Ирина Камалетдинова
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Согласные звуки [З], [З’]. Буквы З, з. Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия
по обучению грамоте в подготовительной группе
на тему :
«Согласные звуки З, ЗЬ. Буквы З, з. Зима»
Подготовила : воспитатель
Камалетдинова Ирина Ригиловна
Цель занятия : Познакомить детей с новыми согласными звуками и буквами. Дифференциация звуков З-ЗЬ.
Задачи:
1. Развитие слухоречевой памяти, фонематического восприятия, фонематических представлений.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему „Согласные звуки [З], [З’], Буквы З, з, Зима“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по обучению грамоте
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Согласные звуки
- Темочки
2. Закрепление навыка правильного произношения звуков З, ЗЬ в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.
3. Продолжать обучение звукослоговому анализу и синтезу.
4. Закрепление умения делить слова на слоги, выделять ударный слог и ударный звук.
5. Развитие внимания, памяти, мышления.
6. Воспитание чувства доброты, отзывчивости, сострадания.
7. Закрепление умения работать в коллективе.
Материал к занятию : презентация, мультимедиа, ноутбук, цветные квадратики для обозначения звуков, волшебный мешочек с бусами, «умные бусы» (геометрические фигуры, буквы, цифры).
Ход занятия.
Организационный момент. Психологический настрой – минутка вхождения в занятие. Ребята встают полукругом.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте поздороваемся с ними и подарим им свои улыбки! Улыбнитесь друг другу. Меня зовут Ирина Ригиловна.
А сейчас мы настроимся на занятие. Упражнение – Релакс.
Воспитатель: Давайте закроем глаза, подумаем о том, как хорошо, что мы вместе. Мы добры, приветливы, ласковы, здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через нос все обиды и огорчения. Молодцы, хорошо расслабились.
Воспитатель: Теперь садимся на стульчики и слушаем загадку.
Запорошила дорожки, разукрасила окошки.
Радость детям подарила и на санках прокатила.
Как думаете, что это?
Дети: Зима
Воспитатель: Правильно, Зима! И сегодня сама зима прислала нам свой автопортрет (Выставляется «Портрет Зимы»). Через свой автопортрет Зима будет видеть нас, слышать нас и принимать участие в нашем занятии. Вы рады Зиме?
Ответы детей.
Воспитатель: Зима говорит, что принесла с собой два своих любимых звука. Вы узнаете об этих звуках, прослушав музыку. Закройте глаза и внимательно слушайте.
Характеристика и артикуляция звука З.
(Музыкальное сопровождение звука – Комар)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, о каком звуке мы сегодня будем с вами говорить?
Ответы детей.
Воспитатель: Чья это песенка? (песенка Комара). Давайте вспомним её. (Дети поют звуки З и ЗЬ вместе с воспитателем).
Воспитатель: Скажите звук З какой?. (Согласный, твердый, звонкий).
Летят навстречу друг другу Комар и Комарик. (На экране картинки) Летят и зудят свои песенки. Комар: “З-З-З”. Комарик: “ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ”
Воспитатель: Давайте споем вместе с ними еще раз эти звуки. (Дети пропевают еще раз звук З и ЗЬ).
Воспитатель: Одинаково ли звучат их песенки?
Ответы детей.
Воспитатель: Чья песенка твердая? (Комара).
- Чья песенка мягкая? (Комарика).
- Чья песенка звонкая? (И Комара и Комарика).
- Звук «З» какой? - (согласный, твёрдый, звонкий).
- Звук «ЗЬ» какой? - (согласный, мягкий, звонкий).
Произношение звуков З и ЗЬ в слогах.
Игра «Эхо».
Воспитатель: Поиграем в игру «Эхо». Я буду говорить слоги со звуком «З», а вы повторять за мной.
За-зя, зо-зе, зу-зю, зы-зи.
Знакомство с буквой З.
«З» - смешная завитушка.
«З» - закручена как стружка.
Воспитатель: Ребята, этой буквой обозначаются звуки З и ЗЬ. Демонстрация большой буквы, из каких элементов состоят – из двух полуколец, соединенных между собой или двух неполных кругов; рассматривание картинок – на что похожа буква «З»- на цифру 3, на облачко, на рога козы, барана, на ухо, на лепестки цветов.
Воспитатель: Вы молодцы ребята, все у вас получилось. А теперь давайте немного поиграем. Берите стульчики и садитесь за столы.
Игра с бусами. Сказка «Комар и Комарик». (Дети садятся за столы, а там их ждет волшебный мешочек с бусами)
Воспитатель: Дети перед вами лежат чудесные, волшебные мешочки. Давайте возьмем их на руки и познакомимся с содержимым мешочка поближе: пощупаем, потрём между ладошками, послушаем. Как думаете, что в мешочке?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, бусы. Давайте их выложим на стол и послушаем, как бусинки переговариваются между собой, увидим, какие они разные и красивые. Как думаете, что мы будем с ними делать? (Ответы детей)
Мы ими будем рисовать, и сочинять сказку для «Зимы» про Комара с Комариком. Ведь «Зима» их никогда не видела.
