Венера Урмантаева
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Рр и звуки [р], [р’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: буква Рр и звуки [р], [р’].
Доминирующая образовательная область: познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Вид деятельности детей: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе „Буква Рр и звуки [р], [р’]“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
Программное содержание. Ознакомление с буквой Рр и звуками [р], [р’]. Формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой. Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений. Совершенствование навыков конструирования и печатания. Развитие фонематического представлений (определение начальных и конечных звуков в словах, подбор слов на заданные звуки). Развитие общей моторики, координации движений, ловкости и подвижности. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Материалы и оборудование. Магнитная доска, буквари и тетради по числу детей, контейнеры с карандашами, материалы для определения места звука в слове, материалы для звукового анализа, конверты со словами. Предварительная работа. Повторение подвижной игры «Птичьи пятнашки».
Вводная часть
Упражнение «Слушай внимательно». Сообщение темы занятия.
Педагог встречает детей, организует приветствие с ними, предлагает им встать возле стульчиков. Перед каждым ребенком лежит картинка (лебедь, галка, голубь, клёст).
Педагог. Рассмотрите картинки, вспомните названия изображенных на них птиц, внимательно слушайте меня. Сначала сядут те дети, в названиях птиц у которых есть звук [л].
Дети выполняют задание.
Педагог. Теперь сядут те дети, в названиях цветов у которых есть звук [л’]. Дети выполняют задание.
Педагог. Молодцы! Сегодня мы познакомимся с новой буквой и звуками, которые она обозначает, будем играть и читать. Педагог убирает картинки
Основная часть
Работа по книге «Мой букварь». Знакомство с буквой Рр. Педагог раздает детям «Мой букварь».
Педагог. Откройте буквари там, где лежит закладка. В верхней части страницы слева вы видите букву Рр. Это новая согласная буква, с которой вы сегодня познакомитесь. Как вы думаете, почему под буквой нарисованы синий и зеленый кружки?
Дети. Значит буква Рр обозначает твердый звук [р] и мягкий звук [р’]. Педагог. Правильно. Теперь положите руку на горлышко, произнесите по очереди эти звуки. Определите, это глухие или звонкие согласные.
Дети кладут руку на горлышко и произносят звуки [р] и [р’]. Дети. Звуки [р] и [р’] — звонкие.
Педагог. Верно. Звуки [р] и [р’] — звонкие согласные. Посмотрите на картинку рядом с буквой. Послушайте стихотворение к ней. Рыжий Ромка очень рад: У него родился брат. Педагог ставит на стол контейнер с карандашами.
Педагог. Возьмите простые карандаши. Обведите в стихотворении все буквы Рр.
Дети выполняют задание. Педагог. Вы все сделали верно. Молодцы! Теперь рассмотрите картинку в нижней части страницы. Какие цветы в букете у Раи! Назовите их и определите место звука [р] в их названиях.
1-й ребенок. Роза. Звук [р] в начале слова.
2-й ребенок. Астра. Звук [р] в середине слова.
3-й ребенок. Нарциссы. Звук [р] в середине слова.
4-й ребенок. Ромашка. Звук [р] в начале слова. 1-й ребенок. Настурция. Звук [р] в середине слова.
Педагог. А сейчас прочитайте слова с новой буквой на следующей странице. 1-й ребенок. Рак.
2-й ребенок. Рад.
3-й ребенок. Дар.
4-й ребенок. Рама.
1-й ребенок. Рука.
2-й ребенок. Раки.
3-й ребенок. Мир.
4-й ребенок. Рыба.
1-й ребенок. Двор.
2-й ребенок. Топор.
3-й ребенок. Забор.
4-й ребенок. Ковер.
1-й ребенок. Трава.
2-й ребенок. Брат.
3-й ребенок. Грабли.
4-й ребенок. Врач.
1-й ребенок. Рис.
2-й ребенок. Ирина.
3-й ребенок. Бритва.
4-й ребенок. Руби.
1-й ребенок. Говори.
2-й ребенок. Кричи.
3-й ребенок. Рубил.
4-й ребенок. Говорил.
1-й ребенок. Кричал.
2-й ребенок. Рубит.
3-й ребенок. Говорит.
4-й ребенок. Кричит.
Педагог. И наконец, прочитайте предложения.
3-й ребенок. Борис ловит рыбу.
4-й ребенок. Роман купил груши.
1-й ребенок. Марат рубит дрова.
2-й ребенок. Ира собирала грибы. Педагог. Вы отлично читали сегодня. Я горжусь вами. Педагог предлагает детям закрыть буквари и убирает их.
Подвижная игра «Птичьи пятнашки».
Педагог предлагает детям пройти на ковер и встать в круг. Один ребенок-водящий садится на стульчик в дальнем конце помещения. Дети играют в пятнашки.
