Александра Сосновская
Конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [С] и [Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид деятельности: Занятие по подготовке к обучению грамоте
Тема: «Звуки [С] и [Ш]»
Цель: Дифференциация звуков [С] и [Ш] в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
*учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звуков [С] и [Ш] с опорой на различные виды контроля;
*учить детей самостоятельно выполнять звуковой анализ.
Коррекционно-развивающие:
*дифференцировать звуки [С]-[Ш] в слогах, словах, предложениях;
*развивать фонематический слух и восприятие;
*развивать общую моторику,
*развивать психические процессы: память, внимание, мышление.
Коррекционно-воспитательные:
Публикация «Конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе „Звуки [С] и [Ш]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2021
*воспитывать внимание к речи педагога;
*воспитывать интерес к занятиям через игровую форму;
*воспитывать самоконтроль за собственной речью.
Предварительная работа: темы «Звук С» и «Звук Ш», определение характеристики звука, звуковой анализ слогов, слов 1 слоговой структуры.
Оборудование: индивидуальные зеркала, тетради, простые и цветные карандаши, схема для определения характеристики звуков, картинка для игры «Гусеница», карточки со словами на звуки [C] и [Ш], набор для составления схемы предложения.
Ход занятия
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Разделитесь, пожалуйста на две команды. Первая команда будет называть слова со звуком [С] в начале слова, вторая – со звуком [Ш] в начале слова. Побеждает та команда, которая назовёт больше слов.
Сообщение темы занятия
- Отлично, ребята, вы назвали много слов. А теперь подумайте какая тема нашего занятия?
- Тема нашего сегодняшнего занятия звуки [С] и [Ш].
Артикуляционная гимнастика
- Но перед тем как начать занятие нам надо размять язычок.
Улыбочка, трубочка, месим тесто, чистим зубки, иголочка, блинчик, качельки, горка, чашечка, грибочек, гармошка, лошадка, конфетка.
Акустико-артикуляционный образ звуков
- Ребята, расскажите, как мы произносим звук [С].
- Губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы, воздушная струя холодная.
- Ребята, а теперь расскажите, как произносить звук [Ш]. - Губы вытянуты вперед, окошечком, кончик поднят вверх, чашечкой, воздушная струя теплая.
- Петя, расскажи про звук [C] по схеме.
- Звук [С] – согласный, глухой, твёрдый.
- Ребята, почему Петя сказал, что звук [С] – согласный?
- Звук [С] – согласный, потому что мы его не можем петь, нам мешает язычок и зубки.
- А почему он глухой?
- Звук [С] – глухой, потому что горлышко не поёт.
- Кто хочет рассказать про звук [Ш] по схеме?
- Звук [Ш] – согласный, глухой, всегда твёрдый.
- А почему звук [Ш] согласный и глухой?
- Звук [Ш] согласный, потому что нам мешает язычок и зубки, а глухой, потому что горлышко не поёт.
- Ваня, скажи, чем похожи звуки [С] и [Ш]?
- Оба звука согласные, глухие, твёрдые.
- Маша, а чем эти звуки различаются?
- Когда произносим звук [C] – язычок вниз, а когда [Ш] – вверх.
- Всё правильно. Вы все, ребята, молодцы.
Развитие фонематического слуха
- Ребята, сейчас мы с вами сыграем в игру «Гусеница». Если слышите слог со звуком [С], то кладёте красную пуговицу, если слышите слог за звуком [Ш], то кладете жёлтую.
СА, ША, ЭШ, СУ, СО, ШИ, УС, ОШ.
Дифференциация звуков с слогах
- Давайте вспомним игру «Эхо».
Я пою первая, вы повторяете после меня.
Эхо, где же ты?
Эхо, повтори.
Са-са-ша-ша
Шу-шу-су-су
Шо-со-со-шо
Сэ-шэ-шэ-сэ
Физ. минутка
- Ребята, встаём. Играем в игру «Путаница». Делай, то что слышишь, а не то что видишь.
Руки на пояс (Руки на пояс).
Руки в стороны (Руки в стороны).
Руки в верх (Руки на пояс).
Присесть (Встать на цыпочки).
Руки на колени (Руки на колени) и т. д.
Связь звуков с буквой
- Ребята, скажите на что похожа буква С?
- Буква С похожа на откушенную сушку, на месяц.
- Валя, а на что похожа буква Ш?
- Буква Ш похожа на гребешок, на перевёрнутую букву Е.
- Открываем тетрадочки и печатаем сначала строчку с буквой С, а потом Ш. Дети печатают буквы в тетрадях без демонстрации образцов.
Дифференциация звуков с словах
- Ребята, я для вас подготовила задание на карточках. Если в слове есть звук [С], то ведем линию к букве С, а если в слове звук [Ш], то к букве Ш.
Звуковой анализ слов
- В своих тетрадях напечатайте слово санки. Кто напечатал делает звуковой анализ. Дети печатают слово санки, под ним делают звуковой анализ цветными карандашами.
- Ваня, сколько всего звуков в слове санки?- В слове санки – 5 звуков.
- Миша, назови гласные в данном слове. - В слове санки гласные – а, и.
- Катя, какой третий звук в этом слове?- Третий звук – н.
- Валя, сколько слогов в слове санки?- В слове санки – 2 слога.
- Ребята, какое правило мы должны помнить, когда определяем количество слогов?- Сколько гласных, столько и слогов.
- Следующее слово, которое печатаем в тетради – это шапка. Кто напечатал преступает к звуковому анализу. Дети печатают слово шапка, под ним делают звуковой анализ цветными карандашами.
- Петя, какой первый звук в слове шапка? - В слове шапка первый звук – ш.
-Оля, назови все звуки по порядку. - Ш А П К А.
- Саша, назови в слове только согласные. - Ш, П, К.
Дифференциация звуков с предложении
- Ребята, я сейчас прочитаю сломанное предложение, нам с вами надо его починить.
Спасли, Маша, и, Саша, синичку. - Маша и Саша спасли синичку.
- Сколько слов в предложении? - В предложении 5 слов.
- Составьте схему полученного предложения. Дети составляют схему предложения.
Итог занятия
- Над какими звуками мы работали сегодня?- Над звуками [С] и [Ш].
- Какие задания мы выполняли на занятии?- На занятии мы делились на команды и называли слова на звуки [C] и [Ш], разминали язычок, рассказывали про звук по схеме, играли в «Гусеницу», «Эхо», «Путаницу», работали на карточках, в тетрадях, составляли предложение.
- Ребята, вы сегодня хорошо занимались, убирайте всё на свои места и подходите за звёздочками.