Итак: Комар с Комариком летели, летели, устали и опустились на полянку, чтобы немножко отдохнуть, подышать. (Дети рисуют круг из бус).
Вдруг видят, стоят два домика – синий и зеленый. Стали спорить Комар с Комариком, кому в каком домике жить. Поможем им найти свои домики? Только здесь надо работать парами, друг без друга мы никак не решим эту задачку (дети выкладывают из бус домики – работа парами.)
Зеленый – для Комарика, синий – для Комара.
Домики им очень понравились и решили они украсить свои домики шариками. (Шарики из бус).
А вокруг домиков красивые цветы выросли (Выкладывание цветов). На небе солнышко цветит (рисуют круг, птицы летят.
Воспитатель: Молодцы дети, все правильно выполнили. И Комару с Комариком теперь весело и тепло. Мы их переместили в лето.
- А сейчас, ребята, убираем бусы в мешочки.
Бусы, вы нам помогали,
Вы красиво рисовали,
А теперь назад сложитесь
И тихонько спать ложитесь.
Комар с комариком подарили нам физкультминутку (Дети собираются в круг).
Воспитатель: Выходите ко мне и мы немного разомнёмся с вами. (физминутка)
В зимнем лесу.
Весь засыпан снегом лес (повернулись вправо, правую руку отвели назад, повернулись влево, левую руку отвели назад)
Здесь по снегу скачет зайка (прыгаем)
Там синичек села стайка (машем руками, как крыльями)
Здесь лисичка за кустом (приседаем, смотрим направо)
Там в дупле бельчонка дом (встаём, поднимаем руки вверх)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Проходите на свои места (Дети садятся на за столы).
Звуко – слоговой анализ слова «Зима».
Воспитатель: Ребята, вы хотите порадовать Зимушку? Тогда я предлагаю выложить из квадратиков слово «Зима». Приглашаю сюда, ко мне, Ваню. Он выполнит это задание. (Ребенок выполняет задание самостоятельно на доске).
Воспитатель: Сколько согласных звуков в слове «Зима»? Назовите их.
Дети: Звуки З и М.
Воспитатель: Сколько гласных звуков в слове Зима? Какие это звуки? (и, а). Какой гласный находится в середине слова? Где находится звук «а»? Разделите это слово на слоги. Сколько слогов в слове «Зима» (два). Почему в этом слове два слога?
Ответы детей.
Воспитатель: В слове «Зима» два гласных звука. Вспомним правило.
Дети хором: «Сколько в слове гласных звуков, столько в слове и слогов».
Воспитатель: Произнесите первый слог (зи, второй слог (ма).
Воспитатель: Выделите голосом ударный слог в этом слове. Позовем все вместе зиму.
Дети: Зима!
Воспитатель: На какой слог падает ударение? (мА)
Воспитатель: На какой звук во втором слоге падает ударение? (на звук «а»). Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Ударение может падать только на гласные звуки. Спасибо дети, справились.
Воспитатель: Зима оставила мне конверт, давайте откроем его и посмотрим что там?
Это скороговорка от Зимушки – Зимы!
Разучивание скороговорки:
Зимним утром от мороза на заре звенят березы. (С разной громкостью).
Воспитатель: Давайте с вами еще поиграем в игру. (Воспитатель подходит к ребенку, он выбирает один из пяти пальцев)
Рефлексия: «Метод пяти пальцев».
(Дети показывают выбранный ими палец правой руки. После отвечают на вопрос, в соответствии с выбранным пальцем.)
М (мизинец) - Что нового и интересного было на занятии?
(Познакомились со звуками З, ЗЬ и буквой З, з, с комаром и комариком)
Б (безымянный) – Чего достигли?
С (средний) –Каким было настроение? (Ответы детей).
У (указательный) –Кому мы сегодня помогли, чем порадовалали? (Мы помогли Зиме)
Б (большой) – Что мы сделали для своего здоровья? (Мы выполнили физминутку).
Воспитатель:
Спасибо всем, очень интересно поиграли. Но наше занятие подошло к концу. Зима говорит вам : «Спасибо, дети, вы меня очень порадовали своими ответами. Увидела Лето – полянку, цветы, цветные шарики и различных птиц. Это было чудесное волшебство! Жаль, что занятие так быстро закончилось и приходится расставаться. До свидания дети! А взамен я оставляю вам снежные горки, ледяные катки и много-много зимних развлечений! (на экране снежные горки, ледяные катки и играющие снежками дети).
И у меня для вас есть подарок: умные бусы. Эти чудесные бусы я передаю вашему воспитателю, что она научила вас играть с ними.
До свидания дети!