«Печатание» буквы Рр в воздухе и в тетради. Развитие тонкой моторики, графомоторных навыков.
Педагог раздает детям тетради, ставит на столы контейнеры с карандашами и ручками.
Педагог. Откройте тетради на с. 21. Что вы видите в верхней части страницы?
Дети. Розу, ромашку и букву Рр.
Педагог. Подумайте, каким карандашом вы раскрасите букву Рр, какие карандаши вам нужны для того, чтобы раскрасить картинки, и начинайте работу.
Дети выполняют задание.
Педагог оценивает их работу.
Педагог. Теперь возьмите ручки. Давайте напишем четыре больших буквы Р. Посмотрите, как я пишу букву Р на доске. Сначала я пишу палочку сверху вниз. Потом справа от нее вверху я пишу полукруг. «Напишите» так же букву Р в воздухе. Дети «пишут» букву Р в воздухе.
Педагог. Теперь можете написать буквы в тетради. Дети выполняют задание. Аналогично педагог проводит работу по подготовке к печатанию маленькой буквы р.
Дети пишут 4 маленьких буквы.
Педагог. Теперь прочитайте и по образцу напишите слова на второй строчке. Обратите внимание, что одно из слов написано с заглавной буквы.
Дети читают и под контролем педагога пишут слова.
Педагог. Вы очень старались и хорошо выполнили задание. Предложение мы будем писать на индивидуальных занятиях.
Упражнение «Закрась квадрат». Развитие фонематических представлений (определение места звука [л] в словах).
Педагог предлагает детям перевернуть страницу.
Педагог. Что нарисовано в верхней части страницы?
Дети. Груша, рама, топор. Педагог. Возьмите синий карандаш и закрасьте в каждой полоске под картинкой квадрат, соответствующий месту звука [р] в названии картинки.
Дети выполняют задание. Педагог оценивает их работу и убирает тетради и карандаши.
Упражнение «Составь схему». Совершенствование навыка звукового анализа слов. Педагог помещает на мольберт картинку с изображением крокуса, ставит на столы контейнеры с фишками для звукового анализа. Педагог. Как называется этот цветок?
Дети. Это крокус. Педагог. Произнесите слово еще раз и выполните его звуковой анализ, выложите звуковую схему слова.
Дети выполняют задание самостоятельно.
Педагог при необходимости задает контрольные вопросы. Затем он предлагает детям сложить фишки в контейнеры и убирает его и картинку. Упражнение «Пары слов». Развитие фонематических представлений (определение начальных и конечных звуков в словах) и ловкости.
Педагог предлагает детям пройти на ковер и берет в руки мяч. Педагог. Последняя игра называется «Пары слов». Будем бросать мяч друг другу. Вы будете вспоминать название цветка, которое начинается с последнего звука произнесенного мною названия. Подснежник.
1-й ребенок. Крокус. Педагог. Прострел.
2-й ребенок. Ландыш.
Педагог. Нарцисс.
3-й ребенок. Сальвия.
Педагог. Тюльпан.
4-й ребенок. Ноготки.
Педагог. Вот так молодцы. Поаплодируйте себе.
Дети аплодируют. Логопед убирает мяч.
Составление и чтение предложений из данных слов. Совершенствование навыка чтения.
Педагог раздает детям конверты со словами. Педагог. Достаньте из конвертов слова, прочитайте их и попробуйте составить из них предложения. Не забудьте, что первое слово в предложении пишется с большой буквы, а в конце предложения ставится точка.
Дети выполняют задание.
Педагог. Прочитайте получившиеся предложения.
1-й ребенок. У Ромы попугай Гера.
2-й ребенок. Гера забавный и веселый.
3-й ребенок. Рома кормит Геру орешками.
4-й ребенок. Гера любит Рому.
Педагог. Великолепно. Обратите внимание на то, что имя мальчика и кличка попугая пишутся с заглавной буквы.
Составление рассказа из данных предложений. Совершенствование навыка чтения.
Педагог предлагает детям еще раз прочитать получившиеся предложения. Педагог. А теперь попробуйте все вместе составить из этих предложений рассказ.
Дети выполняют задание.
Педагог. Прочитайте получившийся рассказ.
Дети. У Ромы попугай Гера. Гера забавный и веселый. Рома кормит Геру орешками. Гера любит Рому.
Педагог. Очень хорошо. А как вы назовете этот рассказ?
Дети. Попугай Гера.
Педагог. Хорошо. Сегодня я очень довольна вами.
Заключительная часть.
Оценка работы детей. Педагог предлагает детям перечислить задания, которые они выполняли, высказать свои впечатления от занятия и работы на занятии своих товарищей.