)
3. Игра «Старший и младший братья» (с мячом) (Встаём полукругом) (Слайд № 12, № 13)
Посмотрите на экран: Звуки взялись за руки. Почему они так дружны? Может быть они родственники?
Воспитатель называет твёрдые согласные, а дети называют мягкие согласные»
ФИЗМИНУТКА: «Зима»
Мы зимой в снежки играем, мы играем.
(имитация лепки снежков)
По сугробам мы шагаем, мы шагаем.
(шагаем, высоко поднимая колени)
И на лыжах мы бежим, мы бежим.
(пружинистые движения на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)
На коньках по льду скользим, мы скользим.
(плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)
И снегурку лепим мы, лепим мы.
(соответствующие движения)
Гостью-зиму любим мы, любим мы.
(развести руки в поклоне и поставить на пояс)
4. Назвать слова, начинащиеся со звука «с» (Слайд № 15)
(Садимся за столы)
5. Звуковой анализ слова ПАУК. (Слайд № 17-23, № 22 по щелчку)
Воспитатель: Посмотрите какие узоры вырисовывает мороз зимой на окнах. Что напоминают нам узоры на окнах.
Воспитатель: На что похож следующий узор? (на паутину)
Воспитатель: А кто плетёт паутину? (паук)
Следующее задание ЗИМЫ выполнить звуковой анализ слова «ПАУК»
- Сколько звуков в том слове?
_Разделим на слоги слово паук. Сколько слогов в этом слове? (2)
-1 звук (П) какой? (согл, твёрдый)
- Какого цвета фишку поставим? (синий)
_Назовите 2 звук. Какой он? (а) (гласный)
- Какого цвета фишку поставим? (красного)
- Назовите следующий звук. Какой он? (у) (гласный)
- Какого цвета фишку поставим? (красного)
- Назовите следующий звук. Какой он? (к) (согл, твёрдый)
- Сколько всего звуков в том слове? (4)
- Сколько гласных звуков?
-Сколько согласных звуков?
- Обратите внимание в слове ПАУК стоят подряд два гласных звука. Мы впервые сегодня выполнили звуковой анализ слова ПАУК
6. Игра «Живые звуки»(Слайд № 24)
Паук
7. Отгадайте загадку и выполнить звуковой анализ слова «ЗИМА»
Я тепла не потерплю:
Закручу метели,
Все поляны побелю,
Разукрашу ели
Замету снежком дома
Потомучто я … (зима) (Слайд №25, 26)
Проводится звуковой анализ слова самостоятельно.
-Ребята, ЗИМА нас просит составить предложение со словом ЗИМА.
. Воспитатель: -Ребята, вы любите зиму?
- Давайте мы подарим стих Зимушке (стих)
Мы в снежки сражаться будем
Мы с горы кататься любим
И поэтому нам очень
Очень нравится ЗИМА!
Заключительная часть:
Воспитатель: –Вы выполнили все задания Зимушки.
(На экране появляется ЗИМА)
ЗИМА: (Слайд № 27)- Спасибо за стихотворение. Ну что ж, ребята, выполнили вы мои задания. И я много узнала о звуках. Я рада, что познакомилась с такими интересными ребятами, как вы. Посылка, адресованная вам уже наверное прибыла. До Новых встреч!
Воспитатель: Она не прощается с нами, а говорит нам «До свидания» Мы с ней будем встречаться каждый день.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Пока посылку нам несут…
ИТОГ: Воспитатель: Встали в кружок и вспомним:
• Кто прислал нам СМС сообщение?
• Что нам выслал Дед Грамотей?
• Мы сразу получили посылку? Почему?
• Справились мы с заданиями ЗИМЫ?
• Вы – умнички, говорили уверенно, правильно, полными предложениями
(Заносят посылку). Эмоции детей.